Ассирийская держава во II-I тыс. до Р. X.
В чем смысл законов Хаммурапи в общей форме? В том, что с одной стороны имеется право нормативное, которое государство рекомендует, а не навязывает, а с другой стороны – право обычное, как люди данной местности, данного этнического меньшинства привыкли судить. И вот вавилонское право было терпимо к обычному праву. У мусульман имеется шариат (как поступать по законам религии) и имеется адат (как поступать по жизни), который у разных мусульманских народов может быть совершенно разным. Терпимость к обычному праву (совершенно не характерная, скажем, для римского права), отсутствие желания все заменить и все нормировать, все это сделало эту систему устойчивой. Право было в значительной степени казуальное (от слова casus – случай). Но надо сказать, что закон Хаммурапи был в значительной степени систематизирован, казуальное право в высокой степени переработано.
Законы Хаммурапи охватывают самые различные сферы жизни и деятельности населения. Особое внимание уделяется сельскому хозяйству. Самым детальным образом регулируются условия аренды поля и сада. Наряду с сохранившимися еще элементами натурального хозяйства (иногда товары оплачиваются зерном и возмещение убытков производится натурой) все более усиливаются денежные отношения, причем мерилом стоимости является серебро в слитках.
По своему юридическому положению все население страны делится на свободных, находящихся под охраной законов, и рабов, находящееся в полном распоряжении господина.
Законы Хаммурапи сходны с В.З. законами: за убийство чужого раба полагается отдать его господину другого раба (или возместить его стоимость). За увечье, нанесенное чужому рабу (выбитый глаз, сломанная кость), возмещается половина стоимости раба. Если раб ударит свободного человека, то ему за это отрезают ухо. Однако в отличие от времен III династии Ура принимаются меры к тому, чтобы свободный, вавилонянин не попадал в рабство (только тяжелые преступления влекут за собой лишение свободы).
Главным способом превращения массы сограждан в рабов была долговая кабала, и именно долговую кабалу законы Хаммурапи стремятся ограничить. Стоя на страже частной собственности, закон допускал взыскание долга и процентов, но вводил это взыскание в определенные рамки, обуздывая чрезмерные аппетиты хищных заимодавцев. Долг отрабатывал не сам должник, а его жена или дети, притом лишь в течение трех лет, причем в отличие от рабов эти кабальные люди охранялись законом и ростовщик отвечал жизнью своего сына за насильственную смерть сына должника, отрабатывающего долг отца.
Свободные люди, по законам Хаммурапи, независимо от своего экономического положения делятся на две группы, различающиеся по своим правам. С одной стороны, упоминаются полноправные «сыны мужа» (маравелим), а с другой стороны, «подчиненные» (мушкену). Последние были собственниками и частично даже рабовладельцами, но тем не менее были ограничены в своих правах. За нанесение увечий мушкену виновник платил штраф, тогда как за членовредительство, причиненное «сыну мужа», преступник карался по принципу талиона («око за око, зуб за зуб»).
Царская власть при Хаммурапи имела по-прежнему деспотический характер, и царь мог вмешиваться во все взаимоотношения между подданными, даже в их личную жизнь. Так, муж имел право убить на месте преступления жену-изменницу и ее соблазнителя. Но если муж прощал преступную жену, то и царь имел право помиловать ее любовника. Закон обеспечивал полное подчинение детей отцу. Сын, ударивший отца, наказывался отсечением кисти руки.
Никаких ограничений царя в его действиях законы Хаммурапи не предполагают. Основы деспотии сохранились в полной мере. Правда, претензий на обожествление своей личности вавилонские цари, в отличие от царей III династии Ура, не предъявляли, но они провозглашали себя ставленниками богов, даровавших им престол.
Кроме законов, Хаммурапи обратился к упорядочению верований. Аба был у аккадцев и Энлиль у шумеров. Именно Хаммурапи способствовал выдвижению на передний план нового бога – куратора государства. Бога, в лице которого техногены обожествили государство и который только за него и отвечал. Это Мардук, первый в истории человечества языческий бог, основной специальностью которого является поддержание порядка в государстве и дача санкции на деятельность монарха. Египтяне до этого не додумались, хананеям это вообще было не нужно. Мардук – это бог общественных отношений, бог социальных институтов, и самое главное, патрон царя. Ни за какой дождик или грозу Мардук не отвечает, даже плодородие его не касается. А вот власть, как самостоятельная сфера человеческой жизни, получает своего бога, и этот бог становится главным. Другие боги не исчезли, но у них тоже появляется оттенок господства, оттенок власти.Но главное, что он господин, то есть он руководит по преимуществу. Самое главное для него – власть. Он не создатель мира, а царь богов, он царь на небе. Доминирование одного божества в отношении других оформляется в понятии царской власти, и это полный переворот в представлениях об обществе.
Вторжение касситов. При преемниках Хаммурапи центральная власть в Вавилонии вновь ослабевает. Происходит отпадение южных областей, а с северо-запада вторгаются народы Малой Азии хетты и касситы (вопрос о первоначальной родине касситов является спорным. Обычно ее локализуют на восток от Месопотамии (в горах Загроса). Однако имеются данные в пользу того, что они пришли из Малой Азии).
Если нашествиехеттов разграбившихоколо 1595 г. до н. э. Вавилонбыло лишь сокрушительным набегом, то касситы внедрялись постепенно и прочно. После того как хетты во главе с Мурсили I вторглись в Месопотамию и низложили последнего царя Вавилонской династии – Самсудитану, касситы захватили царскую власть в Вавилонии. Их правление продолжалось более 400 лет.
Завоеватели образовали господствующий слой военной знати, оттеснив на задний план туземных воинов.
Господство воинственных горцев, захвативших страну с высокой земледельческой культурой, было связано с известным регрессом. Так, возрождаются в известной степени сельские общины. Но в то же время широко начинают применяться малоизвестные прежде лошади и мулы (в военном деле и транспорте как упряжные животные). Совершенствуется земледельческая техника (появляется плуг-сеялка). Устанавливаются регулярные связи с Египтом (теперь уже безусловно прямые и непосредственные).
Таким образом, после короткой временной заминки поступательное движение возобновляется с новой силой.
Дальнейшие судьбы Вавилонии уже тесно связаны с историей Ассирии и будут рассматриваться в связи с ней.
В начале II тысячелетия до н.э. формировалась одна из крупнейших держав ближневосточной древности – Ассирия. Здесь издавна проходили важные торговые пути, причем транзитная торговля способствовала развитию города Ашшура, будущей столицы ассирийского государства. Усилившийся в XVI в. до н.э. правитель этого города присоединил к себе ряд соседних территорий и постепенно подчинил прежде имевшие довольно много прав (в частности, право ежегодного выбора нового правителя) органы общинно-городского самоуправления. Правда, вскоре Ашшур попал под власть Вавилонии, но с ослаблением ее вновь обрел независимость. Войны с Митанни в XVI в. до н.э. снова привели к поражению формировавшегося государства с центром в Ашшуре, так что только с XIV в. до н.э. Ассирия, подчинившая Митанни, стала могущественным государством.
С падением Хеттского царства ассирийский правитель Тиглатпаласар I (1115-1077 гг. до н.э.) в ходе успешных походов раздвинул границы своей державы от Вавилона до Египта. Однако нашествие арамеев из Аравии в начале XI в. до н.э. привело Ассирию после Тиглатпаласара I в состояние упадка, длившегося около полутора веков. И лишь на рубеже X-IX вв. до н.э. это государство вновь вступило в полосу стабилизации и роста своего могущества – начался так называемый новоассирийский период его истории.
Первые правители этого периода и особенно Салманасар III (858-824 гг. до н.э.) укрепили восточные границы страны, потеснив Вавилон, добились ряда успехов на севере в войнах с Урарту, но основной удар направили на запад, в сторону богатых и процветающих районов восточно-средиземноморского побережья. Эти войны были удачными, покоренные государства одно за другим признавали свою зависимость от Ассирии и становились ее вассалами и данниками. После Салманасара III Ассирия вновь вступила в полосу стагнации, вызванной ожесточенной внутренней борьбой, и лишь с воцарением Тиглатпаласара III(745-727 гг. до н.э.) ситуация стала резко меняться.
Тиглатпаласар III провел ряд важных реформ, которые способствовали укреплению государства. Жители подвластных окраин массами перемещались на опустошенные завоеванием земли.Это имело, с одной стороны, важное экономическое значение, т.к. освоение разоренных и новых территорий позволило развернуть и вести обширную хозяйственную деятельность, с другой стороны – политическое, военное и религиозное (смешение народов, забвение ими старых традиций, отрыв от родной земли, родственников, прежних культов).
Чтобы собирать налоги, обеспечивать выполнение повинностей населением области, поставлять воинский контингент и командовать им, была осуществлена административная реформа.Было произведено разукрупнение наместничеств, подчинение их правителей, которые стали именоваться областеначальниками, контролю центральной власти и ограничение их функций.