Ассирийская держава во II-I тыс. до Р. X.

В чем смысл законов Хаммурапи в общей форме? В том, что с од­ной стороны имеется право нормативное, которое государство реко­мендует, а не навязывает, а с другой стороны – право обычное, как люди данной местности, данного этнического меньшинства при­выкли судить. И вот вавилонское право было терпимо к обычному праву. У мусульман имеется шариат (как поступать по законам ре­лигии) и имеется адат (как поступать по жизни), который у разных мусульманских народов может быть совершенно разным. Терпимость к обычному праву (совершенно не характерная, скажем, для рим­ского права), отсутствие желания все заменить и все нормировать, все это сделало эту систему устойчивой. Право было в значительной степени казуальное (от слова casus – случай). Но надо сказать, что закон Хаммурапи был в значительной степени систематизиро­ван, казуальное право в высокой степени переработано.

Законы Хаммурапи охватывают самые различные сферы жизни и деятельности населения. Особое внимание уделяется сель­скому хозяйству. Самым детальным образом регулируются условия аренды поля и сада. Наряду с сохранившимися еще элементами натурального хо­зяйства (иногда товары оплачиваются зерном и возмещение убытков производится натурой) все более усиливаются денеж­ные отношения, причем мерилом стоимости является серебро в слитках.

По своему юридическому положению все население страны делится на свободных, находящихся под охраной законов, и рабов, на­ходящееся в полном распоряжении господина.

Законы Хаммурапи сходны с В.З. законами: за убийство чужого раба полагается отдать его господину другого раба (или возместить его стоимость). За увечье, нанесен­ное чужому рабу (выбитый глаз, сломанная кость), возмещается половина стоимости раба. Если раб ударит свободного человека, то ему за это отрезают ухо. Однако в отличие от времен III дина­стии Ура принимаются меры к тому, чтобы свободный, вавилонянин не попадал в рабство (только тяжелые преступления влекут за собой лишение свободы).

Главным способом превращения массы сограждан в рабов была долговая кабала, и именно долговую кабалу законы Хаммурапи стремятся ограничить. Стоя на страже частной собственности, закон допускал взы­скание долга и процентов, но вводил это взыскание в оп­ределенные рамки, обуздывая чрезмерные аппетиты хищ­ных заимодавцев. Долг отра­батывал не сам должник, а его жена или дети, притом лишь в течение трех лет, при­чем в отличие от рабов эти кабальные люди охранялись законом и ростовщик отвечал жизнью своего сына за на­сильственную смерть сына должника, отрабатывающе­го долг отца.

Свободные люди, по зако­нам Хаммурапи, независимо от своего экономического по­ложения делятся на две груп­пы, различающиеся по своим правам. С одной стороны, упоминаются полноправные «сыны мужа» (маравелим), а с другой стороны, «подчи­ненные» (мушкену). Последние были собственниками и частично даже рабовладельцами, но тем не менее были ограничены в своих правах. За нанесение увечий мушкену виновник платил штраф, тогда как за членовредительство, причиненное «сыну мужа», пре­ступник карался по принципу талиона («око за око, зуб за зуб»).

Царская власть при Хаммурапи имела по-прежнему деспоти­ческий характер, и царь мог вмешиваться во все взаимоотно­шения между подданными, даже в их личную жизнь. Так, муж имел право убить на месте преступления жену-изменницу и ее соблазнителя. Но если муж прощал преступную жену, то и царь имел право помиловать ее любовника. Закон обеспечивал полное подчинение детей отцу. Сын, ударивший отца, наказывался отсече­нием кисти руки.

Никаких ограничений царя в его действиях законы Хаммурапи не предполагают. Основы деспотии сохранились в полной мере. Правда, претензий на обожествление своей личности вавилонские цари, в отличие от царей III династии Ура, не предъявляли, но они провозглашали себя ставленниками богов, даровавших им престол.

Кроме законов, Хаммурапи обратился к упорядочению верований. Аба был у аккадцев и Энлиль у шу­меров. Именно Хаммурапи способствовал выдвижению на передний план нового бога – куратора государства. Бога, в лице которого техногены обожествили государство и который только за него и отвечал. Это Мардук, первый в истории человечества языче­ский бог, основной специальностью которого является поддержание порядка в государстве и дача санкции на деятельность монарха. Египтяне до этого не додумались, хананеям это вообще было не нужно. Мардук – это бог общественных отношений, бог социаль­ных институтов, и самое главное, патрон царя. Ни за какой дождик или грозу Мардук не отвечает, даже плодородие его не ка­сается. А вот власть, как самостоятельная сфера человеческой жиз­ни, получает своего бога, и этот бог становится главным. Другие боги не исчезли, но у них тоже появляется оттенок господства, от­тенок власти.Но главное, что он господин, то есть он руководит по преимуществу. Самое главное для него – власть. Он не создатель мира, а царь богов, он царь на небе. Доминирование одного божества в отношении других оформляется в понятии цар­ской власти, и это полный переворот в представлениях об обществе.

Вторжение касситов. При преемниках Хаммурапи централь­ная власть в Вавилонии вновь ослабевает. Происходит отпадение южных областей, а с северо-запада вторгаются народы Малой Азии хетты и касситы (вопрос о первоначальной родине касситов является спорным. Обычно ее локализуют на восток от Месопотамии (в горах Загроса). Однако имеются дан­ные в пользу того, что они пришли из Малой Азии).

Если нашествиехеттов разграбившихоколо 1595 г. до н. э. Вавилонбыло лишь сокрушительным набегом, то касситы внедря­лись постепенно и прочно. После того как хетты во главе с Мурсили I вторглись в Месопотамию и низложили последнего царя Вавилонской династии – Самсудитану, касситы захватили царскую власть в Вавилонии. Их правление продолжалось более 400 лет.

Завоеватели образовали господствующий слой военной знати, оттеснив на задний план туземных воинов.

Господство воинственных горцев, захвативших страну с высо­кой земледельческой культурой, было связано с известным регрес­сом. Так, возрождаются в известной степени сельские общины. Но в то же время широко начинают применяться малоизвестные прежде лошади и мулы (в военном деле и транспорте как упряж­ные животные). Совершенствуется земледельческая техника (по­является плуг-сеялка). Устанавливаются регулярные связи с Егип­том (теперь уже безусловно прямые и непосредственные).

Таким образом, после короткой временной заминки поступа­тельное движение возобновляется с новой силой.

Дальнейшие судьбы Вавилонии уже тесно связаны с историей Ассирии и будут рассматриваться в связи с ней.

 

В начале II тысячелетия до н.э. формировалась одна из крупнейших держав ближневосточной древности – Ассирия. Здесь издавна проходили важные торговые пути, причем транзитная торговля способствовала развитию города Ашшура, будущей столицы ассирийского государства. Усилившийся в XVI в. до н.э. правитель этого города присоединил к себе ряд соседних территорий и постепенно подчинил прежде имевшие довольно много прав (в частности, право ежегодного выбора нового правителя) органы общинно-городского самоуправления. Правда, вскоре Ашшур попал под власть Вавилонии, но с ослаблением ее вновь обрел независимость. Войны с Митанни в XVI в. до н.э. снова привели к поражению формировавшегося государ­ства с центром в Ашшуре, так что только с XIV в. до н.э. Ассирия, подчинившая Митанни, стала могущественным государством.

С падением Хеттского царства ассирийский правитель Тиглатпаласар I (1115-1077 гг. до н.э.) в ходе успешных походов раздвинул границы своей державы от Вавилона до Египта. Однако нашествие арамеев из Аравии в начале XI в. до н.э. привело Ассирию после Тиглатпаласара I в состояние упадка, длившегося около полутора веков. И лишь на рубеже X-IX вв. до н.э. это государство вновь вступило в полосу стабилизации и роста своего могущества – начался так называемый новоассирийский период его истории.

Первые правители этого периода и особенно Салманасар III (858-824 гг. до н.э.) укрепили восточные границы страны, потеснив Вавилон, добились ряда успехов на севере в войнах с Урарту, но основной удар направили на запад, в сторону богатых и процветающих районов восточно-средиземноморского побережья. Эти войны были удачными, покоренные государства одно за другим признавали свою зависимость от Ассирии и становились ее вассалами и данниками. После Салманасара III Ассирия вновь вступила в полосу стагнации, вызванной ожесточенной внутренней борьбой, и лишь с воцарением Тиглатпала­сара III(745-727 гг. до н.э.) ситуация стала резко меняться.

Тиглатпала­сар III провел ряд важных реформ, которые способствовали укреплению государства. Жители подвластных окраин массами пере­мещались на опустошенные завоеванием земли.Это имело, с одной стороны, важное экономическое значение, т.к. освоение разоренных и новых территорий позволило развернуть и вести обширную хозяйственную деятельность, с другой стороны – политическое, военное и религиозное (смешение народов, забвение ими старых традиций, отрыв от родной земли, родственников, прежних культов).

Чтобы собирать налоги, обеспечивать выполнение повинностей населением области, поставлять воинский контингент и командовать им, была осуществлена административная реформа.Было произведено разукрупнение наместничеств, подчинение их правителей, которые стали именоваться областеначальниками, контролю центральной власти и ограничение их функций.