Проверочный расчет зубчатого зацепления

¨ Проверочный расчет зубьев на выносливость по контактным напряжениям.

Действительные контактные напряжения определяем по формуле:

где σНР – допустимые контактные напряжения;

Zε – коэффициент, учитывающий степень перекрытия,

Для прямозубых колес:

Для косозубых колес:

,

где - коэффициент перекрытия (торцовый) , где знак «+» относят к внешнему зацеплению, знак «-» - к внутреннему зацеплению.

КНα – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;

КНα = 1 для прямозубых колес

Значение КНα для косозубых и шевронных передач определим из таблицы 6.6.

Таблица 6.6.

Окружная скорость V, м/с Степень точности по нормам плавности (ГОСТ 1643-81)
2,5 1,00 1,01 1,03 1,05 1,13
1,00 1,02 1,05 1,09 1,16
1,01 1,03 1,07 1,13
1,01 1,04 1,09
1,02 1,05 1,12
1,02 1,06

 

КНβ – коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца зубчатого колеса берут из таблицы 6.7:

Таблица 6.7.

Расположение зубчатых колес относительно опор Твердость НВ поверхностей зубьев
≤ 350 > 350
Симметричное 1,0…1,15 1,05…1,25
Несимметричное 1,10…1,25 1,15…1,35
Консоль 1,20…1,35 1,25…1,45

 

КНV – динамический коэффициент определяют в зависимости от степени точности передачи, окружной скорости и твердости рабочих поверхностей.

Значения коэффициента КНV определяют из таблицы 6.8:

Таблица 6.8.

Степень точности по ГОСТ 1643-81 Твердость на поверхности зубьев колеса Значения КНV при V, м/с
>350 НВ 1,02/1,01 1,06/1,03 1,10/1,04 1,16/1,06 1,20/1,08
≤ 350 НВ 1,03/1,01 1,09/1,03 1,16/1,06 1,25/1,09 1,32/1,13
>350 НВ 1,02/1,01 1,06/1,03 1,12/1,05 1,19/1,08 1,25/1,10
≤ 350 НВ 1,04/1,02 1,12/1,06 1,20/1,08 1,32/1,13 1,40/1,16
>350 НВ 1,03/1,01 1,09/1,03 1,15/1,06 1,24/1,09 1,30/1,12
≤ 350 НВ 1,05/1,02 1,15/1,06 1,24/1,10 1,38/1,15 1,48/1,19
>350 НВ 1,03/1,01 1,09/1,03 1,17/1,07 1,28/1,11 1,35/1,14
≤ 350 НВ 1,06/1,02 1,12/1,06 1,28/1,11 1,45/1,18 1,56/1,22

Примечание. В числителе приведены значения для прямозубых, в знаменателе – для косозубых зубчатых колес.

В нашем случае:

,

тогда

;

Из соответствующих таблиц согласно нашим условиям определим значения коэффициентов:

КНα = 1,09 КНβ = 1,05, КНV = 1,10.

Подставив значения в формулу, получим:

Отклонение величины действительного контактного напряжения от допускаемого определим по формуле:

По принятым в общем машиностроении нормам для σН допускается отклонение ± 5%. Если отклонения выходят за указанные пределы, то размеры и другие параметры передачи необходимо откорректировать. При больших отклонения порядка ± 10…15% можно рекомендовать:

— в небольших пределах изменить ширину колеса b (при перегрузках – увеличить, при недогрузках – уменьшить);

— изменить степень точности изготовления колес;

— в тех случаях, когда нежелательно изменять ширину колеса или степень точности, можно выбрать другой режим термической обработки поверхностей зубьев и соответственно изменить твердость поверхностей зубьев, что приводит к увеличению или уменьшению σНР.

— при больших отклонениях σН от допускаемого значения расчет проводят заново после изменения межосевого расстояния.

 

¨ Проверка на контактную прочность по кратковременным перегрузкам.

Расчетное максимальное контактное напряжение при перегрузке найдем по формуле:

,

где σНРМ – максимальные допустимые контактные напряжения;

σН – действительные контактные напряжения;

- коэффициент перегрузки,

где берется из каталога электродвигателей;

Рдв – стандартная мощность выбранного электродвигателя;

Рпотр. – потребная мощность электродвигателя.

Допускаемое максимальное напряжение для улучшенных и объемно-закаленных зубьев σНРМ = 2,8 σт , для цементованных зубьев σНРМ = 40 НRC, для азотированных зубьев σНРМ = 30 НRC.

В нашем случае:

,

где σт – предел текучести материала зубчатого колеса.

Так как σНМ = 558,58 Мпа < σНРМ = 784 Мпа, то прочность по кратковременным перегрузкам обеспечена.

¨ Проверочный расчет зубьев на выносливость по напряжениям изгиба.