Проверочный расчет зубчатого зацепления
¨ Проверочный расчет зубьев на выносливость по контактным напряжениям.
Действительные контактные напряжения определяем по формуле:
где σНР – допустимые контактные напряжения;
Zε – коэффициент, учитывающий степень перекрытия,
Для прямозубых колес:
Для косозубых колес:
,
где - коэффициент перекрытия (торцовый) , где знак «+» относят к внешнему зацеплению, знак «-» - к внутреннему зацеплению.
КНα – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;
КНα = 1 для прямозубых колес
Значение КНα для косозубых и шевронных передач определим из таблицы 6.6.
Таблица 6.6.
Окружная скорость V, м/с | Степень точности по нормам плавности (ГОСТ 1643-81) | ||||
2,5 | 1,00 | 1,01 | 1,03 | 1,05 | 1,13 |
1,00 | 1,02 | 1,05 | 1,09 | 1,16 | |
1,01 | 1,03 | 1,07 | 1,13 | — | |
1,01 | 1,04 | 1,09 | — | — | |
1,02 | 1,05 | 1,12 | — | — | |
1,02 | 1,06 | — | — | — |
КНβ – коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца зубчатого колеса берут из таблицы 6.7:
Таблица 6.7.
Расположение зубчатых колес относительно опор | Твердость НВ поверхностей зубьев | |
≤ 350 | > 350 | |
Симметричное | 1,0…1,15 | 1,05…1,25 |
Несимметричное | 1,10…1,25 | 1,15…1,35 |
Консоль | 1,20…1,35 | 1,25…1,45 |
КНV – динамический коэффициент определяют в зависимости от степени точности передачи, окружной скорости и твердости рабочих поверхностей.
Значения коэффициента КНV определяют из таблицы 6.8:
Таблица 6.8.
Степень точности по ГОСТ 1643-81 | Твердость на поверхности зубьев колеса | Значения КНV при V, м/с | ||||
>350 НВ | 1,02/1,01 | 1,06/1,03 | 1,10/1,04 | 1,16/1,06 | 1,20/1,08 | |
≤ 350 НВ | 1,03/1,01 | 1,09/1,03 | 1,16/1,06 | 1,25/1,09 | 1,32/1,13 | |
>350 НВ | 1,02/1,01 | 1,06/1,03 | 1,12/1,05 | 1,19/1,08 | 1,25/1,10 | |
≤ 350 НВ | 1,04/1,02 | 1,12/1,06 | 1,20/1,08 | 1,32/1,13 | 1,40/1,16 | |
>350 НВ | 1,03/1,01 | 1,09/1,03 | 1,15/1,06 | 1,24/1,09 | 1,30/1,12 | |
≤ 350 НВ | 1,05/1,02 | 1,15/1,06 | 1,24/1,10 | 1,38/1,15 | 1,48/1,19 | |
>350 НВ | 1,03/1,01 | 1,09/1,03 | 1,17/1,07 | 1,28/1,11 | 1,35/1,14 | |
≤ 350 НВ | 1,06/1,02 | 1,12/1,06 | 1,28/1,11 | 1,45/1,18 | 1,56/1,22 |
Примечание. В числителе приведены значения для прямозубых, в знаменателе – для косозубых зубчатых колес.
В нашем случае:
,
тогда
;
Из соответствующих таблиц согласно нашим условиям определим значения коэффициентов:
КНα = 1,09 КНβ = 1,05, КНV = 1,10.
Подставив значения в формулу, получим:
Отклонение величины действительного контактного напряжения от допускаемого определим по формуле:
По принятым в общем машиностроении нормам для σН допускается отклонение ± 5%. Если отклонения выходят за указанные пределы, то размеры и другие параметры передачи необходимо откорректировать. При больших отклонения порядка ± 10…15% можно рекомендовать:
— в небольших пределах изменить ширину колеса b (при перегрузках – увеличить, при недогрузках – уменьшить);
— изменить степень точности изготовления колес;
— в тех случаях, когда нежелательно изменять ширину колеса или степень точности, можно выбрать другой режим термической обработки поверхностей зубьев и соответственно изменить твердость поверхностей зубьев, что приводит к увеличению или уменьшению σНР.
— при больших отклонениях σН от допускаемого значения расчет проводят заново после изменения межосевого расстояния.
¨ Проверка на контактную прочность по кратковременным перегрузкам.
Расчетное максимальное контактное напряжение при перегрузке найдем по формуле:
,
где σНРМ – максимальные допустимые контактные напряжения;
σН – действительные контактные напряжения;
- коэффициент перегрузки,
где берется из каталога электродвигателей;
Рдв – стандартная мощность выбранного электродвигателя;
Рпотр. – потребная мощность электродвигателя.
Допускаемое максимальное напряжение для улучшенных и объемно-закаленных зубьев σНРМ = 2,8 σт , для цементованных зубьев σНРМ = 40 НRC, для азотированных зубьев σНРМ = 30 НRC.
В нашем случае:
,
где σт – предел текучести материала зубчатого колеса.
Так как σНМ = 558,58 Мпа < σНРМ = 784 Мпа, то прочность по кратковременным перегрузкам обеспечена.
¨ Проверочный расчет зубьев на выносливость по напряжениям изгиба.