Взаимоотношения греческих полисов и Филиппа Македонского.

Культура Греции архаического и классического периодов.

Архаические поэты: Гесиод, Архилох.

Философия: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

Классические: театр – Эсхил, Софокл, Еврипид.

Поздняя классика: философия – софисты и Сократ, Платон, Аристотель.

Изобразительное искусство: скульптура, архитектура.

 

Главный центр – Македония. Там были родовые структуры и царская власть, и не было полисов. Цари имели тесный контакт с греч. полисами. В 4 в. они начали накапливать свои ресурсы, силу, при царе Филиппе Македония расцвела. Филипп смог перебороть родовые структуры, ограничивающие царскую власть. Он вступил во внутрегреч. конфликты и консолидировал Грецию под своей властью. У него были противники в Греции, но македонцы противопоставили грекам свою лучшую организацию. Македония победила. Но Филипп хотел быть правителем всех греков – настоящим. Он понимал, что нужно создать общегреч.идею – отомстить персам за Греко-персидские войны (гениально!). Для своего сына взял самого умного философа в учителя.

Военная реформа Филиппа II.В первой половине IV в. началось постепенное усиление государства, приведшее к установлению тесных отношений со слабеющей Грецией. Как мощная и централизованная держава она оформилась при Филиппе II (359–336).

Новый царь провел военную реформу.

Священная война (355–346).Отсталая в культурном и социально-экономическом отношениях Македония была отныне сильна своей военной организацией, и после покорения ею соседней Фракии столкновение с Грецией стало делом недалекого будущего, для чего возник и удачный повод. В Греции вспыхнула Священная война (355–346). Фокидяне захватили сокровища, принадлежавшие общегреческой святыне, Дельфам, и наняли на эти деньги солдат, то есть совершили одновременно и святотатство и кощунство. В IV в. уже нашлись греки, не считавшие зазорным получать жалование из украденных храмовых денег. Фокиду поддержали Спарта и Афины, боявшиеся усиления Беотийского союза. Им противостояли Фивы и Фессалия. Война велась с переменным успехом, но в 352 г. в нее вмешался Филипп, примкнувший к защитникам общегреческой святыни. Формально отвергнуть его поддержку греки не могли, так как вмешательство Македонии было логичным и в какой-то степени правомерным. Филипп быстро одержал победу над фокидянами, а вскоре и вся Фессалия оказалась в его руках.

Тем временем в Афинах оформились две группировки: про- и антимакедонская. Во главе промакедонски настроенных граждан стоял видный оратор Исократ. Им противостояла антимакедонская коалиция, мнение которой наиболее ярко высказал крупнейший оратор Демосфен.

Обе партии обвиняли друг друга в измене родине, поскольку промакедонская группировка получала деньги от македонцев, а антимакедонская — от персов. Борьба в конечном счете завершилась победой промакедонской пар­тии.

Священная война кончилась в 346 г. Между Филиппом и греческими государствами было заключено соглашение (Филократов мир): Македония вошла в Дельфийский союз (амфиктионию), защищавший святилище Аполлона, заняв место побежденных фокидян. Таким образом юридически фиксировались завоевания Филиппа в Северной и его проникновение в Среднюю Грецию.

Отношения Филиппа и греческих полисов (338–336).Решающее сражение между окончательно сложившейся к тому времени антимакедонской коалицией и Филиппом произошло в 338 г. при Херонее (местечко в Беотии), в Средней Греции, когда царь нанес сокрушительное поражение греческим городам. Отныне была похоронена политическая независимость греков, а Греция существовала лишь в составе других держав. Филипп, учитывая авторитет, которым пользовались Афины, выдвинул сравнительно легкие условия: афиняне уступали полисы на Халкидике и контроль над черноморскими проливами (современные Босфор и Дарданеллы), формально сохраняя независимость. Затем он вступил на территорию Пелопоннеса и ограничил владения Спарты, окончательно сузив их до размеров Лаконской долины.

В 337 г. Филипп созвал представителей греческих полисов на Коринфский конгресс, в котором не участвовала только Спарта. Под эгидой Филиппа в Коринфе учреждался общеэллинский союз, провозглашался суверенитет каждого греческого города и фиксировалось прекращение междоусобных войн. Управление союзом формально осуществляли представители полисов, собиравшиеся в Коринфе. Общегреческую же внешнюю политику осуществлял Филипп, который от имени Греции и Македонии объявил священную войну Персии якобы в отмщение за урон, понесенный греками во время греко-персидских войн. На самом деле поход являлся продолжением его экспансионистской политики. Под этим же предлогом справедливой мести прошло и начало восточного похода молодого Александра. Филипп запретил грекам наниматься в армии, враждебные Македонии и Греции. Его решение было направлено против греческих наемников, служивших в персидской армии.

 

15. Походы Александра Македонского: причины, ход, результаты.

Его преемник Александр разбирался со внутренними делами. Потом начинает знаменитый поход – оч.важное событие глобального исторического масштаба. Но его заслуг тут нет. Александр Македонский никогда вперёд не думал. Переправились, сразу одержали победу над персами, нахрапом. У персов было 15 тыс. греч. наёмников, а у Александра – ок. 30. Потом ещё одна победа. Потом у Александра не стало денег на греч. наёмников – половина армии. Лишь удивительным нагромождением фактов история эта не кончилась плачевно. Александр искал сражения с персами и хотел отобрать обоз (это удалось, с наёмниками расплатился). Дошёл до Египта. Даже в Тире насыпали дамбу, город взяли. Его провозгласили богом в Египте. Дальше на Восток. Александр был ч-к активный, а персидский царь Дарий 3 – оч.спокойный (правда, вырезал всех родственников, когда к власти пришёл). Он часто сбегал с поля сражения, сначала бежали все вспомогательные войска, потом отходили и отборные части и греки, хотя были сильней. Александр сам не ожидал таких успехов, дальше захватил Вавилон, Персепы – сжёг его (зачем? Потом жалел). Потом Дария убили. Александр решил провозгласить себя его наследником и создать единое Греко-персидское государство. Персидские чиновники теперь бросались ниц перед Александром, а македонцев это напрягало, потом их тоже обязали бросаться. Александр даже казнил нескольких своих сподвижников. Дошли до севера Индии, утонул конь. Его солдаты взбунтовались и пришлось вернуться. Вскоре умер.

Важно, что Александр шёл, а за ним шли греки, и строил города, построенные по греч. принципам. Туда нагоняли греков, которые строили свой мирок внутри чужого мира. Греки получили оч.много – потоки информации, культурной и др. Появилась греч. ойкумена.

 

Первый этап Восточного похода (334–331). Весной 334 г. Александр с крохотным для покорения мира войском (35 тыс.) переправился через Геллеспонт и встретился у реки Граник в первом сражении с войском персидского царя Дария III, одержав над ним победу. Сам Дарий в сражении не участвовал: на его стороне выступили греческие наемники. царь и в негреческих областях сохранял местное самоуправление, лишь ставя его под контроль македонцев; не повышал налогов, уважал обычаи и традиции завоеванного населения. Такая политика снискала ему большую популярность.

Во второй раз царь встретился с персами у города Исс в 333 г., Александр нанес ему сокрушительное поражение. После Исса все сирийские и финикийские города перешли на сторону Александра, который долгое время осаждал лишь считавшийся неприступным Тир.

в 332 г. вступил в Египет, где его вновь встретили как освободителя от персов. Он основал Александрию, позднее сыгравшую большую роль в истории эллинистического мира, и совершил паломничество к храму Амона, к западу от Египта, где жрец признал его сыном бога и фараоном, после чего Александр ввел обожествление своей особы.

Второй этап похода (331–329). Из Египта Александр направился на северо-восток, к северной Месопотамии, где в третий раз встретился с Дарием III у местечка Гавгамелы, или Арбелы (331). После поражения Дарий бежал дальше на Восток, и Александр, двигаясь за ним, вступил в Вавилон (331), а затем — в столицу Персии Персеполь (330). Взяв город, он отправился на северо-запад, в сторону Мидии, и захватил ее столицу Экбатаны (330), преследуя Дария, который в конце концов погиб от руки одного из сатрапов. Изначальная идея похода — месть персам — окончательно исчерпала себя, и Александр уже рассматривал себя в качестве преемника Дария, верховного правителя Персии и мстителя за его смерть, в знак чего предатель сатрап был казнен.

Среди македонской знати, считавшей себя ущемленной в правах по отношению к покоренной восточной аристократии, возник заговор. Он был быстро подавлен, тем не менее в дальнейшем Александр стал более ориентироваться на местную знать как на опору собственной власти. Царь направился дальше, занимая прикаспийские области и Парфию.

Третий (329–327) и четвертый (327–324) этапы похода. Войско вступило в Среднюю Азию, на территорию современного Узбекистана. Александр заключил династический брак с дочерью бактрийского царя Роксаной.

В 327 г. начался заключительный этап похода. Александр вторгся в Пенджаб, на северо-западе Индии, и перешел реку Инд. Македонцы в открытом бою впервые столкнулись с боевыми слонами, но тем не менее одержали победу над местным царем Пором. Великий завоеватель призвал воинов идти дальше на Восток. Однако столь блестящие головокружительные планы не будоражили утомленное войско: воины заставили Александра повернуть назад. Перед отступлением он основал несколько форпостов, в частности, город Буцефалию, в честь любимого погибшего коня.

Армия направилась на юг, к Индийскому океану, и двумя отрядами вернулась в Вавилон: один — по суше, другой — по морю. Поход завершился к 324 г.

Создание великой державы. В результате Восточного похода возникла огромная держава, удержать которую силами одних македонцев оказалось невозможным, поэтому Александр, отдавая предпочтение соплеменникам, не чуждался сотрудничества с варварами и привлекал к управлению областями местную аристократию. Он стремился соединить воедино восточную и греко-македонскую культуру. Опорными пунктами для распространения греческого влияния в завоеванных областях становились вновь основанные города со смешанным местным и греко-македонским населением: высшие должности царь предоставлял и македонцам, и местной знати.

 

16. Эллинизм: характерные черты эпохи.

Важно, что Александр шёл, а за ним шли греки, и строил города, построенные по греч. принципам. Туда нагоняли греков, которые строили свой мирок внутри чужого мира. Греки получили оч.много – потоки информации, культурной и др. Появилась греч. ойкумена.

Эпоха эллинизма. 1-й аспект. Активное знакомство и постоянное присутствие греков в Персии – как наёмники, специалисты и пр.

Когда Александр Македонский решил завоевать персов – к этому были уже все предпосылки.

Александр и его преемники вели цивилизаторско-колонизаторскую политику, основывая города, где он проходил. На Востоке появилось до 10 Александрий и других городов. Основывались греческие города. Чем ближе к западу, тем гуще (вспомним Десятиградие).

Чем дальше на восток, тем городов меньше, но они были до окраин персидской империи.

Если честно, не было греческой империи, был македонский правитель в персидской империи.

Города абсолютно греческие. Фактически на пустом месте строится полис с правильной планировкой улиц со всеми необходимыми атрибутами (рынок, административные здания, площади для народных собраний). Живут в основном греки (пригнаны, сами пришли). Чем дальше, тем больше пригнаны, иногда даже просто войска обосновывались. Они формируют естественную греческую структуру, вплоть до религии.

С религией было не очень просто, т.к. трудно поклоняться божествам, живущим в совсем другой местности. Появляются синкретические божества – греческие, но имеющие ярко выраженные восточные черты.

Все государства, возникшие на территории империи Александра Македонского, находились в плохих отношениях. Но было общее наследие – внутреннее культурное единство. В этом историческая миссия Александра. Италия, этруски, Рим вплоть до Северной Индии – единое культурное пространство.

2-й аспект. Накладывание на культурное единство политического – сильно западного. Рим – крайне специфическое образование и оценки его крайне разнообразны. Римляне были людьми прагматичными – это то, чем они принципиально отличаются от греков. В 1453 – турки осаждали Константинополь, а большинство граждан обсуждали правильность флорентийской унииJ.

 

Общая характеристика эллинизма. Эллинизм — это широкое распространение греческой культуры, религии, философии, искусства, экономики, политики и образа жизни на Восток и тесное их взаимодействие с местным общественным укладом. В результате возникла особая синкретическая культура, в которой греки были уже не этническим, а социо-культурным явлением.

Широко распространился греческий язык — койне («общая»), созданный на основе аттического диалекта, ставший языком Нового Завета. Параллельно койне существовал другой международный, но уже восточный язык — арамейский.

В эллинистическую эпоху рождалось новое мировоззрение, получившее широкое распространение и философское оформление, — космополитизм, осознание себя «гражданином мира». Продолжалось разрушение гражданского мышления людей, но на чужбине греки даже из враждебных городов сознавали духовное единство перед лицом иной культуры; рассеянные по всей ойкумене, они ощущали свою принадлежность эллинскому миру.

Упадок полисной идеологии вел к быстрому развитию индивидуализма. Переживания, чувства, мысли отдельного человека оказались в центре религии, литературы и искусства.

Неустойчивость жизни, социальная нестабильность, войны, перевороты имели результатом широкое распространение фатализма, отраженного в философских и религиозных системах. Космополитизм, индивидуализм и фатализм ярко характеризовали эллинистическую эпоху в плане серьезных духовных изменений.

 

17. Греческая религия в классический и эллинистический периоды: сходство и различия.

Греческая религия. греки не различали религиозную и политическую сферы жизни, поскольку государственные и личные интересы граждан совпадали. В классическую эпоху еще не возникло представление об индивидуальных отношениях человека с Богом, поскольку религия носила общественный характер. Собрания начинались с жертвоприношений или с обращения к богам, как и любые важные дела, в силу чего религия постепенно приобретала формалистический характер, когда выработался принцип «ты — мне, я — тебе».

Греческая религия была тесно связана с мифотворчеством, но не отождествлялась с ним. мифы – определенное представление о мироздании, древнейших временах, сверхъестественных силах, окружающих человека.

Мифы были антропоморфными, в них на мир богов проецировался земной мир и людские отношения: боги по-человечески пируют, трудятся, вступают в брак, подвержены страстям, в связи с чем у людей не возникало моральных обязательств перед богами, существование которых ни к чему не обязывало, хотя в ряде случаев небожители и выступали в роли верховных судей, мстителей за злые дела и поборников справедливости. Мифология и религия стали благодатной почвой для развития греческого искусства.

В греческой религии отсутствовала четко оформленная каноническая традиция и развитая система теологии. Мифология складывалась в течение длительного периода, начиная с середины II тыс. до Р. Х. Мифы не записывались в то время, когда бытовали устные предания. систематизация была проведена в двух книгах, относящихся ко II в. н. э., — «Мифологической библиотеке» Аполлодора и «Мифах» Гигина, от классического периода их отделяет семь веков. Многие мифы и ранее пересказывались в произведениях античных авторов, начиная с Гомера, Гесиода и кончая драматургами-трагиками, однако первые попытки систематизировать и обобщить их предпринимаются не ранее эллинистической эпохи, то есть с III в. до Р. Х.

Религия эллинистического периода. В области религиозной жизни шло постепенное угасание полисной религии: ранее проникнутая духом гражданского коллективизма, теперь она приобрела личностный характер и в этом смысле подготовила почву для распространения христианства.

Людям эллинистического времени был свойственен скептицизм, нашедший выражение в культе богини Тюхе (Случая, Фортуны), воплощавшей в себе полное отрицание божественного провидения: миром руководит безжалостный слепой случай, поэтому у истории нет упорядоченного и целеустремленного движения.

Период крушения полиса своим следствием имел обращение людей к царям как к высшим заступникам в земной жизни. Так распространялись и укреплялись царские культы — стержень власти правителей.

В эпоху эллинизма происходило смешение традиционных греческих культов с восточными, экзотическими. соотнесения египетских божеств с греческими встречались часто: Амон — Зевс, Осирис — Дионис, Тот — Гермес. Обновление культов египетских богов было связано или с активной пропагандой Птолемеев, или с излишним духовным рвением живших в Египте греков.

С Египтом связано возникновение герметизма, новой формы религиозно-философского сознания. Это учение излагалось от имени Гермеса, эллинистического аналога Тота, который согласно легенде являлся творцом мира, изобретателем письменности и распространителем священных наук, поскольку измерил время и записал судьбу. Герметизм — учение тайны, предлагавшее путь духовных озарений, а не рационалистических рассуждений о мире.

Герметизм дал магическим действиям философскую основу, оправдывавшую распространение оккультных наук. Особой популярностью пользовались астрология и алхимия. Астрология — учение, согласно которому движение планет оказывало влияние на судьбы людей. По мнению астрологов, жизнью управляли знаки Зодиака, поэтому органы человеческих чувств распределены между семью планетами, откуда пошло почитание числа семь как священного: семь чудес света, семь дней в неделе, седьмое небо и т. д. Астрология по своей популярности в эллинистическую эпоху затмила астрономию и препятствовала серьезному развитию науки.

Алхимики преследовали найти рецепт превращения металлов в золото и серебро. Символом алхимии стала погибающая и возрождающаяся из пепла птица Феникс — прообраз знаменитой идеи философского камня, способного превращать простые металлы в драгоценные. Алхимия, как и астрология, прямого отношения к науке не имела, потому что эмпирические опыты для алхимиков являлись следствием собственного философского учения о мире. Алхимики, как и натурфилософы, еще не ставили перед собой задачи рационалистически исследовать природу.

Появлялось множество малых культовых общин и братств. Теперь в свете индивидуальных нравственных поисков объединение людей в духовные корпорации, посвященные отдельным божествам, стало вполне естественным.