АНТИЧНОСТЬ

Этрусская скульптура



 


быкновенно искусно обыгранными пластическими нюансами. Торс и голова находятся почти в верти­кальном положении; нижняя же часть фигуры по­вторяет очертания крышки; одна рука расслаблен­но лежит на колене, другая напряжена в вопроша­ющем жесте. Безупречна моделировка тела в этом произведении, но особенной выразительностью от­личается лицо, в котором слиты воедино и страст­ный порыв к неизвестному, и зачарованность от­крывшейся новой жизнью. Это лицо напоминает об­разы христианских святых и провидцев.

В IV е до е а пробуждается интерес этрусских мастеров к портрету. Немногие памятники скульп­турного портрета предвосхищают своей замеча­тельной индивидуализированностью черты римско­го портретного стиля. Последние образцы портретных изображений в Э. с. представлены по­гребальными скульптурами скальных гробниц II в. до н. э. (гробница Волюмниев, некрополь близ озера Вико). Возросший интерес к портрету, к челове­ческой индивидуальности проявляется и в скульп­турах погребальных урн — области, издавна отли­чавшейся наибольшей консервативностью. Теперь сосуды или ящики с рельефными стенками изготав­ливались заранее, но лица, по-видимому, выполня­лись позднее и являлись портретами конкретных людей. Портретные черты проявляются и в лицах посвятительных статуэток, приносившихся в дар божествам. Наибольшей выразительности достигло искусство портрета в бронзовой скульптуре. К чис­лу таких произведений относятся т. н. бюст Брута, дошедший до наших дней с сохранившимися инк­рустированными глазами, бронзовая статуя орато­ра Авла Метелла, в которых сблизились этрусская и римская традиции понимания человеческого об­раза. Здесь находятся истоки древнеримского скульптурного портрета, сложившегося не только на греко-эллинистической, но прежде всего на эт­русской основе.

Рельеф не занимает столь выдающегося места в Э. с, как в греческой, но значение его достаточно велико. Рельефные композиции можно встретить большей частью не на зданиях храмов или других архитектурных сооружениях, а на ларцах, бронзо-


вой утвари, щитах с орнаментальными узорах:: Композиции на сосудах выполнялись в технике не­высокого рельефа и были отделены друг от друга полосами. Рельефами украшалась, видимо, и ме­бель из дерева. В рельефах раннего периода пре­обладают восточные влияния: повторение одина­ковых фигур, симметрия, условный характер изображения людей и животных и довольно бога­тая орнаментика. Те же стилевые черты присут­ствуют на рельефах каменной плиты с кентаврами и сфинксами из гробницы Тарквиний. Гибкие, за­мысловатые очертания получают выполненные в рельефе детали бронзовых сосудов: порою они напоминают о скифском «зверином» стиле. Новая художественная манера в области рельефа была освоена в первой половине V в. до н. э.: наряду с обобщенностью форм появляется стремление к созданию правдивых и гармоничных образов, что приводит к появлению более мягкой моделировки, детализации изображения, его большей выпуклос­ти и осязаемости. Ярче всего это проявляется в надгробных стелах.

В VI—V вв. до н. э. бурно развивается декоратив­ная скульптура из терракоты (фигурные антефик­сы в виде голов чудовищ, силенов, тифонов. голо­вок менад) и терракотовые фризы со сценами из мифов. Декоративные рельефные плиты, подоб­ные метопам греческих храмов, в Э. с. не встреча­лись. Декор храмов иногда включал и круглую скульптуру из терракоты, но гораздо шире были распространены фигурки из бронзы. Интерес к вы­ражению человеческого лица, к сложной пластике движения проявляется и в этой области скульпту­ры. Терракотовыми группами стали украшаться пустовавшие ранее фронтоны зданий, усложнился характер терракотовых орнаментов.

Выдающимся памятником терракотовой Э. с. яв­ляются крылатые кони с фронтона храма Ара дел-ла Регина (ГУ в. до н. э.).

Литература:

Колпинский Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1982.

Лосева Н. М., Сидорова Н. А. Искусство Этрурии и Древ­ней Италии. М., 1988.

Соколов Г. И. Искусство этрусков. М., 1990.



1-НШНН ш