АНТИЧНОСТЬ

Этрусков искусство



 


лоньи и гипподамовой планировки (см. Гипподам) г. Спина. Квадратные жилые дома имели дву- или четырехскатную кровлю и открытый дворик-атри­ум. Расцвет градостроительства относится к VI в. до н. э., когда в городах сооружались акрополи, си­стемы водостоков и канализации, крепкие форти­фикационные постройки.

Уже в VII в. до н. э. в Этрурии возводились свое­образные храмы. Сохранившиеся терракотовые и глиняные модели свидетельствуют о том, что в архитектурной традиции был принят небольшой простиль с выступающими двумя колоннами, кото­рые поддерживали двускатную крышу, украшен­ную скульптурами. Боковых колонн, обычных для периптеров греческих храмов, не имелось; отсут­ствовал и вход с тыльной стороны. При этом храмы были двух типов: с одной или тремя целлами. Под­нятые на высокий подиум, они имели глубокий портик, карниз которого с богато декорированным фризом опирался на колонны тосканского ордера. Фронтоны и скаты кровли украшались раскрашен­ной терракотой. Этрусские храмы изучались еще Витрувием; были описаны их отличия от гречес­ких. Так, их фундаменты сооружались из крупной речной гальки; лестницы располагались не по все-


му периметру, а только со стороны фасада. 3>: -храма обычно ориентирован на юг, что. по все;: вероятности, связано с характером ландшафта :: местоположением реки, которая располагалась пе­ред фасадом. В этих постройках простота широких плоскостей стен, не имевших ни окон, ни украше­ний, сочеталась со сложной ажурностью изыскан­ных терракотовых рельефов, покрывавших балки перекрытия. Раскраска терракотового декора при­давала храму утонченную праздничность. В V в. до н. э. строятся главным образом храмы с тремя цел­лами, хотя храмовое строительство менее интен­сивно. Нельзя не отметить, что римляне в даль­нейшем предпочли в храмовом строительстве высокий этрусский подиум более низкому гречес­кому стилобату; они переняли и фасадный тип композиции храма.

Трагические события IV в. до н. э., постепенная потеря Этрурией самостоятельности проявились в характере ее искусства. В зодчестве этой эпохи преобладают оборонительные постройки. В особен­ности стремительно разрабатывается техника воз­ведения массивных каменных стен и башен с разно­образными типами перекрытий. Храмовое зодчество освоило греческий тип храма в антах с тосканскими колоннами (храм во Фьезоле); некоторые храмы по­священы традиционным греческим богам. Столетия последнего расцвета этрусских городов (Ш-1 вв. до н. э.) не были такими плодотворными, как пред­шествующие. По мнению некоторых ученых, это связано с тем, что наиболее энергичная и творчес­ки активная часть народа переселилась из Этру­рии во время окончательного ее падения, остав­шиеся же сознательно избрали путь ассимиляции с латинянами. Этруски получили право римского гражданства, и их культура медленно, но верно растворялась в более молодой художественной традиции римлян.

Со второй половины III в. до н. э. восстанавлива­ются некоторые этрусские города (Вольтерра, Пе-руджа, Коза, Пирги), в которых возводятся выда­ющиеся по инженерным достоинствам крепостные сооружения, каналы, мосты и дороги. Храмовая архитектура не сохранилась. В Вольтерре были обнаружены руины театра римского типа с бога­тым скульптурным декором. Возможно, что и воз­ведение чаши театра на системе опор пришло в Рим от этрусков, но это не может считаться до­казанным. На архитектурный стиль Э. и. сильное воздействие помимо римских оказывают произве­дения эллинистической Греции.

В лучшей сохранности, нежели храмы, дошли этрусские усыпальницы, что во многом объясня­ется долго не раскрывавшейся тайной их располо­жения. Распространены были псевдокупольные