АНТИЧНОСТЬ
Толос
Театр
кая каменная масса театрона контрастировала с легкой и воздушной колоннадой просцениума.
Для связи с орхестрой строились лестницы и пандусы. Скена была приспособлена для установки живописных декораций (пинак) и сценических механизмов. Греческие Т. по необходимости должны были вмещать всех жителей города, поскольку
Скена театра в Бостре. II в. н. э.
представления являли собой не развлекательную, а ритуальную акцию. Так, Т. в Эфесе вмещал ок. 23 тыс зрителей при диаметре театрона ок. 152 м. Наряду с открытыми строились и крытые Т. (одеон). Римляне переняли у греков планировку Т., однако те-атрон они ставили на арочных конструкциях. Передняя часть площадки просцениума проходила при этом через центр полукруглой орхестры, где находились места для привилегированных зрителей. Амфитеатр полукругом охватывал орхестру и примыкал к боковым выступам скены, образуя единое замкнутое пространство. Верхний ярус (кавеа) завершался крытой колоннадой; стены скены, обращенные к зрителям, украшались нишами и статуями. Так, в I в. н. а, при императоре Нероне, передняя сторона орхестры театра Диониса в Афинах была заново украшена рельефами, изображающими эпизоды из дионисийских мифов. Зрители попадали в Т. по внутренним лестницам. Первое крытое здание Т. было построено римлянами в Помпе-ях (Щ-1 вв. до н. э.).
В римских провинциях в I—III вв. н. а Т. строили в зависимости от рельефа местности либо по-гречески, либо по-римски, с меньшей по сравнению с греческими театрами орхестрой, но с большей скеной. В первые годы н. э. Т. стали возводить у перекрестка кардо второй декуманум (см. Город Римский), что свидетельствует о важной архитектонической роли здания Т. в ансамбле городской застройки. Типичная для римского театрального зодчества монументальная стена за скеной (пост-скениум) представляла собой колоннаду в несколько ярусов, снаружи ограниченную стеной. Постске-ниум являлся как бы постоянной декорацией. Римский Т. украшался несколькими колоннадами и множеством статуй. На архитравах входов могла высекаться посвятительная или памятная надпись. Следуя эллинистической традиции, римляне не
только ставили в Т. трагедии, но и давали представления мимов, акробатов, исполняли музыкальные пьесы, устраивали травли животных (для чего в принципе должен был служить амфитеатр). Таким образом, римская интерпретация Т. значитель-* но усилила его функциональные и декоративные возможности, однако при этом ритуальный дух греческого Т. в значительной мере был утрачен.
Литература:
Бархин Г. Б. Архитектура театра. М., 1947.
Быков В. Е. Античные принципы, композиции театрального здания // Вопросы теории архитектурной композиции. 1958. № 4.
ТЕРМЫ(от греч. Шегте — горячий), семейные и общественные бани, одно из самых посещаемых мест в Риме и городах поздней Римской республики, а впоследствии Империи. В греческих городах Т. строились редко, и их число было невелико, у римлян же они пользовались большой популярностью. Служили не только для мытья, но и являлись оздоровительным центром с залом для физических упражнений. Т. были и своеобразным общественным клубом римлян. Отопительная система Т. находилась снизу, под полом здания. Имелось несколько отделений, в том числе спортивный зал (палестра), кальдарий (горячая баня), тепидарий и фригидарий (теплая и холодная бани), а также бассейн. Существовало несколько типов Т., но самыми комфортабельными являлись большие императорские Т., — такие как Т. Каракал-лы, относящиеся к шедеврам архитектурного строительства римлян. В Т. Каракаллы широко используются разнообразные системы перекрытий и формы залов. Наиболее типична организация интерьера по типу трехстенного зала с четвертой стеной-колоннадой, что создает величественные пространственные эффекты. Симметричные в плане, богато декорированные Т. Каракаллы свидетель-
ствовали о новом понимании внутреннего ггр>> странства в римской архитектуре III—IV вв. н. э
Здание Т. задумано было прежде всего как грандиозная анфилада высоких залов (центральная ротонда лишь немногим меньше Пантеона) с просматривающейся насквозь перспективой. Т. вмешал;: одновременно до полутора тысяч человек. При них имелись также парк, библиотека и помещение для занятий музыкой. Детальное описание Т. имеется в письмах Сенеки и у других античных авторов.
ТЕРРА СИГИЛЛАТА(лат. 1егга 51§Ша1а — украшенная орнаментом земля), современное название посуды из красной глины периода Римской империи: тарелки, блюда, кубки, вазы. Такая посуда, как правило, была богато украшена орнаментом. Высоким качеством отличалась т. н. аретинская керамика, изготовлявшаяся этрусскими мастерами г. Ареццо. Эта керамика господствовала на рынках более ста лет (с 50 г. до н. э.). На изделиях ставились фирменные клейма с именами владельцев мастерских и изготовителей. Керамика более позднего периода из Галлии и Германии не обладала таким высоким качеством, но все же пользовалась популярностью в восточных провинциях вплоть до позднего периода Римской империи.
^^ЕШиНИ | |||||||
4|Ш^ | вь* | ||||||
-. т&^ - , , | ••|8:4■»;"', -„' " | ™ | ш | . | ■ ^ | ||
нвнмяняннявн | 'й'-'.ЧУ- V "■ | шшшшштшяш | в:: | ЙШ | |||
Аретинские | вазы периода Августа. | в. | н. | э. |
ТОЛОС,фолос (греч. Шоюз), круглая в плане монументальная культовая постройка — гробница или храм. В ХУ1-ХИ вв. до н. э. Т. были распространены на Крите, в Греции (Т. в Эпидавре, архитектор Поликлет Младший, 360-330 гг. до н. э.) и на западном побережье Малой Азии. Наиболее грандиозные Т., не уступающие по размерам храмам и дворцам, возведены в Микенах в XIV в. до к. э. Всего здесь насчитывается девять Т.. возведенных для микенских правителей.