АНТИЧНОСТЬ
Сосий
Скопас
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
АНТИЧНОСТЬ
Северного Причерноморья искусство
Золотая маска из Керчи. III в. до н. э.
Полихромная «акварельная» пелика из Керчи. 111-И вв. до н. э.
Каменные ворота в Херсонесе. III в. до н. э.
Афродита. Статуэтка из терракоты. I в. н. э.
На изящном электровом сосуде из Куль-Обы (IV в. до н. э.) характерная техника античных чеканщиков служит изображению нескольких эпизодов из жизни скифского военного лагеря. К числу выдающихся памятников С. П. и. принадлежат серьги Куль-Обинского кургана. Тонко выполненные детали настолько малы, что их невозможно рассмотреть без увеличительного стекла. Диск сплошь покрыт мельчайшим филигранным узором; при этом меж-
ду лепестками двойной розетки, расположенной в центре диска, помещены четыре фигурки нереид, несущих Ахиллу воинские доспехи. К подвеске в виде ладьи, украшенной тонким узором филиграни, в три яруса прикреплены на цепочках бутоны лотосов, поверхность которых покрыта золотой зернью и гравировкой. В первые века н. э. в античном Причерноморье повсеместно распространилось полихромное искусство. Вещи этого времени
украшены драгоценными камнями, цветной пастой и стеклом, примером чего является роскошная сарматская диадема I в. н. э. Форма ее напоминает античный головной убор — калаф; вставки изготовлены из голубого кварца, гранатов и цветного стекла. Розетки выполнены в греческом стиле.
Самобытностью отличаются архитектурные памятники Боспорского царства. В античных городах Северного Причерноморья сложились своеобразные разновидности погребального сооружения, в том числе перекрытый уступчатыми сводами подкурганный каменный склеп с коридором-дромо-сом. Была распространена декоративная стенная роспись, скульптурные надгробия-стелы, расписная керамика. К числу ее наиболее характерных образцов принадлежат ольвийские и боспорские вазы со стилизованными растительными мотивами, боспорские «акварельные» пелики. Своеобразны ольвийские бронзовые зеркала со стилизованными изображениями на рукоятках (VI-V вв. до н. э.). В городах Северного Причерноморья найдены и замечательные образцы чисто греческих скульптурных произведений, хранящих следы воздействия классической культуры Эллады.
Литература:
Блаватский В. Д. Античная археология Северного Причерноморья. М., 1961.
Блаватский В. Д. Искусство Северного Причерноморья античной эпохи. М., 1947.
Иванова А. П. Искусство античных городов Северного Причерноморья. М.-Л., 1953.
СКОПАС(Зкораз), знаменитый древнегреческий скульптор и архитектор, родом с острова Парос. Работал в 380—330 гг. до н. э. во многих городах Древней Эллады и Малой Азии. В качестве архитектора С. руководил постройкой храма Афины Алей в Тегее (Пелопоннес) и мавзолея в Галикар-насе (середина IV в. до н. э.). Среди сохранившихся подлинных произведений С. важнейшими являются скульптурные работы. Древняя литература называет 25 мраморных статуй работы С.
Мастер участвовал в создании рельефного фриза галикарнасского мавзолея с изображением битвы амазонок и в украшении храма Артемиды в Эфесе. Галикарнасские рельефы были созданы им в сотрудничестве с Бриаксисом, Тимофеем и Леохаром. Круглая скульптура С. известна по римским копиям («Потос», «Молодой Геракл», «Мелеагр», «Менада»). Характерной чертой его авторского стиля является стремление запечатлеть минуты проявления могучей энергии, порыва. Поэтому многие его работы исполнены страстности, динамики, яркой экспрессии. Одно из лучших произведений скульптора — мраморная статуя «Менада», изображающая вакханку, спутницу бога Диониса. Рабо-
та создана в середине IV в. до н. э. и также сохранилась лишь в сильно поврежденной римской копии. Мастер изобразил вакханку в бурном и стремительном танце, во власти экстаза, к которому был направлен дионисийский ритуал. Фигура менады изогнута, ее голова запрокинута, разметавшиеся волосы падают па плечи. Короткие складки развевающегося хитона создают иллюзию порывистого движения спутницы Диониса; мастерски разработанная игра светотени в струении складок подчеркивает ощущение динамики. Не красота гармонии, обретенной в героическом усилии, а эффектная красота самого порыва является основой образов С.
Если у скульпторов V в. до н. э., например у Мирона, движение важно, но его элементы и приемы передачи точно рассчитаны и разумно обусловлены, то у С. движение становится выразительным средством передачи стихийного начала. В одной из греческих эпиграмм о «Менаде» есть следующие строки: «Камень паросский — вакханка, но камню дал душу ваятель». Кроме того, в отличие от предшественников, С. учитывал возможность кругового обзора скульптуры. Излюбленным материалом мастера был мрамор. Ему приписывают выдающуюся по художественным достоинствам надгробную плиту ок 340 г. до н. э. с изображением юноши и старца. Рядом с юношей — фигурка спящего ребенка, символизирующего смерть. Точно най-
Скопас (?). Надгробная стела (т. н. стела Гегесо) с некрополя Керамик в Афинах. Ок. 340 г. до н. э.
Скопас. Надгробие юноши из Аттики. Ок. 340 г. до н. э.
денные жесты и позы людей придают этой сцене поистине драматическое звучание. Впервые именно в творчестве С. раскрываются уже не настроения величественного покоя, но такие состояния, как страдание, боль утраты, философское раздумье. Лица статуй С. лишены величественного покоя; как и фигуры, они хранят отпечаток страсти и драматического пафоса. Переход к передаче определенного эмоционального аффекта, т. е. от общего состояния духа к переживанию, имел в творчестве С. принципиальное значение: здесь зарождалось новое понимание человека и различных сторон его бытия. Образы С. не портретны, они не имеют качеств индивидуальной характерности; их еще отличает классическая обобщенность, но тем существеннее ее новое осмысление.
Творчество С. оказало большое воздействие на скульпторов эллинистической эпохи, в частности на произведения мастеров III—II вв., работавших в Пергаме, — создателей прославленного Пергам-ского алтаря.
Литература:
Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.
Чубова А. П. Скопас. Л.-М., 1959.
СОСИЙ, знаменитый аттический гончар VI в. до н. э., возможно, также и вазописец. Сохранились два его произведения. Одно из них — т. н. чаша Со-
Чаша Сосия. Ок. 500 г. до н. э.