АНТИЧНОСТЬ
Римской республики искусство
Римской республики искусство
Круглый храм на Бычьем форуме. Рим. I в. до н. э.
в Древнем Риме божества Египта, с которыми римляне познакомились в эллинистических странах. Однако в поисках универсальной религии, никогда не прекращавшихся в истории Рима, создать принципиально новое учение суждено было не италийцам. Пройдя длительный период преследований, к концу истории империи главной системой верований стало христианство. Ядром официальной религии при первых цезарях стал гений божественного императора. Римляне заимствовали у этрусков не только религиозные представления раннего периода, но и сословное деление, строительную технику, военную организацию, театральные зрелища и гладиаторские бои. Преобладание этрусской культуры сохранялось вплоть до начала II в. до н. э., т. е. на протяжении почти всей истории Римской республики.
Завоевание Греции имело колоссальное значение для становления и развития собственной культуры римлян. Беспощадные завоеватели высоко ценили художественный гений греков, вплоть до того, что во II в. до н. а греческий язык стал языком высшего общества. Рим посещали выдающиеся греческие философы, историки, ораторы; на культуру Рима греческая традиция оказала влияние практически во всех сферах. Особенно существенным для становления римской культуры было воздействие греческой философии. Римляне переняли систему понятий, терминологию, важнейшие направления греческой философии. Однако ее ближайшей целью стало обобщение специфического опыта римской общественной жизни. Начало римской философии связано с кризисом полисной идеологии. На этом
этапе, нередко называемом просветительским, поскольку происходило отделение философской мысли от религиозно-мифологических основ, почти официальной доктриной Римского государства стал стоицизм. До возникновения империи римская философия развивалась стремительно и уверенно, дав истории такие выдающиеся имена, как Цицерон, Лукреций, Варрон и др. Особенность их философствования — скептицизм и прагматическая позиция. В эпоху империи на смену скептикам придут ярчайшие авторы — представители стоицизма, платонизма, пифагореизма, чьи учения были качественно новым и самостоятельным опытом переосмысления греческих философов. Памятники научной латинской литературы эпохи республики немногочисленны; римская естественная наука в это время испытывала относительный спад, касавшийся не прикладных, а фундаментальных ее областей. Огромное число работ посвящено научно-техническим вопросам, архитектуре, строительному делу и военной технике. Характерная черта римской науки — изложение научных вопросов в доступной и занимательной форме, а также необычайная популярность энциклопедий. Особенно важной областью науки, имевшей беспрецедентную разработанность и гибкость, была юриспруденция.
В истории римского искусства первый шаг от устной к письменной традиции сделал консул Аппий Клавдий, записавший свои речи и несколько нравоучительных стихотворений. Воздействие греческой культуры на римскую было всесторонним и очень глубоким. С конца III в. до н. э. римские полководцы стали вывозить на кораблях из завоеванных греческих городов произведения искусства. Общественные здания, храмы и площади Рима наполнились прекрасными творениями греческих мастеров. Среди них были произведения Фидия, Поликлета, Мирона, Скопаса, Праксителя, Лисип-па. Римские аристократы платили большие суммы за греческие произведения искусства. В первой половине I а до н а греческая культура была полностью освоена Римом и стала основой высшего расцвета римской литературы и искусства. Знание искусства и умение судить о нем считались в Риме признаками образованности и высокой культуры. Рост частных коллекций вызвал большой спрос на греческие статуи, и с I в. до н. э. скульпторы-греки, переселившиеся в Рим, стали изготавливать огромное количество мраморных копий с наиболее прославленных памятников эллинской скульптуры. Многие из них, сохранившись до нашего времени, позволяют составить представление об утраченных греческих оригиналах.
Резко изменилось положение художника и его социальный статус. Если в Греции в период полисной демократии художник пользовался всеми правами и почетом и служил идее блага и прославления родного города, то в Риме он уже не обладал правами римского гражданина. Художник чаще всего был вольноотпущенником или даже рабом греческого происхождения. Не случайно римская литература, в отличие от греческой, почти не сохранила имен художников и скульпторов. По этим причинам виртуозность, техническое совершенство исполнения ценились в Риме выше подлинной оригинальности дарования. Традиционное отношение античного общества к художникам сочетало восхищение с долей пренебрежения, поскольку художник занимался унизительным для свободнорожденного гражданина физическим трудом. Этот оттенок пренебрежения еще более заметен в римской культуре. По словам греческого сатирика Лукиана, художник — «ремесленник, умеющий только работать и жить делом своих рук».
Искусство Рима представляет собой последний, завершающий этап в развитии античной художественной культуры. Для римлянина в большей степени, чем для грека, искусство являлось средством разумной организации жизни. По этой причине творческий дух римской культуры периода республики наиболее ярко выразился в архитектуре. При этом важно, что сооружения римских зодчих имели главным образом практическое назначение. Так, огромные усилия и талант римских инженеров и архитекторов были направлены на строительство дорог. Самая древняя из них — Аппиева дорога — соединяла Рим с городами Южной Италии. По ней отправлялись на завоевания римские легионы. По-
добные дороги были сооружены не только в Риме, но и в многочисленных римских провинциях. Дорога была не только основной магистралью, но и своего рода мемориальным заповедником: по обе стороны от нее расположены гробницы римской знати. Одно из наиболее значимых сооружений такого рода — монументальная гробница Цецилии Метел-лы, построенная в I в. до н. э. Цилиндрическая по форме, она установлена на квадратном каменном основании, сторона которого равняется 23 м. Форма гробницы, некогда увенчанной конусообразной башней, обладает определенными чертами сходства с могильными курганами этрусков В Средние века сужающаяся вершина гробницы была разрушена, и сооружение использовалось в качестве крепостной башни. Несмотря на этрусские черты, гробница в отношении конструкции типична для римского зодчества: это бетонное здание, облицованное обтесанными плитами травертина, часто применявшегося в римской архитектуре.
Бетонные конструкции римляне стали широко использовать на рубеже III—II вв. до н. э.; позднее бетон стал основным строительным материалом. Техника возведения зданий и сооружений из него у римлян имеет важные отличительные особенности. Кирпичный каркас постройки имел полость, которая заполнялась слоями щебня и бетонного раствора. При этом для прочности через определенные промежутки между слоями прокладывался один или два ряда кирпичей. По этой технологии построены стены многих римских зданий, в том числе громадный корпус Пантеона. Кирпично-бе-тонную технологию использовали и при возведении свода или купола: кирпичные арки, выложенные на первом этапе работ, служили опорой, на которую слоями укладывался раствор. Снаружи здания покрывали облицовкой из каменных плит или мраморных блоков.
Римские храмы этого времени во многом используют опыт этрусской и греческой архитектуры. Этрусские черты впоследствии стали характерной особенностью римской храмовой архитектуры. От этрусских зданий были унаследованы трехчастная форма целлы, подиум, выделение главного фасада портиком и лестницей (храм Юпитера Капитолийского, IV в. до н. э.). В период Пунических войн (борьба с Карфагеном) и поздней республики (III — первые три четверти I в. до н. э.) специфически римская строгость стиля сочетается с изысканностью, навеянной искусством Великой Греции и захваченных римлянами восточносредиземноморских городов. Примером может служить храм, посвященный Судьбе — Фортуне Вирилис, возведенные: на берегу реки Тибр. Он был построен на т. н. Бычьем Форуме (поскольку ансамбль форума в дрен:-: -