АНТИЧНОСТЬ

Римской империи искусство

Римской империи искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА



 


Рельефы колонны Траяна. Рим. 111-114 гг. н. э.

Римская живопись эпохи расцвета Империи по­чти не сохранилась, однако яркое и всестороннее представление о ней дают художественные памят­ники, сохранившиеся в городах Помпеи, Геркула­нум, Стабия, погибших при извержении Везувия и вскрытых археологами в XVIII в. Именно на мате­риале помпейского искусства была разработана историческая типология римской росписи и выде­лены четыре т. н. помпейских стиля, представлен­ных живописью погибших и развивавшихся некогда во всех областях империи городов. Начало разви­тия этих стилей приходится на период Республи­ки; имперская эпоха вызывает к жизни третий и четвертый стили. Третий стиль развивается в эпо­ху Августа и по характеру вполне согласуется с парадно-условным, обобщенным и сдержанным искусством этой эпохи. В нем преобладают орна-


ментальные мотивы, подчеркивающие плоскость стены и носящие изысканный, рафинированно-де­коративный характер. В плетение гирлянд листьев и цветов нередко вписаны небольшие сюжетные картины на мифологические темы. Росписи четвер­того стиля относятся ко второй половине I в.; в нем орнаменты приобретают очертания причуд­ливых архитектурных фантазий. Картины четвер­того стиля динамичны по композиции и написаны уже с элементами пространственной перспективы.

Ко II в. н. э. начинает расти политическое и куль­турное значение римских провинций. Особенно широко распространились различные восточные культы (Митры, Исиды), росла популярность хри­стианства. Однако империи было суждено пере­жить и новый краткий расцвет могущества под властью даровитого полководца и политика, импе­ратора Траяна (98-117 гт. н. а). В это время возника­ет новая волна интереса к культуре и строю жизни республики, что ярче всего проявляется в интере­се к эллинистической архитектуре и развитии не­которых традиций скульптурного портрета рес­публиканской эпохи. Одно из ярчайших имен в искусстве траяновского времени — архитектор Аполлодор из Дамаска. Этим зодчим были постро­ены форум Траяна со знаменитой колонной, арка Траяна и ряд других сооружений. Форум Траяна — наиболее целостное из подобных сооружений, за­думанное и выполненное как единый величествен­ный ансамбль. Форум включал в себя триумфаль­ную арку (см Арка триумфальная), пятинефную базилику Ульпия, две библиотеки — греческую и латинскую — и высокую колонну между ними. Комплекс расположен по одной оси и замкнут сто­ящим в глубине зданием базилики; строгость этой планировки смягчена округлыми очертаниями пло­щади. Стены и площадь были облицованы мрамо­ром, а в нишах помещены золоченые изображения военных трофеев.

Крыша базилики была покрыта листами золоче­ной бронзы. Данью греческому стилю зодчества было широкое применение колоннад и балочных перекрытий вместо римских традиционных сводов и арок. Колонна Траяна высотой 38 м, сложенная из круглых мраморных блоков, украшена спираль­ной лентой рельефа, на котором изображены эпи­зоды побед императора. В основании колонны были замурованы урны с прахом полководца и его жены; на вершине, над дорической капителью, по­мещалась статуя Траяна.

К лучшим памятникам эпохи относятся много­ярусные акведуки, возведенные во многих городах европейских провинций; шедевр инженерного ис­кусства римлян — Гардский мост (Пон-дю-Гар) близ Нима, во Франции. Этот мост — также при-





 


мер мастерской связи архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом. Преемник Траяна, император Адриан (117-138 гг.), также был по­клонником греческого искусства и, живя в Афи­нах, отстроил новую часть города. Адриан имел профессиональные знания архитектора и много за­нимался искусством, как современным, так и древ­ним. В эпоху Адриана был возведен величайший памятник римского зодчества — Пантеон. По про­екту самого Адриана построен храм Венеры и Ромы, представляющий собой периптер коринфс­кого ордера с двумя святилищами. Архитектурные работы Адриана — такие, как арка в Афинах и за-


вершение храма Зевса Олимпийского, вилла в Ти-воли (125-135 гг.), — отмечены сочетанием разно­родных стилевых элементов и заметно эклектичны. Адрианом начато было также сооружение гранди­озного мавзолея в Риме, перестроенного в Сред­ние века в крепость и получившего название зам­ка Сант-Анджело.

Начиная с эпохи Адриана в римском зодчестве наметился перелом в сторону изысканной услож­ненности образа, отчасти связанный с влиянием эл­линистического искусства Востока. Если время императора Траяна ознаменовалось возвратом к ге­роическому суровому стилю республики, то в эпо­ху правления Адриана и Антонинов усилились поис­ки экспрессии, эмоциональности и психологической глубины образа. Исторические рельефы импера­торского Рима первоначально были отмечены раз­меренностью композиционных ритмов и сдержан­ностью пластического языка (рельефы Алтаря Мира Августа в Риме, мрамор, 13-9 гг. до н. э.). Черты живописности, напряженной динамики, усилившиеся в рельефах времени Флавиев (релье­фы арки Тита), особенно характерны для периода Траяна, когда складывается тип батального релье­фа (скульптурное убранство колонны Траяна в Риме, мрамор, 111-114 гг.).

Рельефы колонны Траяна — ярчайший пример римского скульптурного жанра повествовательно­го исторического рельефа. Их тема — победонос­ные походы на даков. В изображениях, выполнен­ных с исторической точностью, подчеркивается мощь римского войска; появляются картины охва­ченных пожарами сражений городов и крепостей; римские военные лагеря; аллегорические фигуры Ночи, Дуная и т. п. Изображение самого Траяна помещено на колонне около 90 раз. Все фигуры имеют резкие линейные контуры и выполнены в стилизованно-архаической манере. Выразитель­ность их подчеркнута полихромией. Воздействие греко-эллинистических традиций достигло апогея в период правления Адриана, когда школы копиис­тов, выполнявших работы на основе греческих оригиналов, были особенно многочисленны. Однако копии уже не были точными, прилежными подра­жаниями; в них проявился дух эпохи, требовавший большей представительности и технической вир­туозности.

В искусстве периода Антонинов основное место занимает скульптурный портрет. Главный акцент перенесен на передачу внутреннего облика моде­ли, отражение психологического состояния (порт­рет императора-философа Марка Аврелия). К этой же эпохе относится широко известный портрет сириянки, соединяющий удивительную психологи­ческую проницательность и лиризм с редким мас-