АНТИЧНОСТЬ
Римской империи искусство
Римской империи искусство
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Рельефы колонны Траяна. Рим. 111-114 гг. н. э.
Римская живопись эпохи расцвета Империи почти не сохранилась, однако яркое и всестороннее представление о ней дают художественные памятники, сохранившиеся в городах Помпеи, Геркуланум, Стабия, погибших при извержении Везувия и вскрытых археологами в XVIII в. Именно на материале помпейского искусства была разработана историческая типология римской росписи и выделены четыре т. н. помпейских стиля, представленных живописью погибших и развивавшихся некогда во всех областях империи городов. Начало развития этих стилей приходится на период Республики; имперская эпоха вызывает к жизни третий и четвертый стили. Третий стиль развивается в эпоху Августа и по характеру вполне согласуется с парадно-условным, обобщенным и сдержанным искусством этой эпохи. В нем преобладают орна-
ментальные мотивы, подчеркивающие плоскость стены и носящие изысканный, рафинированно-декоративный характер. В плетение гирлянд листьев и цветов нередко вписаны небольшие сюжетные картины на мифологические темы. Росписи четвертого стиля относятся ко второй половине I в.; в нем орнаменты приобретают очертания причудливых архитектурных фантазий. Картины четвертого стиля динамичны по композиции и написаны уже с элементами пространственной перспективы.
Ко II в. н. э. начинает расти политическое и культурное значение римских провинций. Особенно широко распространились различные восточные культы (Митры, Исиды), росла популярность христианства. Однако империи было суждено пережить и новый краткий расцвет могущества под властью даровитого полководца и политика, императора Траяна (98-117 гт. н. а). В это время возникает новая волна интереса к культуре и строю жизни республики, что ярче всего проявляется в интересе к эллинистической архитектуре и развитии некоторых традиций скульптурного портрета республиканской эпохи. Одно из ярчайших имен в искусстве траяновского времени — архитектор Аполлодор из Дамаска. Этим зодчим были построены форум Траяна со знаменитой колонной, арка Траяна и ряд других сооружений. Форум Траяна — наиболее целостное из подобных сооружений, задуманное и выполненное как единый величественный ансамбль. Форум включал в себя триумфальную арку (см Арка триумфальная), пятинефную базилику Ульпия, две библиотеки — греческую и латинскую — и высокую колонну между ними. Комплекс расположен по одной оси и замкнут стоящим в глубине зданием базилики; строгость этой планировки смягчена округлыми очертаниями площади. Стены и площадь были облицованы мрамором, а в нишах помещены золоченые изображения военных трофеев.
Крыша базилики была покрыта листами золоченой бронзы. Данью греческому стилю зодчества было широкое применение колоннад и балочных перекрытий вместо римских традиционных сводов и арок. Колонна Траяна высотой 38 м, сложенная из круглых мраморных блоков, украшена спиральной лентой рельефа, на котором изображены эпизоды побед императора. В основании колонны были замурованы урны с прахом полководца и его жены; на вершине, над дорической капителью, помещалась статуя Траяна.
К лучшим памятникам эпохи относятся многоярусные акведуки, возведенные во многих городах европейских провинций; шедевр инженерного искусства римлян — Гардский мост (Пон-дю-Гар) близ Нима, во Франции. Этот мост — также при-
мер мастерской связи архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом. Преемник Траяна, император Адриан (117-138 гг.), также был поклонником греческого искусства и, живя в Афинах, отстроил новую часть города. Адриан имел профессиональные знания архитектора и много занимался искусством, как современным, так и древним. В эпоху Адриана был возведен величайший памятник римского зодчества — Пантеон. По проекту самого Адриана построен храм Венеры и Ромы, представляющий собой периптер коринфского ордера с двумя святилищами. Архитектурные работы Адриана — такие, как арка в Афинах и за-
вершение храма Зевса Олимпийского, вилла в Ти-воли (125-135 гг.), — отмечены сочетанием разнородных стилевых элементов и заметно эклектичны. Адрианом начато было также сооружение грандиозного мавзолея в Риме, перестроенного в Средние века в крепость и получившего название замка Сант-Анджело.
Начиная с эпохи Адриана в римском зодчестве наметился перелом в сторону изысканной усложненности образа, отчасти связанный с влиянием эллинистического искусства Востока. Если время императора Траяна ознаменовалось возвратом к героическому суровому стилю республики, то в эпоху правления Адриана и Антонинов усилились поиски экспрессии, эмоциональности и психологической глубины образа. Исторические рельефы императорского Рима первоначально были отмечены размеренностью композиционных ритмов и сдержанностью пластического языка (рельефы Алтаря Мира Августа в Риме, мрамор, 13-9 гг. до н. э.). Черты живописности, напряженной динамики, усилившиеся в рельефах времени Флавиев (рельефы арки Тита), особенно характерны для периода Траяна, когда складывается тип батального рельефа (скульптурное убранство колонны Траяна в Риме, мрамор, 111-114 гг.).
Рельефы колонны Траяна — ярчайший пример римского скульптурного жанра повествовательного исторического рельефа. Их тема — победоносные походы на даков. В изображениях, выполненных с исторической точностью, подчеркивается мощь римского войска; появляются картины охваченных пожарами сражений городов и крепостей; римские военные лагеря; аллегорические фигуры Ночи, Дуная и т. п. Изображение самого Траяна помещено на колонне около 90 раз. Все фигуры имеют резкие линейные контуры и выполнены в стилизованно-архаической манере. Выразительность их подчеркнута полихромией. Воздействие греко-эллинистических традиций достигло апогея в период правления Адриана, когда школы копиистов, выполнявших работы на основе греческих оригиналов, были особенно многочисленны. Однако копии уже не были точными, прилежными подражаниями; в них проявился дух эпохи, требовавший большей представительности и технической виртуозности.
В искусстве периода Антонинов основное место занимает скульптурный портрет. Главный акцент перенесен на передачу внутреннего облика модели, отражение психологического состояния (портрет императора-философа Марка Аврелия). К этой же эпохе относится широко известный портрет сириянки, соединяющий удивительную психологическую проницательность и лиризм с редким мас-