АНТИЧНОСТЬ
Римской империи искусство
Римской империи искусство
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
терством исполнения. К лучшим произведениям эпохи причисляют также портреты варвара, мальчика-ливийца и ряд других. Однако быстро найденные приемы изображения стали повторяться и применяться вне связи с характером конкретного образа. Усилились и черты манерности, внутреннего разноречия замысла и характера (конный портрет Марка Аврелия).
В живописи продолжает развиваться четвертый стиль — стиль «фантастической архитектуры», предпочитавший в стенных росписях сложные иллюзорно-пространственные композиции, изображение фантастических интерьеров и ландшафтов. Многоплановость построений, сложность архитек-
турного и пейзажного фонов характерны и для мозаик, палитра которых обогащалась смальтой многообразных оттенков. Со II в. н. э. вошла в употребление также черно-белая каменная мозаика.
В декоративно-прикладном искусстве Империи особенно выделяются произведения торевтики, а также «краснолаковая» керамика с рельефным декором и изобретательно выполненные изделия из стекла. Образцовыми произведениями такого типа являются расписные и двухслойные вазы с рельефными изображениями и орнаментами.
Римляне с I столетия Империи развили до высшей степени искусство глиптики. Мастера в эту эпоху предпочитают обращаться к твердым материалам, изготавливая камеи из горного хрусталя и агата, а несколько позднее — выполняя резные произведения из сапфира и изумруда. Эпоха высшего расцвета римской глиптики — правление династии Юлиев-Клавдиев.
При их дворе нередко работали греческие мастера, наиболее прославленными из которых были Агатоп, Солон, Диоскурид. Последний служил придворным мастером императора Августа. В эту эпоху греческие и римские мастера в изобилии создавали портретные и многофигурные камеи с мифологическими и аллегорическими изображениями (гемма «Увенчание Августа»; т. н. Парижская камея; обе — конец I в. до н. а).
В период упадка империи (Ш-1У вв. н. а) в древнеримском искусстве начинают проявляться черты внутреннего надлома. Для зодчества этого периода характерны необычайно крупные масштабы сооружений, стремление к поверхностной эффектности и беспокойной динамике в декоре. Строительство в больших масштабах разворачивается главным образом в провинциях, где возводятся новые форумы, гигантские храмовые комплексы (например, в Баальбеке). Римские сооружения всех основных типов представлены в зодчестве Тадмо-ра, впоследствии названного Пальмирой (Сирия). В то же время в пределах Рима органически развиваются классические традиции римского зодчества (термы Каракаллы, 206-217 гг.; термы Диоклетиана в Сплите, ок. 300 г. н. а). При императоре Максенции (280-312 гг. н. а), последнем из правителей, стремившихся возродить величие Рима, была воздвигнута колоссальная базилика, названная его именем (315 г. н а). Базилика делилась на три нефа; средний, значительно выше боковых, был перекрыт крестовыми сводами, которые поддерживались контрфорсами (опорными устоями, примыкавшими к стене). Это сооружение является прототипом позднейших христианских базилик, основного типа храмового зодчества Средних веков. Базилика была перестроена при императоре Константине и пото-
Саркофаг Людовизи. Рельеф с изображением битвы римлян с варварами. III в. н. э. |
История Иова. Мозаика Южной церкви в Аквилее. До 315 г. н. э.
му имеет два названия. Выдающимся памятником архитектуры поздней империи была трехпролет-ная арка Септимия Севера на Римском форуме (203 г.) и гигантские, роскошно декорированные термы императора Каракаллы.
План их подчинен строгой симметрии; помещения расположены по линии продольной оси. Центральная купольная ротонда лишь немногим уступала по величине Пантеону. Термы были обильно украшены скульптурой, в прилегающем парке находились библиотеки, залы для гимнастики и для занятий музыкой.
В позднеримской скульптуре, в том числе портретах, угасает интерес к достоверной передаче те-
лесного облика человека: внешние черты изображаются все более схематично, а в конце III—IV а н. э. застывшее лицо резко контрастирует с выразительным взглядом широко открытых глаз. Элементы условности и стилизации в скульптуре. в том числе в историческом рельефе, иногда являются результатом усилившегося влияния искусства восточных провинций. Последний кратковременный подъем римского скульптурного портрета приходится на эпоху Северов, время, когда был создан бюст императора Каракаллы — вершина римского портретного реализма. В искусство вновь возвращается та жесткая и беспощадная достоверность, что была типична для портрета времен республики, но теперь эта манера сочетается с тонким психологизмом, достигнутым в предыдущую эпоху, в период Антонинов. Ко времени правления т. н. солдатских императоров стиль римского портрета стремительно меняется. Образы становятся менее целостными; мастеров зачастую привлекает скорее образ грубой силы, а не глубина индивидуальности (портреты Максимина Фракса: Филиппа Аравитянина).
Черты угасания самобытности проявляются и в рельефе. Здесь также утрачивается естественность и целостность композиции, появляется застылость и схематизация. IV в. еще сохраняет традицию создания колоссальных статуй и бюстов обожествленных императоров. По-прежнему создаются изысканные и виртуозные по исполнению работы. Среди художественных изделий Ш-1У вв. выделяются портретные миниатюры на золотой фольге, помещенные между двумя слоями стекла; мраморные саркофаги с сюжетными рельефами. Но художественная культура поздней Империи уже вынуждена иметь дело не с одной, а с двумя соперничающими историческими силами. Все большее распространение в искусстве Ш а н а получает христианская тематика, а с IV в н а христианство уже имеет в Риме статус официальной религии. Его образный мир резко отличается от римского искусства, и развитие его фактически принадлежит уже другой эпохе, Средневековью. Но на начальных этапах христианское искусство заимствует некоторые мотивы и образы у римской культуры. Нередко традиционные античные мотивы получают совершенно новое и символическое истолкование. С христианским культом связаны и замечательные живописные памятники, особняком стоящие в истории римской культуры. Это росписи катакомб, стиль которых на протяжении II—IV вв. н. э. эволюционировал в сторону все большей плоскостности и графичнос-ти. Строительство христианских храмов началось только с IV в., но основные зодческие принципы их были унаследованы от римской архитектуры Это