АНТИЧНОСТЬ
Римской Африки искусство
Римской Африки искусство
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Дом с мозаикой в Волюбилисе. III в, н. э.
в провинциях Африки — библиотека г. Тамугади, содержавшая свыше 20 тысяч книг-свитков. Это одно из трех несомненных зданий библиотек, сохранившихся хотя бы отчасти (кроме Афинской и Эфесской). Итак, два аспекта римской провинциальной политики — урбанизация и романизация —
проявились здесь со всей полнотой. Но можно говорить и о собственной североафриканской школе зодчества. Римляне отстраивали африканские города начиная со времен Цезаря и Августа, при этом некоторые из них строились как военные крепости. В основе лежал план расположения римского военного лагеря с традиционной прямоугольной планировкой (см. Город Римский), алтарем и помещением военачальника в центре. Капитолий был обязательной частью архитектурной плана всех римских городов Африки, но располагаться он мог и не в центре застройки. В г. Тамугади, планировка которого соответствует типу военного лагеря, Капитолий находился за западным;: стенами города.
В римских провинциях, кроме Капитолия, посвященного трем основным римским богам (Юпитер} Юноне, Минерве — т. н. римской триаде), находились храмы Гения города, а также храмы, посвященные местным божествам. При этом во П-Ш вк н. з происходил органичный процесс их слияния с богами Рима. Нередко с римскими и пуническими соседствовали храмы малоазийских божеств — Ки-белы, Митры, Сабазия и др. Так, рядом с форумол: в г. Лептис Магна стоял небольшой храм Велико): Матери Кибелы. В г. Тугга, известном обилием храмов, находился большой храм Баала-Сатурна, построенный на месте древнего святилища Баала, а в некотором отдалении от города — храм Танит-Целестины, полукруглая планировка которого является отзвуком древних нумидийских традиции Разумеется, в архитектуре подавляющего большинства храмов господствовал античный канон, н изредка продолжали строиться и святилища пунического типа. В этом случае центром являлся открытый двор, с трех сторон окруженный колоннадой, в глубине располагались три святилища с< статуями (так спланировано святилище Аполлона в Булла Региа).
Влияния местного искусства проявлялись не только в храмовом зодчестве. В г. Лептис Магна по образцу сирийских городов была сооружена широкая магистраль, ведущая к морю и обрамленная с каждой стороны рядом мраморных колонн. Примечательно, что при повсеместном предпочтении, как и в Риме, коринфского ордера, сохранении классических пропорций само понимание архитектурного материала нередко отличалось от римского. Для городов римской Африки характерно сочетание в колоннах базилик плотного и тяжелого красного гранита с базами и капителями из белого мрамора, что является некоторым отступлением от изысканного и строгого классического канона. Необычны для классической римской культуры и некрополи африканских городов, где наряду с гроб-
ницами римского типа возводились надгробные монументы в виде башни в два-три яруса, увенчанной высокой острой пирамидой. Такие гробницы. несмотря на античный характер декора, восходят к древним берберо-пуническим мавзолеям.
Города африканских провинций строились преимущественно из камня или кирпича-сырца. Но в убранстве богатых зданий широко использовались привозные материалы: египетский красный гранит, мрамор из Италии и с греческих островов. Грандиозное строительство I — начала III в. привлекало в африканские города архитекторов, скульпторов, живописцев и мозаичистов из Италии и восточных провинций. Характерная особенность домов в североафриканских провинциях — отсутствие замкнутых помещений. Все комнаты домов, выстроенных по греческому типу, открывались во внутренний двор, окруженный колоннадой, или в небольшой сад с цветником. В перистиле обязательно строился фонтан или бассейн; дворик и дно бассейна украшались мозаикой.
Североафриканские мозаики тесно связаны с магистральными традициями античного мозаичного искусства; их стиль и история находятся в его русле. Однако и в этой области Р. А. и. также отмечено своеобразием. Два основных тематических источника мозаик Северной Африки — эллинистический Восток (Антиохия, Александрия) и Рим. К числу местных мотивов относятся изображения африканских животных. Североафриканские мастера создавали и композиции на египетские сюжеты. Значительно шире, чем в Риме, распространены в Р. А и мозаичные комедийные сценки. Среди мозаик на местные темы выделяются и многочисленные изображения коней. В местных школах развитие сюжетной мозаики относится ко II—Ш вв. н. э., когда в искусстве античных мозаичистов широко распространились композиции с жанровыми сюжетами. Специфическую особенность мозаичного Р. А. и. составляет обилие морских сюжетов и, соответственно, образы Нептуна, Океана, Амфитриты, Венеры Морской и персонажей их свиты. Картины с такими сюжетами украшали термы и нередко жилые дома, причем мозаикой украшались и стены, и даже потолки помещений.
Одна из характерных черт североафриканской мозаики — следование художественным образцам эллинизма с их повышенной стилизованностью, а также готовность сочетать в одной картине стилистические черты различных школ и эпох. В частности, свидетельством влияния эллинистического искусства служит особенная популярность образа крошки-амура. Мозаичный декор часто объединялся главной темой, которая варьировалась в убранстве различных комнат. Такими темами служили