АНТИЧНОСТЬ
Римской Африки искусство
нис, Алжир, Марокко. Многие из них в период римского владычества сохранили значительную культурную самостоятельность. Так, среди стран, существовавших под эгидой Римской империи, верностью духу своей древней культуры выделяется Египет. Вместе с тем искусство многих североафриканских областей (Александрия, Киренаи-ка) было по своей сути эллинистическим. Наконец, необыкновенно своеобразная культура, возникшая в результате сложных этнических взаимодействий, сложилась на территории Туниса, Алжира, Марокко и Триполитании: колонизированные древними финикийцами, эти территории с конца II — начала I тыс до н а образовали могущественное Пуническое царство, столицей которого был легендарный Карфаген.
Карфаген был крупнейшим соперником Рима и пал лишь в 146 г. до н. э. под натиском римских легионов после трех т. н. Пунических войн, длившихся около ста лет. Вместе с Карфагеном были разрушены некоторые верные ему пунические города (Гиппон, Клупея, Набель). Города же, перешедшие на сторону римлян (Гадрумет, Утика), сохранили право на самоуправление. Созданная римлянами провинция Африка начала свое существование в ситуации ожесточенной борьбы с нумидийцами. Нумидийское царство было соперником Рима и в культурном отношении, развивая пунические и эллинские традиции в архитектуре и изобразительном искусстве. После длительных междоусобиц Нумидия и Карфаген усилиями Цезаря, а затем Августа превратились в две римские колонии — Новую Африку и Новый Карфаген (Колония Юлия). Эти колонии во главе с г. Цезареей управлялись потомками пунийских вассалов римлян; старая провинция Африка, еще во времена Августа переданная под управление сената, носила название Африки Проконсульской. Старый Карфаген был ее столицей; главным городом — Лептис Магна. К ней была присоединена и территория Триполитании. Такое деление, установившееся при императоре Клавдии, сохранилось в Африке до конца владычества римлян.
Провинции римской Африки сохранили очень много памятников античного искусства, что позволяет с большей уверенностью судить о традициях Римской империи. Однако при этом Р. А. и. имеет ряд своеобразных черт, связанных со взаимодействием культур на территории провинций. Романизация местной пунической культуры не была одинаковой во всех областях. Провинция Африка Проконсульская обладала наибольшим числом городов, устроенных по законам римского зодчества. В меньшей степени это сказалось в нумидийских и соседних с ними районах. Пуническая культура
Силен на верблюде. Деталь мозаики «Фиас Диониса» из Фисдруса. II в. до н. э.
подверглась значительному разрушению вместе с породившим ее государством; пала и во многом несамостоятельная культура берберов-нумидий-цев. Вместе с тем обе они сыграли определенную роль в последующем развитии Римской Африки.
Наиболее характерной особенностью Р. А. и. было городское зодчество. Рациональное и всестороннее благоустройство было важнейшей задачей римских градостроителей. Как и города метрополии, африканский город непременно был обеспечен водой для питья и бань, которая доставлялась по водопроводам и акведукам из горных источников. Как и античные города, поселения Римской Африки имели театры, цирки и амфитеатры для проведения боев. Украшением городов были арки, воздвигавшиеся в память какого-либо события, в честь божества или приезда знатного лица. Формы их многообразны и воспроизводят практически все существующие типы римских триумфальных арок (арка-тетрапилон Септимия Севера в г. Лептис Магна, однопролетные арки Каракаллы в городах Куикуль и Волюбилис). Одно из самых замечательных и характерных для римского города здан;:й