АНТИЧНОСТЬ

Римской Африки искусство



 


нис, Алжир, Марокко. Многие из них в период римского владычества сохранили значительную культурную самостоятельность. Так, среди стран, существовавших под эгидой Римской империи, верностью духу своей древней культуры выделя­ется Египет. Вместе с тем искусство многих севе­роафриканских областей (Александрия, Киренаи-ка) было по своей сути эллинистическим. Наконец, необыкновенно своеобразная культура, возникшая в результате сложных этнических взаимодействий, сложилась на территории Туниса, Алжира, Марок­ко и Триполитании: колонизированные древними финикийцами, эти территории с конца II — начала I тыс до н а образовали могущественное Пуничес­кое царство, столицей которого был легендарный Карфаген.

Карфаген был крупнейшим соперником Рима и пал лишь в 146 г. до н. э. под натиском римских ле­гионов после трех т. н. Пунических войн, дливших­ся около ста лет. Вместе с Карфагеном были раз­рушены некоторые верные ему пунические города (Гиппон, Клупея, Набель). Города же, перешедшие на сторону римлян (Гадрумет, Утика), сохранили право на самоуправление. Созданная римлянами провинция Африка начала свое существование в ситуации ожесточенной борьбы с нумидийцами. Нумидийское царство было соперником Рима и в культурном отношении, развивая пунические и эллинские традиции в архитектуре и изобрази­тельном искусстве. После длительных междоусобиц Нумидия и Карфаген усилиями Цезаря, а затем Августа превратились в две римские колонии — Новую Африку и Новый Карфаген (Колония Юлия). Эти колонии во главе с г. Цезареей управлялись потомками пунийских вассалов римлян; старая провинция Африка, еще во времена Августа пере­данная под управление сената, носила название Африки Проконсульской. Старый Карфаген был ее столицей; главным городом — Лептис Магна. К ней была присоединена и территория Триполитании. Такое деление, установившееся при императоре Клавдии, сохранилось в Африке до конца влады­чества римлян.

Провинции римской Африки сохранили очень много памятников античного искусства, что позво­ляет с большей уверенностью судить о традициях Римской империи. Однако при этом Р. А. и. имеет ряд своеобразных черт, связанных со взаимодей­ствием культур на территории провинций. Рома­низация местной пунической культуры не была одинаковой во всех областях. Провинция Африка Проконсульская обладала наибольшим числом го­родов, устроенных по законам римского зодчества. В меньшей степени это сказалось в нумидийских и соседних с ними районах. Пуническая культура


Силен на верблюде. Деталь мозаики «Фиас Диониса» из Фисдруса. II в. до н. э.

подверглась значительному разрушению вместе с породившим ее государством; пала и во многом несамостоятельная культура берберов-нумидий-цев. Вместе с тем обе они сыграли определенную роль в последующем развитии Римской Африки.

Наиболее характерной особенностью Р. А. и. было городское зодчество. Рациональное и всестороннее благоустройство было важнейшей задачей римс­ких градостроителей. Как и города метрополии, африканский город непременно был обеспечен во­дой для питья и бань, которая доставлялась по во­допроводам и акведукам из горных источников. Как и античные города, поселения Римской Африки имели театры, цирки и амфитеатры для проведе­ния боев. Украшением городов были арки, воздви­гавшиеся в память какого-либо события, в честь божества или приезда знатного лица. Формы их многообразны и воспроизводят практически все су­ществующие типы римских триумфальных арок (арка-тетрапилон Септимия Севера в г. Лептис Магна, однопролетные арки Каракаллы в городах Куикуль и Волюбилис). Одно из самых замечатель­ных и характерных для римского города здан;:й