АНТИЧНОСТЬ

Пунического царства культура

Пунического царства культура

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




 


Пуническая маска смеющегося мужчины. VI в. до н. э.


Пуническая маска мужчины в шлеме. VI в. до н. э.


 


(или по-арабски Магриб, страна Запада), Триполи-тания (западная часть современной Ливии) были населены берберами, но в конце II — начале I тыс. до н. э. попали под владычество их финикийцев. На этой территории возникло крупное государство, центром и столицей которого стал Карфаген (см. Финикийское искусство). Основанный, по леген­дарным источникам, в 814 г. до н. э., Карфаген пос­ле захвата Финикии персами встал во главе мощ­ной Пунической державы (пунийцами называли карфагенян римляне), господствовавшей в Запад­ном Средиземноморье. Пунические войны (три вой­ны между Карфагеном и Римом) стали причиной того, что культура и искусство Карфагена известны нам лишь в очень ограниченной степени. Города были разрушены римлянами, и новые римские постройки сменили местные пунические.

Представление о П. ц. к. дают пунические некропо­ли и предметы, найденные в погребениях. Искусст­во здесь никогда не имело такого определяющего значения, как в Греции или Египте, хотя различ­ные ремесла в Карфагене были высокоразвиты. У финикийцев мастера научились окрашивать тка­ни пурпуром, изготавливать стеклянную посуду и украшения. Пунийцы большей частью предпочитали приобретать произведения искусства у соседей — греков и египтян. Кроме того, религия Карфагена до конца сохранила многие первобытные черты и, очевидно, не успела перейти к стадии целостного


художественного осмысления мира, как египетская или греческая. Еще в период войн с Римом суще­ствовали обряды человеческих жертвоприношений верховным богам — Баалу Хаммону и Танит. Пе­пел сожженных жертв хоронили на огражденных священных участках — тофетах. Такие погребения, датированные ок. VIII в. до н. а, и были открыты археологами близ Карфагена и Гадрумета. Погре­бения в пунических некрополях располагались в боковых помещениях глубоких колодцев, высе­ченных в скале или вырытых в земле. Лишь под влиянием греческих обычаев появились склепы с крутыми ступенчатыми дромосами. Находки ранних погребений состоят преимущественно из привозной керамики и украшений (греко-ко­ринфских и египетских). Собственные пуничес­кие памятники представлены культовыми тер­ракотовыми масками в основном двух видов. Одни изображали злых духов и были искажены грима­сами ужаса или смеха. Маски нередко деформи­рованы; глазницы прорезаны насквозь, что по­зволяет предполагать, что они использовались в неких обрядах (подобно найденным в Спарте маскам танцоров). Большинство имеет отверстия для подвешивания и могло служить для охраны жилищ.

Второй тип масок лишен гротескности; они вос­производят неискаженные человеческие лица. Они явно не являются погребальными масками, как





 


египетские, т. к. почти все слишком малы, чтобы покрывать лицо умершего. Возможно, египетская традиция в какой-то степени повлияла на появле­ние таких масок. Наиболее ранние из них (до сере­дины VI в. до н. э.) еще сохраняют черты египетских прообразов, в частности имеют похожие головные уборы. Со второй же половины VI в. до к а, когда в пуническом искусстве наступает период господ­ства греческого влияния, распространяются женс­кие маски с продолговатым овалом лица, косо по­ставленными глазами и условной «архаической» улыбкой на губах. В мужских масках приемы пере­дачи волос и бороды (они выполнены вдавленными кружками, имитирующими локоны) напоминают о традициях Финикии, хотя там обычая изготовле­ния масок не существовало.

Определенная близость к архаическому гречес­кому искусству заметна в стиле терракотовых ста­туэток из пунических погребений. Форма маски могла использоваться и в миниатюрных украшени­ях, изготавливавшихся из цветной стеклянной пас­ты и помещавшихся в виде амулетов на нитях бус. Интересно, что древнейшие образцы таких бус были определенно изготовлены в Египте, и среди фигурок, нанизанных на них, встречаются священ­ные скарабеи. Позднейшие пунические имитации скарабеев были также довольно распространены.

Монументальной каменной скульптуры карфаге­няне в ранний период, видимо, не знали. Места захоронения урн были отмечены т. н. бетилами — сужающимися кверху столбами из грубого местно­го песчаника. Иногда бетилы помещались на камен­ные троны, которые украшались рельефными изображениями сфинксов или завитками волют. В VI в. до н. э. появляются первые стелы — плос­кие плиты с треугольным завершением-фронтоном и выступами, акротериями, по бокам. Декор таких стел постепенно усложнялся; простые пиктогра­фические знаки и надписи сменялись имитацией храмового портала: в центре теперь находится ниша, ее обрамляют две колонны упрощенного ионийского ордера.

В нише изображаются божественные символы, солярные знаки или человеческие фигурки. Боль­шим своеобразием отмечены надгробия типа обе­лиска — низкие или более высокие столбы с заост­ренными вершинами. Декор на них, выполнявшийся уже не низким рельефом, а врезанной линией, — примета собственно пунической манеры в этом виде памятников.

После падения Финикии в войнах с персами и разрыва отношений с Грецией П. ц. к. долгое время находится вне привычных культурных влияний. Признаки подъема заметны в нем начиная с IV в. до н. э., когда развиваются связи с Южной Италией и


Этрурией. Поздний карфагенский перш а в искус­стве изучен лучше других. Керамика становится разнообразнее по форме; высокого развития дос­тигает торевтика, особенно изготовление бронзо­вой посуды. Наиболее известны памятники этого рода из погребения Бирсы. Сосуды позднего перио­да П. ц. к. примечательны эклектическим сочетани­ем греческой формы с египетским декором. Эти же перекрещивающиеся воздействия проявились в сти­ле мраморных саркофагов, датируемых началом III в. до н. э. Всего их было найдено двенадцать; первая группа отличалась простыми формами, на­поминавшими вид античного храма, хотя и без ко­лоннады. Фронтоны таких саркофагов были покры­ты росписью, изображавшей сфинксов и грифонов (росписи погибли в связи с нестойкостью красок, использованных карфагенскими мастерами). Сарко­фаги второго типа имеют ту же форму, но на их крышке находится мужская или женская фигура. Одеяния их, видимо, изображают карфагенские; в руках находится чаша, что указывает на посвя­тительный характер этих изображений. Одна из этих фигур изображает карфагенскую богиню-пти­цу Танит. Эти саркофаги, однако, были, несомнен­но, изготовлены греческими мастерами, выполняв­шими, очевидно, местный заказ: художественная идея саркофагов, соединяющая форму храма с фи­гурой на крышке, совершенно чужда греческому художественному мышлению. Эта идея присут­ствует также и в каменных пунических урнах из гробницы Бордж-Джедид.

Последний период П. ц. к. представлен нескольки­ми архитектурными памятниками, в числе которых жилые постройки; одна из них со двором, окру­женным перистилем из десяти колонн, свидетель­ствует о знакомстве карфагенян с современной гре­ческой архитектурой. Пуническая специфика дома обеспечивается инкрустациями на полу из кусочков мрамора (этот прием вскоре проник в Италию под названием «пуническая вымостка»). Во внутреннем убранстве домов также были использованы эле­менты греческого ордера. Храмы почти не сохрани­лись, хотя есть основания считать, что в их реше­нии сильным было влияние греческой античности. На поздних пунических стелах стали появляться изображения и атрибуты греческих божеств: Де-метры, Диониса; Баал Хаммон и Танит стали сбли­жаться с Зевсом-Юпитером и Юноной. Поздний тип мемориального сооружения представлен мав­золеем нумидийского вождя близ Тугги. Это соору­жение, напоминающее башню на ступенчатом ос­новании, с выполненными в высоком рельефе ионийскими колоннами по второму этажу и скульп­турным декором, развивающим греческую тра~;:-цию. Отдельные детали архитектурного убранств.; по-прежнему близки египетскому зодчеству