Помпейский стиль
Поликлет Младший
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
усиления лирического начала, напоминавшего утонченность скульптурных образов Праксителя. П. имел многочисленных учеников и последователей вплоть до эпохи Римской империи. Своим учителем П. считал Лисиппа.
Литература:
Мирон и Поликлет: Альбом / Вступ. ст. Г. Соколова. М., 1961.
Поликлет Младший. Театр в Эпидавре. IV в. до н. э. |
ПОЛИКЛЕТ МЛАДШИЙ(Ро1ук1епо5, гг. рождения и смерти неизвестны), выдающийся древнегреческий архитектор. Работал в ГУ в. до н. э. в Эпидав-ре. Среди памятников древнегреческой архитектуры периода поздней классики важное место занимает сооруженный П. М. в 360-330 гг. до н. э. театр в Эпи-давре. Многие авторы древности считали, что ни один зодчий не мог состязаться с автором этого театра. Театр с необычайным мастерством и точностью инженерного и архитектурного расчета расположен на склоне холма. Как и в других греческих театрах, здесь использован естественный ландшафт (римляне для сооружения театров применяли специальную систему опорных Конструкций). Его театрон (места для зрителей, расположенные в виде полукруглой воронки), сооруженный из камня, вмещал ок. 10 тыс. человек. Хор выступал на круглой площадке (орхестра), достигавшей в диаметре 12 м. За ней находилась каменная постройка (скена), замыкавшая полукруг театра, а перед ске-ной располагалась площадка, где играли актеры. Театр отличала поразительно совершенная акус-
тика, чему способствовали встроенные в каменные конструкции глиняные резонаторы, а также точность пропорций всего сооружения и его специально разработанный профиль. Зрители, сидевшие в последних рядах, на расстоянии 60 м от орхестры и на 23 м выше нее, отчетливо слышали каждое слово. В эпидаврском комплексе П. М. выполнены и некоторые другие сооружения. К их числу относится круглая в плане Фимела (толос или гробница), окруженная дорической колоннадой снаружи и коринфской внутри.
Архитектурный декор Виллы мистерий. Помпеи. 60-е гг. до н. э. |
ПОМПЕЙСКИЙ СТИЛЬ,обобщенное наименование для нескольких стилевых направлений в стенных росписях зданий, сохранившихся в Помпеях. Хронологически выделяют четыре П. с: инкрустаци-онный (П — начало I в. до н. а); архитектурно-
АНТИЧНОСТЬ
перспективный (80-30 гг. до н. э.); орнаментальный (первая половина I в. н. э.); четвертый стиль (фантазийный). Эти стили, связанные с определенными историческими периодами, были установлены и описаны искусствознанием в конце XIX в.
Первый и второй стили развиваются в эпоху Римской республики. Первый, или инкрустацион-ный, стиль представляет собой подражание кладке стены из цветного мрамора. Отдельные каменные плиты, карниз и пилястры изображены на оштукатуренной поверхности стен при помощи рельефа. Цвета росписей инкрустационного стиля отличаются глубиной и чистотой тона. Преобладает гамма теплых цветов (темно-красный, желтый), а также черный и белый. Для такой росписи тщательно подготавливалась штукатурка, на которую наносились краски в несколько слоев, причем каждый последующий был более тонким, и поверхность становилась все более гладкой. Первый стиль представлен в Помпеях росписями знаменитого дома Фавна. Такой тип росписи был заимствован римскими мастерам у греков.
Росписи второго, или архитектурного, стиля, в отличие от плоскостного первого, имеют более объемный характер. Те же архитектурные детали — карнизы, колонны с капителями, пилястры — изображались с иллюзорной точностью. В средней части стены помещались изображения портиков, беседок, ниш, причем написаны они были в перспективе, с применением светотени. Тем самым создавалась иллюзия широкого пространства; реальные стены как бы раздвигались, их границы исчезали в затейливом чередовании действительных и умело имитированных архитектурных деталей. Часто в центре стены помещались большие картины с крупными многофигурными сценами. Сюжеты таких картин, как правило, были взяты из мифологии, но иногда они представляли собой и жанрово-бытовые композиции. Нередко росписи второго стиля являлись копиями произведений греческих живописцев IV в. до н. э.
Стенные росписи были обязательной частью декора в богатых жилых домах и виллах Помпеев.
Особой художественной значительностью отмечены фрески т. н. Виллы мистерий в Помпеях, сыгравшие немалую роль в развитии античной стенной живописи. В одной из комнат этой обширной виллы стены сплошь покрыты фрескозой росписью; архитектурной декорации при этом отведено относительно незначительное место в верхней и нижней частях стены. Развернутая на стенах композиция представляет сцены таинств, связанных с культом Диониса, бога вина и освобождающего экстаза. Двадцать девять фигур написаны почти в натуральную величину и объединены в группы,
Фрагмент росписи Виллы мистерий. Помпеи. 60-е гг. до н. э.
Фрагмент росписи Виллы мистерий. Помпеи. 60-е гг. лс - :