Помпейский стиль

Поликлет Младший

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА



 


усиления лирического начала, напоминавшего утон­ченность скульптурных образов Праксителя. П. имел многочисленных учеников и последователей вплоть до эпохи Римской империи. Своим учите­лем П. считал Лисиппа.

Литература:

Мирон и Поликлет: Альбом / Вступ. ст. Г. Соколова. М., 1961.


Поликлет Младший. Театр в Эпидавре. IV в. до н. э.

ПОЛИКЛЕТ МЛАДШИЙ(Ро1ук1епо5, гг. рожде­ния и смерти неизвестны), выдающийся древнегре­ческий архитектор. Работал в ГУ в. до н. э. в Эпидав-ре. Среди памятников древнегреческой архитектуры периода поздней классики важное место занимает сооруженный П. М. в 360-330 гг. до н. э. театр в Эпи-давре. Многие авторы древности считали, что ни один зодчий не мог состязаться с автором этого те­атра. Театр с необычайным мастерством и точно­стью инженерного и архитектурного расчета рас­положен на склоне холма. Как и в других греческих театрах, здесь использован естественный ланд­шафт (римляне для сооружения театров применя­ли специальную систему опорных Конструкций). Его театрон (места для зрителей, расположенные в виде полукруглой воронки), сооруженный из кам­ня, вмещал ок. 10 тыс. человек. Хор выступал на круглой площадке (орхестра), достигавшей в диа­метре 12 м. За ней находилась каменная постройка (скена), замыкавшая полукруг театра, а перед ске-ной располагалась площадка, где играли актеры. Театр отличала поразительно совершенная акус-


тика, чему способствовали встроенные в каменные конструкции глиняные резонаторы, а также точ­ность пропорций всего сооружения и его специ­ально разработанный профиль. Зрители, сидевшие в последних рядах, на расстоянии 60 м от орхестры и на 23 м выше нее, отчетливо слышали каждое слово. В эпидаврском комплексе П. М. выполнены и некоторые другие сооружения. К их числу отно­сится круглая в плане Фимела (толос или гробни­ца), окруженная дорической колоннадой снаружи и коринфской внутри.


Архитектурный декор Виллы мистерий. Помпеи. 60-е гг. до н. э.

ПОМПЕЙСКИЙ СТИЛЬ,обобщенное наименова­ние для нескольких стилевых направлений в стен­ных росписях зданий, сохранившихся в Помпеях. Хронологически выделяют четыре П. с: инкрустаци-онный (П — начало I в. до н. а); архитектурно-




АНТИЧНОСТЬ


 


перспективный (80-30 гг. до н. э.); орнаментальный (первая половина I в. н. э.); четвертый стиль (фанта­зийный). Эти стили, связанные с определенными историческими периодами, были установлены и описаны искусствознанием в конце XIX в.

Первый и второй стили развиваются в эпоху Римской республики. Первый, или инкрустацион-ный, стиль представляет собой подражание клад­ке стены из цветного мрамора. Отдельные камен­ные плиты, карниз и пилястры изображены на оштукатуренной поверхности стен при помощи ре­льефа. Цвета росписей инкрустационного стиля от­личаются глубиной и чистотой тона. Преобладает гамма теплых цветов (темно-красный, желтый), а также черный и белый. Для такой росписи тща­тельно подготавливалась штукатурка, на которую наносились краски в несколько слоев, причем каж­дый последующий был более тонким, и поверх­ность становилась все более гладкой. Первый стиль представлен в Помпеях росписями знаменитого дома Фавна. Такой тип росписи был заимствован римскими мастерам у греков.

Росписи второго, или архитектурного, стиля, в отличие от плоскостного первого, имеют более объемный характер. Те же архитектурные детали — карнизы, колонны с капителями, пилястры — изоб­ражались с иллюзорной точностью. В средней части стены помещались изображения портиков, бесе­док, ниш, причем написаны они были в перспекти­ве, с применением светотени. Тем самым создава­лась иллюзия широкого пространства; реальные стены как бы раздвигались, их границы исчезали в затейливом чередовании действительных и уме­ло имитированных архитектурных деталей. Часто в центре стены помещались большие картины с крупными многофигурными сценами. Сюжеты та­ких картин, как правило, были взяты из мифоло­гии, но иногда они представляли собой и жанрово-бытовые композиции. Нередко росписи второго стиля являлись копиями произведений греческих живописцев IV в. до н. э.

Стенные росписи были обязательной частью де­кора в богатых жилых домах и виллах Помпеев.

Особой художественной значительностью отме­чены фрески т. н. Виллы мистерий в Помпеях, сыг­равшие немалую роль в развитии античной стен­ной живописи. В одной из комнат этой обширной виллы стены сплошь покрыты фрескозой роспи­сью; архитектурной декорации при этом отведено относительно незначительное место в верхней и нижней частях стены. Развернутая на стенах ком­позиция представляет сцены таинств, связанных с культом Диониса, бога вина и освобождающего экстаза. Двадцать девять фигур написаны почти в натуральную величину и объединены в группы,


Фрагмент росписи Виллы мистерий. Помпеи. 60-е гг. до н. э.

Фрагмент росписи Виллы мистерий. Помпеи. 60-е гг. лс - :