Поликлет

Пинакс

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Перистиль

АНТИЧНОСТЬ


 
 



Храм Посейдона в Пестуме. VII—VI вв. до н. э.

то пергамский фриз, как и большинство памятни­ков эллинизма, призван возвеличить могущество богов и царей; его образам предназначено потряс­ти человека, заставить его почувствовать грозную и таинственную возвышенность стихийных сил. Од­нако связь с классической эстетикой в П. а. еще не утрачена окончательно. На западном фризе П. а. именно в стиле искусства V в. до н. э. изображен бог Дионис; на северном — мойры, божества Судь­бы. Однако перед нами не история человеческих судеб, а схватка космических стихий, и борьба, изображенная на фризе, полна отчаяния и безна­дежности. Тема схватки проведена с неуклонностью многократных ритмических повторений; самая идея ее несколько раз отражена в каждой паре богов и гигантов. П. а. принадлежит к крупнейшим памятникам эллинистической культуры и, есте­ственно, несет на себе отпечаток тех эстетических противоречий, которые отличают искусство этой эпохи. При громадной силе художественного воз­действия алтаря в его стиле (как и в скульптурной группе «Лаокоон») все же неуловимо присутству­ет нечто назидательное, чрезмерно эффектное для подлинного изображения трагедии. Место П. а. в художественной истории Европы чрезвычайно значительно. Он воспринимается как один из самых исчерпывающих и ярких символов уходящей вели­кой культуры Древней Эллады.

Литература:

Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства древней Греции. М., 1987.

ПЕРИПТЕР(греч. репрт,егоз — окруженный ко­лоннами, от реп — вокруг и рт,егоп — крыло, боко­вая колоннада), архитектурный тип древнегречес­кого храма. П. представляет собой прямоугольное в плане здание, обрамленное с четырех сторон ко-тоннадой. Расстояние от колоннады до стен святи­лища (наоса) равно одному пролету между рядом стоящими колоннами (одному интерколумнию).

Как и большинство храмов, П. располагался вхо­дом на восток. Внутри П. обычно состоял из пронао-са, т. е. преддверия, проходного помещения в святи-тище, и самого святилища, или наоса (латинская целла). Позади наоса часто устраивался опистодом закрытое помещение, отделенное от святилища стеной и нередко служившее казнохранилищем). Спереди пронаос, как и опистодом, обычно ограж­дали две колонны, а с боков — стены (анты). В ко-тоннаде П. использовались системы основных гре­ческих ордеров (дорического, ионического и коринфского). Таким образом, П. — нечто вроде храма из трех основных помещений с открытым залом вокруг. П. сложился к началу VII в. до н. э. и ~>ыл наиболее распространенным типом храма в эпоху архаики и классики. Самые известные


примеры П. — храмы Посейдона и Деметры в Пе-туме и прежде всего афинский Парфенон.

П. возводились преимущественно в Греции, тог­да как римляне предпочитали трехстороннюю к -лоннаду, или псевдопериптер, т. е. здание, в кот -ром пролеты между колоннами на боковых заднем фасаде закрыты стеной. Из этой стены к -лонны выступают наполовину своего диаметра Пример псевдопериптера — храм Фортуны Вирп-лис в Риме (начало I в. до н. э.). Внешние формы П. часто использовались архитекторами классицизма

Перистиль в доме Венеры. Помпеи.

I в. н. э

ПЕРИСТИЛЬ(греч. репзтуюз — окруженный ко­лоннами, от реп — вокруг и зт.у1о8 — столб, колон­на), в античном зодчестве — прямоугольный двор и сад, площадь или зал, окруженные с четырех сторон крытой колоннадой. В центре П. часто уст-





 


Перистиль в доме Веттиев в Помпеях. I в. н. э.

раивался бассейн или водоем, как и в греческом атриуме. П. как составная часть древнегреческих об­щественных и жилых зданий известен с IV в. до н. а Широкое распространение П. получили в эпоху эллинизма (некоторые постройки, особенно значи­тельные по размерам, имели по два П.), повсеме­стно использовались также в зодчестве Древнего Рима и в римских провинциях.

ПИНАКС(греч. ртах — доска, тарелка, карти­на), расписанная табличка большого или относи­тельно малого размера из дерева, обожженной глины или другого материала. Наиболее ценны в историческом и художественном отношении гли­няные и деревянные П. Расписанные монументаль­ные П. использовались также на сцене или про­сцениуме как кулисы.

ПИФЕЙ,греческий архитектор IV в. до н. э., из­вестный строительством мавзолея в Галикарнасе и храма Афины в Приене. Некоторые исследователи считают, что разработанное в его постройках чле­нение, а также и сами пропорции сооружений оп­ределили все эллинистическое искусство храмового зодчества. Теоретические сочинения П. использовал Витрувий.

ПОЛИКЛЕТ(РогуЫейоз) из Аргоса, великий древ­негреческий скульптор и теоретик искусства вто­рой половины V в. до н а Родился ок 480 г. до н. а, умер в конце V в. до н. э. Расцвет его творчества относится к 460-410 гг. до н. э. Наряду с Фидием принадлежал к наиболее крупным мастерам пери­ода высокой классики.


П. был родом из северо-восточной части Пело­поннеса; работал в Аргосе, Афинах, Эфесе, Олим­пии. По свидетельствам древних писателей, П. был учеником скульптора Агелада. Статуи П., испол­ненные им преимущественно в бронзе, утрачены и известны по мраморным римским копиям, а также по трудам античных авторов. От сочинения П. «Ка­нон» сохранилось всего два фрагмента, но значение их для понимания эстетических принципов высокой классики трудно переоценить. Под влиянием уче­ния философа Анаксагора о могуществе разума (по другой версии — исходя из теории пифагорей­цев) П. стремился обосновать и практически вопло­тить универсальный закон идеальных пропорций. Этот закон должен был найти свое выражение в ясной соразмерности частей гармонически сло­женного, прекрасного человеческого тела. П. стро­ил свой канон исходя из конкретно-чувственных представлений. По словам некоторых современни­ков, масштабной единицей для него служила фа­ланга большого пальца, удвоенная длина которого составляла длину большого пальца руки. Она, в свою очередь, дважды укладывалась в длину ки­сти руки и т. д. Но П. никогда не относился к разра­ботанным правилам как к догме и трактовал свой канон скорее как общий принцип расшифровки структуры человеческого тела, нежели как жест­кое правило.

Творчество П. представляет одно из двух веду­щих направлений в искусстве высокой классики. Создание образа совершенного человека в одном случае решалось путем выявления действия, дви­жения и динамики (творчество Мирона); в другом случае возникал образ, находящийся в покое, но полный скрытой внутренней энергии. Проблема со­здания совершенного образа по принципам второ­го направления — т. е. монументального и величе­ственно-спокойного — решалась преимущественно мастерами школы Пелопоннеса, к которой принад­лежал и П. Его творчество нередко рассматривает-СЯ Ко, к своеобразная антитеза искусству Мирона. Со­временники ценили его искусство не менее высоко, чем работы Фидия, в творчестве которого обе тен­денции нашли синтезированное воплощение.

Особая известность среди произведений П. при­надлежит статуе «Дорифор» («Копьеносец»), луч­шие копии которой хранятся в Неаполе и Берлине. Следует учитывать, что римский копиист, выпол­нивший реплику в мраморе, из-за хрупкости ма­териала укрепил статую, приставив к правой ноге копьеносца мраморное изображение пня (чего на­верняка не было в оригинале). Наряду с этой весьма популярной копией существует несколько поздней­ших, включая созданные относительно недавно. В этом произведении наиболее ярко проявились




АНТИЧНОСТЬ





\


Поликлет. Дорифор. Современная копия


Поликлет. Дорифор. Мраморная римская

копия с бронзового оригинала.

Ок. 440 г. до н. э.


Поликлет. Раненая амазонка.

Мраморная римская копия с бронзового

оригинала. Ок. 440-430 г. до н. э.


 


художественные воззрения П. Пластически проти­воположные состояния покоя и скрытого движения находятся в «Дорифоре» в подчеркнутом равнове­сии, что в каноническом описании воплощается в правиле хиазма. Фигура изображена в мощном, сдержанном повороте; она строго уравновешена. Тяжесть тела перенесена на одну ногу, вследствие чего одно бедро оказывается выше другого, тогда как плечевой пояс решен с противоположным на­клоном. В итоге опущенному бедру соответствует поднятое плечо, и наоборот. Такая система постро­ения (хиазм) снимает ощущение неподвижности. Она получила широкое распространение в искус­стве ранней классики, наиболее же идеальным ее отражением является «Дорифор». Считается, что это статуя Ахиллеса; к ней относятся, очевидно, рассуждения П. по теории искусства, изложенные в отрывках из «Канона».

Творчество П. при строгом следовании мастера своей системе изображения все же позволяет про­следить определенную эволюцию в ее применении. П. принадлежит также «Диадумен», статуя юно-


ши, обвязывающего голову повязкой победителя. В данном произведении, отмеченном большой лег­костью и изяществом, ощущается влияние искус­ства Фидия. Некоторые авторы считают, что это изображение Аполлона или Париса. Возможная ис­торическая достоверность и мифологическая идеа­лизация сочетаются в работах П. настолько орга­нично, что подлинные темы их до конца остаются неясными. К эфесской «Раненой амазонке» (ок. 440-430 г. до н. э.) восходит статуя в Капитолии (Рим). «Амазонка» работы П. заняла первое место на кон­курсе, на котором выступали также Фидий, Кре-силай и Фрадмон. Согласно легенде, сами скульп­торы признали лучшей статую П.

П. создавал также колоссальные хрисоэлефан-тинные статуи. Так, для герайона (храм Геры) в Аргосе П. создал культовое изображение богини Геры из золота и слоновой кости (после 423 г. до н. э.). Свойственная творениям П. идеальная пропорцио­нальность 'бралась позднее в качестве непререкае­мого образца. Однако со временем художественная манера мастеров круга П. изменилась в стер::-"/