Поликлет
Пинакс
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Перистиль
АНТИЧНОСТЬ
Храм Посейдона в Пестуме. VII—VI вв. до н. э. |
то пергамский фриз, как и большинство памятников эллинизма, призван возвеличить могущество богов и царей; его образам предназначено потрясти человека, заставить его почувствовать грозную и таинственную возвышенность стихийных сил. Однако связь с классической эстетикой в П. а. еще не утрачена окончательно. На западном фризе П. а. именно в стиле искусства V в. до н. э. изображен бог Дионис; на северном — мойры, божества Судьбы. Однако перед нами не история человеческих судеб, а схватка космических стихий, и борьба, изображенная на фризе, полна отчаяния и безнадежности. Тема схватки проведена с неуклонностью многократных ритмических повторений; самая идея ее несколько раз отражена в каждой паре богов и гигантов. П. а. принадлежит к крупнейшим памятникам эллинистической культуры и, естественно, несет на себе отпечаток тех эстетических противоречий, которые отличают искусство этой эпохи. При громадной силе художественного воздействия алтаря в его стиле (как и в скульптурной группе «Лаокоон») все же неуловимо присутствует нечто назидательное, чрезмерно эффектное для подлинного изображения трагедии. Место П. а. в художественной истории Европы чрезвычайно значительно. Он воспринимается как один из самых исчерпывающих и ярких символов уходящей великой культуры Древней Эллады.
Литература:
Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства древней Греции. М., 1987.
ПЕРИПТЕР(греч. репрт,егоз — окруженный колоннами, от реп — вокруг и рт,егоп — крыло, боковая колоннада), архитектурный тип древнегреческого храма. П. представляет собой прямоугольное в плане здание, обрамленное с четырех сторон ко-тоннадой. Расстояние от колоннады до стен святилища (наоса) равно одному пролету между рядом стоящими колоннами (одному интерколумнию).
Как и большинство храмов, П. располагался входом на восток. Внутри П. обычно состоял из пронао-са, т. е. преддверия, проходного помещения в святи-тище, и самого святилища, или наоса (латинская целла). Позади наоса часто устраивался опистодом закрытое помещение, отделенное от святилища стеной и нередко служившее казнохранилищем). Спереди пронаос, как и опистодом, обычно ограждали две колонны, а с боков — стены (анты). В ко-тоннаде П. использовались системы основных греческих ордеров (дорического, ионического и коринфского). Таким образом, П. — нечто вроде храма из трех основных помещений с открытым залом вокруг. П. сложился к началу VII в. до н. э. и ~>ыл наиболее распространенным типом храма в эпоху архаики и классики. Самые известные
примеры П. — храмы Посейдона и Деметры в Пе-туме и прежде всего афинский Парфенон.
П. возводились преимущественно в Греции, тогда как римляне предпочитали трехстороннюю к -лоннаду, или псевдопериптер, т. е. здание, в кот -ром пролеты между колоннами на боковых заднем фасаде закрыты стеной. Из этой стены к -лонны выступают наполовину своего диаметра Пример псевдопериптера — храм Фортуны Вирп-лис в Риме (начало I в. до н. э.). Внешние формы П. часто использовались архитекторами классицизма
Перистиль в доме Венеры. Помпеи. |
I в. н. э |
ПЕРИСТИЛЬ(греч. репзтуюз — окруженный колоннами, от реп — вокруг и зт.у1о8 — столб, колонна), в античном зодчестве — прямоугольный двор и сад, площадь или зал, окруженные с четырех сторон крытой колоннадой. В центре П. часто уст-
Перистиль в доме Веттиев в Помпеях. I в. н. э.
раивался бассейн или водоем, как и в греческом атриуме. П. как составная часть древнегреческих общественных и жилых зданий известен с IV в. до н. а Широкое распространение П. получили в эпоху эллинизма (некоторые постройки, особенно значительные по размерам, имели по два П.), повсеместно использовались также в зодчестве Древнего Рима и в римских провинциях.
ПИНАКС(греч. ртах — доска, тарелка, картина), расписанная табличка большого или относительно малого размера из дерева, обожженной глины или другого материала. Наиболее ценны в историческом и художественном отношении глиняные и деревянные П. Расписанные монументальные П. использовались также на сцене или просцениуме как кулисы.
ПИФЕЙ,греческий архитектор IV в. до н. э., известный строительством мавзолея в Галикарнасе и храма Афины в Приене. Некоторые исследователи считают, что разработанное в его постройках членение, а также и сами пропорции сооружений определили все эллинистическое искусство храмового зодчества. Теоретические сочинения П. использовал Витрувий.
ПОЛИКЛЕТ(РогуЫейоз) из Аргоса, великий древнегреческий скульптор и теоретик искусства второй половины V в. до н а Родился ок 480 г. до н. а, умер в конце V в. до н. э. Расцвет его творчества относится к 460-410 гг. до н. э. Наряду с Фидием принадлежал к наиболее крупным мастерам периода высокой классики.
П. был родом из северо-восточной части Пелопоннеса; работал в Аргосе, Афинах, Эфесе, Олимпии. По свидетельствам древних писателей, П. был учеником скульптора Агелада. Статуи П., исполненные им преимущественно в бронзе, утрачены и известны по мраморным римским копиям, а также по трудам античных авторов. От сочинения П. «Канон» сохранилось всего два фрагмента, но значение их для понимания эстетических принципов высокой классики трудно переоценить. Под влиянием учения философа Анаксагора о могуществе разума (по другой версии — исходя из теории пифагорейцев) П. стремился обосновать и практически воплотить универсальный закон идеальных пропорций. Этот закон должен был найти свое выражение в ясной соразмерности частей гармонически сложенного, прекрасного человеческого тела. П. строил свой канон исходя из конкретно-чувственных представлений. По словам некоторых современников, масштабной единицей для него служила фаланга большого пальца, удвоенная длина которого составляла длину большого пальца руки. Она, в свою очередь, дважды укладывалась в длину кисти руки и т. д. Но П. никогда не относился к разработанным правилам как к догме и трактовал свой канон скорее как общий принцип расшифровки структуры человеческого тела, нежели как жесткое правило.
Творчество П. представляет одно из двух ведущих направлений в искусстве высокой классики. Создание образа совершенного человека в одном случае решалось путем выявления действия, движения и динамики (творчество Мирона); в другом случае возникал образ, находящийся в покое, но полный скрытой внутренней энергии. Проблема создания совершенного образа по принципам второго направления — т. е. монументального и величественно-спокойного — решалась преимущественно мастерами школы Пелопоннеса, к которой принадлежал и П. Его творчество нередко рассматривает-СЯ Ко, к своеобразная антитеза искусству Мирона. Современники ценили его искусство не менее высоко, чем работы Фидия, в творчестве которого обе тенденции нашли синтезированное воплощение.
Особая известность среди произведений П. принадлежит статуе «Дорифор» («Копьеносец»), лучшие копии которой хранятся в Неаполе и Берлине. Следует учитывать, что римский копиист, выполнивший реплику в мраморе, из-за хрупкости материала укрепил статую, приставив к правой ноге копьеносца мраморное изображение пня (чего наверняка не было в оригинале). Наряду с этой весьма популярной копией существует несколько позднейших, включая созданные относительно недавно. В этом произведении наиболее ярко проявились
АНТИЧНОСТЬ
\
Поликлет. Дорифор. Современная копия
Поликлет. Дорифор. Мраморная римская
копия с бронзового оригинала.
Ок. 440 г. до н. э.
Поликлет. Раненая амазонка.
Мраморная римская копия с бронзового
оригинала. Ок. 440-430 г. до н. э.
художественные воззрения П. Пластически противоположные состояния покоя и скрытого движения находятся в «Дорифоре» в подчеркнутом равновесии, что в каноническом описании воплощается в правиле хиазма. Фигура изображена в мощном, сдержанном повороте; она строго уравновешена. Тяжесть тела перенесена на одну ногу, вследствие чего одно бедро оказывается выше другого, тогда как плечевой пояс решен с противоположным наклоном. В итоге опущенному бедру соответствует поднятое плечо, и наоборот. Такая система построения (хиазм) снимает ощущение неподвижности. Она получила широкое распространение в искусстве ранней классики, наиболее же идеальным ее отражением является «Дорифор». Считается, что это статуя Ахиллеса; к ней относятся, очевидно, рассуждения П. по теории искусства, изложенные в отрывках из «Канона».
Творчество П. при строгом следовании мастера своей системе изображения все же позволяет проследить определенную эволюцию в ее применении. П. принадлежит также «Диадумен», статуя юно-
ши, обвязывающего голову повязкой победителя. В данном произведении, отмеченном большой легкостью и изяществом, ощущается влияние искусства Фидия. Некоторые авторы считают, что это изображение Аполлона или Париса. Возможная историческая достоверность и мифологическая идеализация сочетаются в работах П. настолько органично, что подлинные темы их до конца остаются неясными. К эфесской «Раненой амазонке» (ок. 440-430 г. до н. э.) восходит статуя в Капитолии (Рим). «Амазонка» работы П. заняла первое место на конкурсе, на котором выступали также Фидий, Кре-силай и Фрадмон. Согласно легенде, сами скульпторы признали лучшей статую П.
П. создавал также колоссальные хрисоэлефан-тинные статуи. Так, для герайона (храм Геры) в Аргосе П. создал культовое изображение богини Геры из золота и слоновой кости (после 423 г. до н. э.). Свойственная творениям П. идеальная пропорциональность 'бралась позднее в качестве непререкаемого образца. Однако со временем художественная манера мастеров круга П. изменилась в стер::-"/