Пальметта
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Ордера греческие
АНТИЧНОСТЬ
Прототипом дорического ордера были постройки с плоским перекрытием из балок и двускатной крышей, крытой камышовой (позднее — черепичной) кровлей. Ранний предвестник ионического ордера — строения с плоской крышей-настилом из брусьев. Наиболее строгий по характеру, исполненный суровой мощи дорический ордер, сложившийся окончательно в начале VI в. до н. э., состоит, как и остальные О. г., из трех основных частей — основания, колонны и несомой части — антаблемента.
Каменное основание дорического храма — стереобат — обычно состояло из трех массивных ступеней; собственной базы дорическая колонна не имела. Колонна обычно выполнялась с желобками-каннелюрами по всей длине и имела равномерное \-толщение на высоте одной трети от общей величины — энтазис, которое зрительно придавало ей упругость и устраняло оптическую иллюзию вогнутости ее ствола. Верхняя часть колонны состояла из капители, включающей в себя круглую каменную подушку — эхин — и квадратную плиту-абак.
Верхняя часть здания, лежащая на колоннах, — антаблемент — включала в себя также три обязательных элемента: архитрав, фриз и карниз. Интерпретация этих трех элементов, в каждом типе ордера различная, определяла, наряду с формами колонны и капители, своеобразие той или иной 'Рдерной системы. Особенностью дорического ордера является гладкая поверхность архитрава и фриз, состоящий из чередующихся квадратных ллит (метопы) и вертикально вытянутых прямоугольников (триглифы). Карниз в дорическом ордере состоит из выносной плиты, декоративно украшенной снизу, и венчающей здание симы (желоб _ водосливами, нередко в виде львиных голов) или антефиксов. Метопы, как и фронтоны дорического храма, образованные его двускатной крышей, были украшены скульптурой.
Ионический ордер отличала большая легкость и изящество: он более декоративен и детализирован. Стройная колонна имела специальную круглую -"азу сложного профиля; каннелюры разделялись дорожками, а капитель имела два округлых завитка — волюты. Ионическая колонна меньше, чем дорическая, суживалась кверху. Абак колонны был эолее тонким, прямоугольным в плане. Ионический антаблемент предполагал разделение архитрава на три горизонтальные полосы — фасции — п карниз с зубчиками (дентикулы) под выносной плитой. Фриз сплошной лентой, без членений, шел здоль всего здания.
Позднее, ок. 525 г. до н. э., возникает аттический зариант ионического ордера, * сочетающий элементы обоих основных — дорического и раннего
Капитель колонны ионического ордера. V в. до н. э.
ионического. Кроме -..того, вместо зубчиков | в нем применяется скульптурный или украшенный рельефом сплошной фриз.) Первые примеры аттического варианта ионического ордера — сокровищницы, построенные ионийскими зодчими в Дельфах; позднее он применялся в Афинах (храм Нике Апте-рос, северный портик Эрехтейона). С IV в. до н. э. элементы дорического и обоих вариантов ионического ордеров стали применяться в свободном сочетании, поскольку давно была утрачена их связь с конструкциями древних зданий-прототипов. Коринфский ордер отличается от ионического лишь капителью, напоминающей по форме колокол и покрытой стилизованными листьями аканфа, а также несколько более вытянутыми пропорциями колонн. К середине V в. до н. э. система О. г. стала основным языком архитектуры. Этап перехода
Капитель колонны коринфского ордера. IV в. до н. э.
Дорические колонны храма Геры II (т. н. храм Посейдона) в Пестуме. 475-460 гг. до н. э.
к классической культуре, сохраняя принципиальное значение О. г., не привел к их догматизации. Нередко малейшие изменения соотношений между частями ордера позволяли создавать неповторимую индивидуальность всего сооружения. Кроме того, О. г. могли применяться и как система стилевых знаков, например при оформлении стены или интерьера. Все это объясняет повсеместное позднейшее применение системы О. г. в различные исторические эпохи.
На основе дорического в Древнем Риме сложились тосканский и композитный ордера. Тосканский ордер представляет собой упрощенный вариант дорического; композитный сочетает ионические волюты и коринфские капители. Коринфский ордер в архитектуре Древнего Рима отличался усложненностью антаблемента; колонны нередко ставились на квадратные в плане пьедесталы. В искусстве Древнего Рима позднее получили распространение и многоярусные ордерные композиции; ордерное деление стены с применением полуколонн или пилястр; использование О. г. или их элементов в сочетании со сводчатыми и арочными конструкциями
(см. Колизей). Уже античность являет первые примеры теоретического осмысления О. г. (см Витрувий). Но подлинной энциклопедией ордерной системы становятся впоследствии труды художников и ученых эпохи Возрождения (Л. Б. Альберти).
Литература:
Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве: В 10 т. М., 1937. Т. 1-2.
Витрувий. Десять книг об архитектуре: В 10 т. М.. 1936. Т. 1.
Всеобщая история архитектуры: В 5 т. М., 1973. Т. 2.
Михайловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. М., 1944.
ПАЛЬМЕТТА,орнаментальный мотив, распространенный в античном искусстве. Представляет собой изображение цветочной чашечки с радиаль-но расположенными веерообразными лепестками. П. изображались в виде гирлянд, соединенных между собой тонкими декоративными линиями («усиками»). Орнамент из П. стал обычным для греческого искусства в VII в. до н. э. под влиянием культуры Востока. П. были очень распространены в искусстве Рима. Античные П. представляют собой