АНТИЧНОСТЬ

Ника Самофракийская



 


та более крупных размеров (образцы мозаики из Тубурбо Майус). Последнее направление преобла­дало в IV в. н. э. как частное проявление тяги к по­вышенной и нарочитой декоративности, работе цветовым пятном. С течением времени меняется и круг сюжетов. Так, к III в. н. э. увеличивается значе­ние жанровых сценок. Особенно популярны и мно­гочисленны сцены охоты, для которых существовал собственный набор стандартных элементов и дви­жений фигур, а также требовалось подробное изображение ландшафта.

В римском искусстве периода образования про­винций стали популярны морские сюжеты; неред­ко в них можно увидеть черты сходства со знаме­нитыми скульптурными или живописными памят­никами (так, голова Океана из терм близ Гадрумета стилистически напоминает образы знаменитого Пергамского алтаря). Мозаичные композиции обыч­но создавались как часть единого декоративного уб­ранства, и тематика М. а., как правило, соответство­вала характеру лепного и живописного декора по­мещения.

Литература:

Чубова А. П., Иванова А. П. Античная живопись. М., 1958

МОНОПТЕРОС(моноптер), в греческой архитек­туре — тип вспомогательной храмовой постройки: строение, не имевшее целлы, крыша которого поддерживалась колоннами. М. мог быть в плане как прямоугольным, так и круглым. Использовался для хранения культовой утвари. М. следует отли­чать от толоса — круглого строения с целлой-свя-тилищем, обычно служащего гробницей. В эпоху античности М. не получил широкого распростране­ния; образец — афинский храм Августа и Ромула на Акрополе.

МУСЕЙОН(греч., букв. — посвященный музам), святилище, предназначенное для поклонения му­зам. В древности святилища муз, как и других от­носительно второстепенных божеств (например, нимф), имели вид гротов или небольших круглых храмов. В III в. до н. э. в Александрии Египетской Птолемеями был возведен храм, посвященный му-,ам и игравший роль научного и культурного цен­тра. Инициатором создания М. был ученик Аристо­теля Деметрий Фалерский. В М. жили и работали

^ченые из разных областей Средиземноморья; воз­главлял его жрец высшего ранга, назначавшийся Птолемеями, а позднее — римскими императора­ми. Здесь, наряду с исследованиями языка (напри­мер, проводился анализ текста гомеровских поэм),

снимались изучением астрономии, математики, медицины, ботаники и зоологии; естествоиспыта­тели применяли самые современные для той эпохи


виды научного оборудования. В М. работали мате­матики Архимед, Евклид, Эратосфен; астрономы Аристарх Самосский, К. Птолемей; философы Фи­лон и Плотин; поэты Каллимах и Феокрит. При М. находилась знаменитая Александрийская библио­тека. После разрушения александрийского М. в конце III в. н. э. (при императоре Аврелиане) на­учные исследования велись в храме Сераписа — Серапейоне.

НЕОАТТИЧЕСКАЯ ШКОЛА,неоаттицизм — направление в греческой скульптуре эпохи элли­низма (I в. до н. а). Глава этой школы, скульптор Паситель, работавший в Риме, был автором ста­туй, которые в очень условной, стилизованной форме имитировали произведения греческих мас­теров V в. до н. э., главным образом строгого стиля и высокой классики. Стилевые черты произведе­ний Н. ш. — эклектизм, исполненная условности идеализация, нарочитое архаизирование пласти­ческого языка, преобладание графичносги. К Н. ш. принадлежали ученики Пасителя, в том числе Ме-нелай, автор группы «Орест и Электра», и Сте­фан, создатель статуй атлетов. Стиль Н. ш. приоб­рел довольно большую популярность в римской культуре и существовал до середины периода Им­перии (II в. до н. а). В 80-е гг. I в. до н. а многие гре­ческие художники Н. ш. начинают переселяться для постоянной работы в Италию.

НИЕЛЛО(от лат. т§е11из — зачерненный), техни­ка декоративной обработки металла, применяемая греческими мастерами начиная с эпохи микенского искусства. Заключается в том, что изображение, выгравированное на пластине из светлого металла (серебро, золото, латунь или бронза), покрывается сернистым составом со специальными добавками, после чего пластина обжигается на огне. В процес­се обжига расплавленная паста заполняет штрихи рисунка. Изображение окончательно выявляется при помощи шлифовки. Техника Н. была популярна у римских мастеров; в Испании ее усовершенство­вали вестготы и арабы.

НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ,вошедшая в ле­генды греческая статуя эллинистического периода, которая была воздвигнута на маленьком острове Самофрака ок. 190 г. до н. э. Статуя Н. С. создана в память победы жителей Родоса над флотом си­рийского царя. Высеченная из паросского мрамора фигура богини стояла на высокой отвесной скале над морем; ее пьедестал представлял собой нос бо­евого корабля. Н. С. изображена в могучем, неукро­тимом порыве, в движении вперед; разлет ее ор­линых крыльев усиливает впечатление ликования