Мозаика античная

У

Мнесикл

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Мирон


АНТИЧНОСТЬ


 


Крите микенских правителей. Почти все дворцо-зые комплексы Крита были построены по типу Кносского. Наиболее интересным является дворец з Фесте на южном побережье Крита, скомпоно­ванный вокруг открытого двора с колоннадами. Мо­нументальный западный фасад его был украшен :пирокой каменной лестницей. Ансамбль Феста примечателен также тремя мощеными дворами, :вятилищами и театральной площадкой со ступе­нями-скамьями для 500 зрителей. Дворец в Мал-тии, в отличие от Кносского, был, видимо, лишен росписей и архитектурных украшений, характер­ных для остальных комплексов; планировка же -го, сохранившаяся лучше других, была очеред­ным вариантом Кносса. Позже других был раскопан .творец возле селения Като Закрое на восточном побережье Крита. Город, существовавший на мес­те селения, был также крупным портом, в связи

чем искусство закросских мастеров тематически тесно связано с морем. Здесь была найдена кера­мика с росписью в морском стиле, характерном для позднего дворцового периода, и клад из драго­ценных предметов, в том числе золотая голова быка, являвшегося на Крите символом плодородия.


Гигантский пифос из дворца в Маллии. Крит. XVI в. до н. э

Расцвет критской живописи относится к XVI в. до н. э. Ведущую роль играла фресковая стенная роспись и расписные изделия из камня и керамики. В технике фрески расписан каменный саркофаг из


Золотое кольцо с изображением священных игр с быком. Ок. XVI в. до н. э.

Агиа-Триады (вторая половина XV в. до н. э.); нео­бычайным стилевым разнообразием отличаются сосуды с росписью, найденные во дворцах. Критс­кая керамика высоко ценилась в Египте, на Восто­ке и в греческих городах Пелопоннеса. Уже в конце III тыс. до н. э. керамические изделия изготавлива­ются при помощи гончарного круга; тогда же при­меняется для их покрытия особая водонепроницае­мая краска темно-лилового или черного цвета с металлическим блеском. По местонахождению первых изделий они получили название «вазы Ка-марес». С течением времени изменяется и обогаща­ется стиль минойской керамики; приемы критских мастеров подхватывают художники континенталь­ных Микен. Памятники монументальной скульпту­ры на Крите не были обнаружены, как, видимо, не было и специальных культовых архитектурных сооружений. Вероятно, религиозные обряды от­правлялись в помещениях дворцов, в пещерах и священных рощах. Среди священных статуй преоб­ладают женские: это изображение богини-жрицы со змеями, статуэтки богини плодородия. Замет­ную роль среди ритуальных памятников играют гигантские каменные и глиняные пифосы, в кото­рых хранилось оружие, священная утварь и драго­ценные предметы погребений. На многих изделиях ритуального назначения помещались изображения двойного топора-лабриса или фигурок быка.

Литература:

Пендлбери Дж. Археология Крита: Пер. с англ. М., 1950.

МИРОН(Мугоп) из Элевтер, прославленный древнегреческий скульптор первой половины V в. до н. а, старший современник Фидия и Поликлета. Родился в Беотии, прошел обучение у крупнейше­го мастера начала V в. до н. э. Агелада. Работал





 


Ч - А

Мирон. Дискобол. Римская копия с оригинала. Середина V в. до н. э.

в Афинах, исполнял множество заказов для других греческих городов. Смелый новатор, М. окончатель­но отошел от традиций архаического искусства и достиг необычайного мастерства в передаче дви­жения, выявляя в гармонии человеческого тела динамику и скрытую мощь.

Особой известностью пользовались его статуи атлетов-победителей. М. работал главным образом в бронзе; сохранились римские мраморные копии созданных им статуй. М. показывал красоту атлети­ческого усилия или разумной воли, сдерживающей безудержный порыв.

Среди произведений М. наибольшая слава и попу­лярность достались на долю статуи «Дискобол», вы­полненной между 460 и 450 гг. до н. а, а также двух фигур — «Афина» и «Марсий». Судя по вошедшим в «Палатинскую антологию» тридцати эпиграммам, посвященным созданной им статуе коровы, произ­ведения М. еще при жизни скульптора славились своей достоверностью. М. был также мастером то­ревтики и выполнил множество кубков с рельеф­ными изображениями.

Литература:

Валъдгауэр О. Ф. Мирон. Берлин, 1923.

Мирон и Поликлет: Альбом / Вступ. ст. Г. Соколова. М., 1961.


МНЕСИКЛ(Мпез1к1ез), древнегреческий архи­тектор, работал в Афинах во второй половине V в. до н. э. Один из создателей греческой архитектур­ной классики. Участвовал в сооружении ансамбля афинского Акрополя. В 437-432 гг. до н. а построил на Акрополе монументальные входные ворота — Пропилеи, выдающийся памятник античного зод­чества. Два наружных дорических портика Пропи­леев (один из них обращен к городу, другой — к Акрополю) расположены на различных уровнях и связаны внутренней ионической колоннадой. В се­верном крыле Пропилеев находилась пинакотека — хранилище картин. Вместе с Иктином участвовал в создании проекта и строительстве Парфенона.

Литература:

Роговин Н. Е. Пропилеи Акрополя в Афинах. М., 1940.

МОЗАИКА АНТИЧНАЯ(итал. товагсо, от лат

тизшит — посвященное музам), распространен­ный в античной культуре тип монументально-де­коративного искусства; узор или сюжетное изобра­жение, выполняемое из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамичес­кая плитка). Технически выполняемая различными способами, прямым (закрепление фрагментов узора в слое извести, мастики, воска или цемента) или обратным (частицы наклеиваются лицевой сторо­ной на рисунок, и после их закрепления с обрат­ной стороны полученный блок монтируется на сте­ну), М. а. была широко распространена в искусстве Древнего Двуречья (глиняная орнаментальная М. а.), Египта. М. а., украшавшая поначалу только полы помещений, развивалась от несложных узоров, выложенных галькой, к изысканным многоцветным или монохромным композициям из рубленых ку-