Мозаика античная
У
Мнесикл
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Мирон
АНТИЧНОСТЬ
Крите микенских правителей. Почти все дворцо-зые комплексы Крита были построены по типу Кносского. Наиболее интересным является дворец з Фесте на южном побережье Крита, скомпонованный вокруг открытого двора с колоннадами. Монументальный западный фасад его был украшен :пирокой каменной лестницей. Ансамбль Феста примечателен также тремя мощеными дворами, :вятилищами и театральной площадкой со ступенями-скамьями для 500 зрителей. Дворец в Мал-тии, в отличие от Кносского, был, видимо, лишен росписей и архитектурных украшений, характерных для остальных комплексов; планировка же -го, сохранившаяся лучше других, была очередным вариантом Кносса. Позже других был раскопан .творец возле селения Като Закрое на восточном побережье Крита. Город, существовавший на месте селения, был также крупным портом, в связи
чем искусство закросских мастеров тематически тесно связано с морем. Здесь была найдена керамика с росписью в морском стиле, характерном для позднего дворцового периода, и клад из драгоценных предметов, в том числе золотая голова быка, являвшегося на Крите символом плодородия.
Гигантский пифос из дворца в Маллии. Крит. XVI в. до н. э |
Расцвет критской живописи относится к XVI в. до н. э. Ведущую роль играла фресковая стенная роспись и расписные изделия из камня и керамики. В технике фрески расписан каменный саркофаг из
Золотое кольцо с изображением священных игр с быком. Ок. XVI в. до н. э.
Агиа-Триады (вторая половина XV в. до н. э.); необычайным стилевым разнообразием отличаются сосуды с росписью, найденные во дворцах. Критская керамика высоко ценилась в Египте, на Востоке и в греческих городах Пелопоннеса. Уже в конце III тыс. до н. э. керамические изделия изготавливаются при помощи гончарного круга; тогда же применяется для их покрытия особая водонепроницаемая краска темно-лилового или черного цвета с металлическим блеском. По местонахождению первых изделий они получили название «вазы Ка-марес». С течением времени изменяется и обогащается стиль минойской керамики; приемы критских мастеров подхватывают художники континентальных Микен. Памятники монументальной скульптуры на Крите не были обнаружены, как, видимо, не было и специальных культовых архитектурных сооружений. Вероятно, религиозные обряды отправлялись в помещениях дворцов, в пещерах и священных рощах. Среди священных статуй преобладают женские: это изображение богини-жрицы со змеями, статуэтки богини плодородия. Заметную роль среди ритуальных памятников играют гигантские каменные и глиняные пифосы, в которых хранилось оружие, священная утварь и драгоценные предметы погребений. На многих изделиях ритуального назначения помещались изображения двойного топора-лабриса или фигурок быка.
Литература:
Пендлбери Дж. Археология Крита: Пер. с англ. М., 1950.
МИРОН(Мугоп) из Элевтер, прославленный древнегреческий скульптор первой половины V в. до н. а, старший современник Фидия и Поликлета. Родился в Беотии, прошел обучение у крупнейшего мастера начала V в. до н. э. Агелада. Работал
Ч - А
Мирон. Дискобол. Римская копия с оригинала. Середина V в. до н. э.
в Афинах, исполнял множество заказов для других греческих городов. Смелый новатор, М. окончательно отошел от традиций архаического искусства и достиг необычайного мастерства в передаче движения, выявляя в гармонии человеческого тела динамику и скрытую мощь.
Особой известностью пользовались его статуи атлетов-победителей. М. работал главным образом в бронзе; сохранились римские мраморные копии созданных им статуй. М. показывал красоту атлетического усилия или разумной воли, сдерживающей безудержный порыв.
Среди произведений М. наибольшая слава и популярность достались на долю статуи «Дискобол», выполненной между 460 и 450 гг. до н. а, а также двух фигур — «Афина» и «Марсий». Судя по вошедшим в «Палатинскую антологию» тридцати эпиграммам, посвященным созданной им статуе коровы, произведения М. еще при жизни скульптора славились своей достоверностью. М. был также мастером торевтики и выполнил множество кубков с рельефными изображениями.
Литература:
Валъдгауэр О. Ф. Мирон. Берлин, 1923.
Мирон и Поликлет: Альбом / Вступ. ст. Г. Соколова. М., 1961.
МНЕСИКЛ(Мпез1к1ез), древнегреческий архитектор, работал в Афинах во второй половине V в. до н. э. Один из создателей греческой архитектурной классики. Участвовал в сооружении ансамбля афинского Акрополя. В 437-432 гг. до н. а построил на Акрополе монументальные входные ворота — Пропилеи, выдающийся памятник античного зодчества. Два наружных дорических портика Пропилеев (один из них обращен к городу, другой — к Акрополю) расположены на различных уровнях и связаны внутренней ионической колоннадой. В северном крыле Пропилеев находилась пинакотека — хранилище картин. Вместе с Иктином участвовал в создании проекта и строительстве Парфенона.
Литература:
Роговин Н. Е. Пропилеи Акрополя в Афинах. М., 1940.
МОЗАИКА АНТИЧНАЯ(итал. товагсо, от лат
тизшит — посвященное музам), распространенный в античной культуре тип монументально-декоративного искусства; узор или сюжетное изображение, выполняемое из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка). Технически выполняемая различными способами, прямым (закрепление фрагментов узора в слое извести, мастики, воска или цемента) или обратным (частицы наклеиваются лицевой стороной на рисунок, и после их закрепления с обратной стороны полученный блок монтируется на стену), М. а. была широко распространена в искусстве Древнего Двуречья (глиняная орнаментальная М. а.), Египта. М. а., украшавшая поначалу только полы помещений, развивалась от несложных узоров, выложенных галькой, к изысканным многоцветным или монохромным композициям из рубленых ку-