Доримскои Африки искусство

Греческий тип жилища

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА



 


мятниках, как дворец Флавиев, Колизей (крупней­ший римский амфитеатр), римский форум и гран­диознейшее из купольных сооружений Древнего мира — Пантеон. Начиная с эпохи Адриана в римс­ком зодчестве намечается перелом в сторону рос­кошной и изысканной усложненности образа, отчасти связанный с влиянием искусства эллинистического Востока (вилла Адриана близ Тиволи, 125-135 гг. н а). В период упадка империи (Ш-1У вв. н. э.) в римс­ком градостроительстве и зодчестве проявились некоторые черты кризиса. Для архитектуры этой эпохи характерны необыкновенно крупные масш­табы сооружений, эффектная пышность декора. Строительная деятельность развернулась главным образом в римских провинциях, где возводились амфитеатры, форумы, грандиозные храмовые ком­плексы. Традиции древнеримской архитектуры развивались в позднейших римских постройках


(термы Каракаллы, Диоклетиана; базилика Мак-сенция, ок. 200-315 г.). Литература:

Всеобщая история архитектуры: В 5 т. 2-е изд. М., 1973. Т. 2.

Соколов Г. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

ГРЕЧЕСКИЙ ТИП ЖИЛИЩА,общепринятый в Греции и городах римских провинций тип жило­го дома. К наиболее ранним образцам относятся удлиненные прямоугольные строения с портиком в передней части и центральной комнатой — мега-роном. Такой тип дома находит свое классическое воплощение в архитектуре Микен. В гомеровский и архаический периоды в обиход возвращаются бо­лее примитивные постройки. Лишь в эпоху клас­сики возникают новые типы жилища. К ним отно­сятся: рагаз1;аз — дом с вестибюлем, центральным залом и двором; ргоз^аз — с обширным централь­ным двором, расположенным возле дома с вести­бюлем. Наибольшее распространение получает дом перистильного типа. Центром Г. т. ж., в отли­чие от римского дома, являлся не атриум, а пери-стильный двор, окруженный колоннами, обычно с бассейном.



АНТИЧНОСТЬ


 


Фонтан в доме Большого Фонтана. Помпеи. I в. до н. э.

Посетитель, входя в дом через вестибюль, попа­дал в атриум, из которого двери вели в жилые комнаты — парадный зал (экус), столовую (трик­линий), кабинет (таблинум). За таблинумом начи­нался сад. Колонный портик перистиля нередко за­вершался экседрой — полукруглым или прямоугольным помещением наподобие открытой с одной стороны беседки, обычно с каменной ска­мьей. Тип дома, называемый уШа игЬапа (город­ская вилла), предусматривал помещения между гостиной и садом сбоку от перистиля; в больших сооружениях размеры атриума и перистиля могли пыть удвоены. В римских императорских дворцах элементы городских вилл приобрели монументаль­ность. При возведении позднеримских дворовых со­оружений часто применялся принцип планировки зоенного лагеря (Сазтхит).

ДИДИМЕЙОН,храм Аполлона близ Милета, древнейшее местонахождение оракула Аполлона. Архаическое строение, гигантский ионический храм, был разрушен персами в 494 г. до н. э. Плани­ровавшееся восстановление было поспешным и за­кончилось при императоре Адриане. Представляет


собой диптер гипетральной формы, т. е. с откры­тым внутренним двором, где находилось святили­ще с изображением бога и священный источник.

ДИПИНТО(итал. йртт-о), надписи и знаки, в Древ­нем Риме наносившиеся на амфоры красно-бурой краской при помощи кисти. Содержали краткие сведения о владельце вещи, отправителе или по­лучателе товара при торговой операции. Во многих случаях назначение надписей остается неясным. В раннехристианскую эпоху Д. использовались для распространения христианской символики.

ДИПТЕР(от греч. сйрт,его5 — с двумя крыльями, т. е. колоннадами), тип древнегреческого храма, в конструкции которого прямоугольное в плане помещение окружено по внешнему периметру двумя рядами колонн. Примером Д. является храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из чудес света и построенный в середине VI в. до н. а, мно­гие храмы Древнего Рима.

ДОРИМСКОИ АФРИКИ ИСКУССТВО,само­бытные художественные и исторические памятни­ки, возникшие в культуре народов Северной Аф­рики до эпохи превращения ее в провинции Древнего Рима. Древнейшими памятниками Д. А. и. являются наскальные изображения и петроглифы, восходящие к эпохе палеолита. К эпохе неолита (ок. 5000 г. до н. э.) относится большая часть знаме­нитых фресок Тассили-Аджер. Монументальные росписи уступают место более динамичным и под­вижным и в то же время более стилизованным изображениям. Распространение получает лепная керамика с простейшим геометрическим узором и украшения из раковин и скорлупы страусовых