Доримскои Африки искусство
Греческий тип жилища
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
мятниках, как дворец Флавиев, Колизей (крупнейший римский амфитеатр), римский форум и грандиознейшее из купольных сооружений Древнего мира — Пантеон. Начиная с эпохи Адриана в римском зодчестве намечается перелом в сторону роскошной и изысканной усложненности образа, отчасти связанный с влиянием искусства эллинистического Востока (вилла Адриана близ Тиволи, 125-135 гг. н а). В период упадка империи (Ш-1У вв. н. э.) в римском градостроительстве и зодчестве проявились некоторые черты кризиса. Для архитектуры этой эпохи характерны необыкновенно крупные масштабы сооружений, эффектная пышность декора. Строительная деятельность развернулась главным образом в римских провинциях, где возводились амфитеатры, форумы, грандиозные храмовые комплексы. Традиции древнеримской архитектуры развивались в позднейших римских постройках
(термы Каракаллы, Диоклетиана; базилика Мак-сенция, ок. 200-315 г.). Литература:
Всеобщая история архитектуры: В 5 т. 2-е изд. М., 1973. Т. 2.
Соколов Г. Искусство Древнего Рима. М., 1971.
ГРЕЧЕСКИЙ ТИП ЖИЛИЩА,общепринятый в Греции и городах римских провинций тип жилого дома. К наиболее ранним образцам относятся удлиненные прямоугольные строения с портиком в передней части и центральной комнатой — мега-роном. Такой тип дома находит свое классическое воплощение в архитектуре Микен. В гомеровский и архаический периоды в обиход возвращаются более примитивные постройки. Лишь в эпоху классики возникают новые типы жилища. К ним относятся: рагаз1;аз — дом с вестибюлем, центральным залом и двором; ргоз^аз — с обширным центральным двором, расположенным возле дома с вестибюлем. Наибольшее распространение получает дом перистильного типа. Центром Г. т. ж., в отличие от римского дома, являлся не атриум, а пери-стильный двор, окруженный колоннами, обычно с бассейном.
АНТИЧНОСТЬ
Фонтан в доме Большого Фонтана. Помпеи. I в. до н. э.
Посетитель, входя в дом через вестибюль, попадал в атриум, из которого двери вели в жилые комнаты — парадный зал (экус), столовую (триклиний), кабинет (таблинум). За таблинумом начинался сад. Колонный портик перистиля нередко завершался экседрой — полукруглым или прямоугольным помещением наподобие открытой с одной стороны беседки, обычно с каменной скамьей. Тип дома, называемый уШа игЬапа (городская вилла), предусматривал помещения между гостиной и садом сбоку от перистиля; в больших сооружениях размеры атриума и перистиля могли пыть удвоены. В римских императорских дворцах элементы городских вилл приобрели монументальность. При возведении позднеримских дворовых сооружений часто применялся принцип планировки зоенного лагеря (Сазтхит).
ДИДИМЕЙОН,храм Аполлона близ Милета, древнейшее местонахождение оракула Аполлона. Архаическое строение, гигантский ионический храм, был разрушен персами в 494 г. до н. э. Планировавшееся восстановление было поспешным и закончилось при императоре Адриане. Представляет
собой диптер гипетральной формы, т. е. с открытым внутренним двором, где находилось святилище с изображением бога и священный источник.
ДИПИНТО(итал. йртт-о), надписи и знаки, в Древнем Риме наносившиеся на амфоры красно-бурой краской при помощи кисти. Содержали краткие сведения о владельце вещи, отправителе или получателе товара при торговой операции. Во многих случаях назначение надписей остается неясным. В раннехристианскую эпоху Д. использовались для распространения христианской символики.
ДИПТЕР(от греч. сйрт,его5 — с двумя крыльями, т. е. колоннадами), тип древнегреческого храма, в конструкции которого прямоугольное в плане помещение окружено по внешнему периметру двумя рядами колонн. Примером Д. является храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из чудес света и построенный в середине VI в. до н. а, многие храмы Древнего Рима.
ДОРИМСКОИ АФРИКИ ИСКУССТВО,самобытные художественные и исторические памятники, возникшие в культуре народов Северной Африки до эпохи превращения ее в провинции Древнего Рима. Древнейшими памятниками Д. А. и. являются наскальные изображения и петроглифы, восходящие к эпохе палеолита. К эпохе неолита (ок. 5000 г. до н. э.) относится большая часть знаменитых фресок Тассили-Аджер. Монументальные росписи уступают место более динамичным и подвижным и в то же время более стилизованным изображениям. Распространение получает лепная керамика с простейшим геометрическим узором и украшения из раковин и скорлупы страусовых