Канон древнеегипетский

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

ДРЕВНИЙ восток

Канон древнеегипетский



 


       
   
 
 


<Ооо02ш-?о:;

«ка» участвовали в обряде жертвенных воздаяний. Изображению «ка» обычно придавалась каноничес­ки утвержденная поза (фронтальное положение, опущенные руки, выдвинутая вперед левая нога). Некоторые элементы ее имели чисто иероглифи­ческое происхождение (таково изображение под­нятых рук на голове статуи фараона Гора). Риту­альные статуи «ка» должны были отличаться максимальным портретным сходством с погребен­ным, в противном случае им могла быть утрачена возможность посмертного обретения тела. Изобра­жения «ка» при предельно доступном мастеру сходстве обладали также и особого рода обобщен­ностью, призванной передать не конкретику инди­видуального лица, а скорее канонизированное, идеальное представление о нем.

КАНОН ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ(от греч. капоп— закон, норма), свод правил, присущий художе­ственной культуре Древнего Египта и сложивший­ся в эпоху Раннего царства (I—II династии). К. д. формировался и закреплялся в ходе многовекового отбора и главным образом в связи с древнеегипетс­кими культами власти и загробного существования. Если для античного канона обоснование пропорций и др. элементы вытекают из пластически зримой природы окружающего мира, то К. д. отличается подчеркнутой эстетизацией математического, точ­нее, геометрического начала.


Квадрат канонических пропорций искусства Древнего Египта

К. д. отличает строгая систематичность и взаимо­связанность всех основных элементов. Он объединял принципы композиции, иконографию, художествен-


Построение канонического типа изображения

ные техники и отдельные приемы изображения вплоть до мелких деталей. Важнейшей особеннос­тью К. д. является гармоничное сопряжение изоб­разительного ряда и элементов иероглифики. Как и в искусстве Восточной Азии, египетская иерогли-фика сочетала в себе знаково-символическое и собственно эстетическое начала. Начертания неко­торых иероглифов оказали воздействие на компо­зицию и контуры канонических изображений.

Среди разнообразных компонентов К. д. особая роль принадлежит пропорциональным соотноше­ниям, которые составили математическую и одно­временно символическую его основу. К. д. опирался на восемь пропорциональных величин, полученных из геометрических построений после деления сто­рон исходного квадрата в отношении золотого сече­ния. Пересечение диагоналей, проведенных в точки деления сторон в пропорции золотого сечения ((3), образует два малых квадрата. Искомые восемь про­порциональных величин составляют отрезки между вершинами и точками пересечения сторон малых квадратов. Это (в порядке возрастания) величины К, .1, Е, г>Г, к, 8, С, А. При этом треугольники, образованные диагоналями большого квадрата, геометрически подобны граням пирамид в Гизе. Для канонических типов статуй и рельефов максималь-





 




 


 


Статуя Ранофера. Ок. 2423 г. до н. э.


Сцена охоты в Нильских зарослях. Роспись гробницы в Фивах. Конец XV в. до н. э.


 


ный размер фигуры соответствует стороне боль­шого квадрата. Местоположение отдельных эле­ментов фигуры — уровень носа, рта, шеи, плеч, пояса и т. д. — определяется восемью последова­тельно возрастающими величинами, отмеряемыми от верхнего предела. Благодаря мастерскому при­менению системы пропорций, в одном и том же изображении могли органично сочетаться элемен­ты человеческой фигуры и тела животного (при­мером может служить Большой Сфинкс в комплек­се фараона Хефрена в Гизе).

Не менее важен и канонический тип передачи фигуры на плоскости. Голова и ноги фигуры изоб­ражаются в профильном повороте, а плечи — в повороте в фас. Впервые этот прием появился в росписях египетской неолитической керамики, пройдя впоследствии путь длительного развития и соединившись с принципом пропорций. Именно за счет тончайшего расчета пропорций и достигалась изящная стилизованность и вместе с тем жизнен-


ная убедительность таких изображений. К числу канонизированных приемов в скульптуре относит­ся и правило ставить статую, изображающую че­ловека, во фронтальный разворот, с вьщвинутой вперед левой ногой.

По этим же соображениям, требующим одновре­менно полной устойчивости фигуры, обобщенности ее художественного решения и пластической точ­ности в передаче сюжета, многочисленные египет­ские фигуры сидящих писцов заключены в вообра­жаемый треугольный контур.

В число канонических входит принцип фризообраз-ного построения рельефных композиций, которые разворачиваются в виде повествовательных по­ясов-регистров, как в изображениях эпохи Раннего царства, даже тогда, когда в художественном ар­сенале египетских мастеров обнаруживается множество вполне реалистических приемов. Мно­гие из принципов К. д. находятся на границе соб­ственно художественных правил и требований ри-