Канон древнеегипетский
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ДРЕВНИЙ восток
Канон древнеегипетский
<Ооо02ш-?о:; |
«ка» участвовали в обряде жертвенных воздаяний. Изображению «ка» обычно придавалась канонически утвержденная поза (фронтальное положение, опущенные руки, выдвинутая вперед левая нога). Некоторые элементы ее имели чисто иероглифическое происхождение (таково изображение поднятых рук на голове статуи фараона Гора). Ритуальные статуи «ка» должны были отличаться максимальным портретным сходством с погребенным, в противном случае им могла быть утрачена возможность посмертного обретения тела. Изображения «ка» при предельно доступном мастеру сходстве обладали также и особого рода обобщенностью, призванной передать не конкретику индивидуального лица, а скорее канонизированное, идеальное представление о нем.
КАНОН ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ(от греч. капоп— закон, норма), свод правил, присущий художественной культуре Древнего Египта и сложившийся в эпоху Раннего царства (I—II династии). К. д. формировался и закреплялся в ходе многовекового отбора и главным образом в связи с древнеегипетскими культами власти и загробного существования. Если для античного канона обоснование пропорций и др. элементы вытекают из пластически зримой природы окружающего мира, то К. д. отличается подчеркнутой эстетизацией математического, точнее, геометрического начала.
Квадрат канонических пропорций искусства Древнего Египта |
К. д. отличает строгая систематичность и взаимосвязанность всех основных элементов. Он объединял принципы композиции, иконографию, художествен-
Построение канонического типа изображения
ные техники и отдельные приемы изображения вплоть до мелких деталей. Важнейшей особенностью К. д. является гармоничное сопряжение изобразительного ряда и элементов иероглифики. Как и в искусстве Восточной Азии, египетская иерогли-фика сочетала в себе знаково-символическое и собственно эстетическое начала. Начертания некоторых иероглифов оказали воздействие на композицию и контуры канонических изображений.
Среди разнообразных компонентов К. д. особая роль принадлежит пропорциональным соотношениям, которые составили математическую и одновременно символическую его основу. К. д. опирался на восемь пропорциональных величин, полученных из геометрических построений после деления сторон исходного квадрата в отношении золотого сечения. Пересечение диагоналей, проведенных в точки деления сторон в пропорции золотого сечения ((3), образует два малых квадрата. Искомые восемь пропорциональных величин составляют отрезки между вершинами и точками пересечения сторон малых квадратов. Это (в порядке возрастания) величины К, .1, Е, г>Г, к, 8, С, А. При этом треугольники, образованные диагоналями большого квадрата, геометрически подобны граням пирамид в Гизе. Для канонических типов статуй и рельефов максималь-
Статуя Ранофера. Ок. 2423 г. до н. э.
Сцена охоты в Нильских зарослях. Роспись гробницы в Фивах. Конец XV в. до н. э.
ный размер фигуры соответствует стороне большого квадрата. Местоположение отдельных элементов фигуры — уровень носа, рта, шеи, плеч, пояса и т. д. — определяется восемью последовательно возрастающими величинами, отмеряемыми от верхнего предела. Благодаря мастерскому применению системы пропорций, в одном и том же изображении могли органично сочетаться элементы человеческой фигуры и тела животного (примером может служить Большой Сфинкс в комплексе фараона Хефрена в Гизе).
Не менее важен и канонический тип передачи фигуры на плоскости. Голова и ноги фигуры изображаются в профильном повороте, а плечи — в повороте в фас. Впервые этот прием появился в росписях египетской неолитической керамики, пройдя впоследствии путь длительного развития и соединившись с принципом пропорций. Именно за счет тончайшего расчета пропорций и достигалась изящная стилизованность и вместе с тем жизнен-
ная убедительность таких изображений. К числу канонизированных приемов в скульптуре относится и правило ставить статую, изображающую человека, во фронтальный разворот, с вьщвинутой вперед левой ногой.
По этим же соображениям, требующим одновременно полной устойчивости фигуры, обобщенности ее художественного решения и пластической точности в передаче сюжета, многочисленные египетские фигуры сидящих писцов заключены в воображаемый треугольный контур.
В число канонических входит принцип фризообраз-ного построения рельефных композиций, которые разворачиваются в виде повествовательных поясов-регистров, как в изображениях эпохи Раннего царства, даже тогда, когда в художественном арсенале египетских мастеров обнаруживается множество вполне реалистических приемов. Многие из принципов К. д. находятся на границе собственно художественных правил и требований ри-