ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

ДРЕВНИЙ восток

Ирана искусство



 




 


 


Идол. Бронзовое навершие штандарта. Луристан. IX—VIII вв. до н. э.


Серебряное блюдо с золотыми аппликациями из Зивие. Конец VII—VI в. до н. э.


 


Памятники И. и. доахеменидского периода восхо­дят к древнейшим эпохам неолита и энеолита. По­мимо выделяемых как самостоятельные культур, находившихся под влиянием шумеро-аккадской радиции (Элам, Урарту и др.), группа памятни­ке, объединенных общностью изображения, стиля : техники, позволяет говорить о становлении свое-бразной культуры Древнего Ирана. Это единство роявляется прежде всего в керамике, глиняной ластике и торевтике. Начальный этап развития -той культуры связан с т. н. ранней серой керами­кой (1300—1000 гг. до н. э.). Она представлена темно--рыми сосудами необычных форм (тонкостенные ршки с длинным носиком наподобие чайника; вы->кие узкие чаши; триподы — чаши на трех высо-■згх ножках). В это же время встречаются сосуды з красной глины, лишенные, однако, росписи, голь типичной для изделий других культур. «Се-ая керамика» была представлена главным образом зделиями, предназначенными для погребений, начимость ее так велика, что благодаря этим на-дкам все изделия, найденные в тех же археоло-:ческих слоях, традиционно относятся учеными горизонту серой керамики» (включая и ряд об-


разцов золотой утвари и оружия). Металлические изделия данной эпохи объединяет общий тип орна­ментики (узоры плетенкой) и характер исполнения изображений, сюжеты которых вполне типичны и для других древних культур (мифологические сце­ны, повествования о животных).

Следующий этап, условно именуемый «поздней серой керамикой» (после 1000 г. до н. а), ознамено­ван распадом прежнего стилевого единства и воз­никновением нескольких локальных стилевых групп. Наиболее интересны изделия, найденные в Луристане и относящиеся к древнему «зверино­му» стилю (т. н. луристанские бронзы). Золотым ве­ком луристанских бронз называют Х~УП вв. до н. а В это время выполнены многочисленные детали сбруи (т. н. псалии), украшенные изображениями реальных и фантастических зверей и человекопо­добных божеств, которые не имеют иконографи­ческих аналогий. Некоторые из них, т. н. идолы, носят определенно ритуальный характер и со­ставлены из переплетенных элементов различных существ (возможно, луристанских божеств, исчез­нувших вместе с самой культурой к началу ахеме-нидского периода).




«Ка»


 



«Горизонт поздней красной керамики» — следую­щий этап (800-600 гг. до н. э.), на котором формиру­ются уже бесспорные черты И. и. Этим временем датируется крепость Нуш-и-Джан в Мидии, цент­ром ансамбля которой является ромбовидный в пла­не храм огня с треугольным святилищем внутри. Алтарь представлял собой столб с четырехступен­чатой капителью. Святилище было украшено глу­хими окнами и нишами. В крепости, построенной позднее, имеется зал с колоннами — прообраз апа-дан ахеменидской эпохи. Стилистический облик храма и крепости хранит много черт, роднящих его с индийской культурой, памятники расцвета которой пока еще недостаточно уверенно выделя­ются археологами в сложном конгломерате ирано-мидийского наследия. В круг таких памятников входят многие предметы знаменитого клада из Зи-вие, крепости одного из местных правителей. В их числе — пектораль (нагрудное украшение), золо­той пояс и серебряное блюдо с золотыми апплика­циями, художественный стиль которых сочетает элементы урартской, ассирийской и древнеиранс-кой (в частности, луристанской) традиций. Суще­ствует предположение, что авторы вещей из Зи-вие, знакомые с различными стилями, свободно варьировали их в своих изделиях. Особенно приме­чательны изображения оленей, пантер и грифов, служивших традиционными символами древне-иранских божеств. Фантастические существа с па­мятников Зивие перейдут позднее в искусство эпохи Ахеменидов, частично же воздействуют на художественную культуру скифов.

Литература:

Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М., 1976.

«КА», тип круглой скульптуры ритуального на­значения, являющийся одним из основных в искус­стве Древнего Египта. Скульптура «ка» символичес­ки связывалась с культом мертвых и помещалась в усыпальницах всех типов, начиная с мастаб и пи­рамид и заканчивая скальной гробницей. Поскольку представление о загробной жизни предполагало существование не только вечной души, но и не­тленного тела, в захоронениях помещались раз­личные изображения, главным из которых счита­лось «ка», являвшееся как бы двойником умершего. Согласно культовым представлениям, человек был наделен несколькими душами, среди которых «ка» являлось физическим двойником, «ба» — проявле­нием сущности человека, «ах» — тенью, «рен» — именем и т. д. «Ка» обозначалось иероглифом в виде поднятых рук, согнутых в локтях; «ба» — птицей с человеческой головой.

«Ка» являлось материальным, наделенным пло­тью и способностью питаться, в связи с чем статуи


Статуя «ка» фараона Гора. XVIII в. до н. э.