ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ДРЕВНИЙ восток
Ирана искусство
Идол. Бронзовое навершие штандарта. Луристан. IX—VIII вв. до н. э.
Серебряное блюдо с золотыми аппликациями из Зивие. Конец VII—VI в. до н. э.
Памятники И. и. доахеменидского периода восходят к древнейшим эпохам неолита и энеолита. Помимо выделяемых как самостоятельные культур, находившихся под влиянием шумеро-аккадской радиции (Элам, Урарту и др.), группа памятнике, объединенных общностью изображения, стиля : техники, позволяет говорить о становлении свое-бразной культуры Древнего Ирана. Это единство роявляется прежде всего в керамике, глиняной ластике и торевтике. Начальный этап развития -той культуры связан с т. н. ранней серой керамикой (1300—1000 гг. до н. э.). Она представлена темно--рыми сосудами необычных форм (тонкостенные ршки с длинным носиком наподобие чайника; вы->кие узкие чаши; триподы — чаши на трех высо-■згх ножках). В это же время встречаются сосуды з красной глины, лишенные, однако, росписи, голь типичной для изделий других культур. «Се-ая керамика» была представлена главным образом зделиями, предназначенными для погребений, начимость ее так велика, что благодаря этим на-дкам все изделия, найденные в тех же археоло-:ческих слоях, традиционно относятся учеными горизонту серой керамики» (включая и ряд об-
разцов золотой утвари и оружия). Металлические изделия данной эпохи объединяет общий тип орнаментики (узоры плетенкой) и характер исполнения изображений, сюжеты которых вполне типичны и для других древних культур (мифологические сцены, повествования о животных).
Следующий этап, условно именуемый «поздней серой керамикой» (после 1000 г. до н. а), ознаменован распадом прежнего стилевого единства и возникновением нескольких локальных стилевых групп. Наиболее интересны изделия, найденные в Луристане и относящиеся к древнему «звериному» стилю (т. н. луристанские бронзы). Золотым веком луристанских бронз называют Х~УП вв. до н. а В это время выполнены многочисленные детали сбруи (т. н. псалии), украшенные изображениями реальных и фантастических зверей и человекоподобных божеств, которые не имеют иконографических аналогий. Некоторые из них, т. н. идолы, носят определенно ритуальный характер и составлены из переплетенных элементов различных существ (возможно, луристанских божеств, исчезнувших вместе с самой культурой к началу ахеме-нидского периода).
«Ка»
«Горизонт поздней красной керамики» — следующий этап (800-600 гг. до н. э.), на котором формируются уже бесспорные черты И. и. Этим временем датируется крепость Нуш-и-Джан в Мидии, центром ансамбля которой является ромбовидный в плане храм огня с треугольным святилищем внутри. Алтарь представлял собой столб с четырехступенчатой капителью. Святилище было украшено глухими окнами и нишами. В крепости, построенной позднее, имеется зал с колоннами — прообраз апа-дан ахеменидской эпохи. Стилистический облик храма и крепости хранит много черт, роднящих его с индийской культурой, памятники расцвета которой пока еще недостаточно уверенно выделяются археологами в сложном конгломерате ирано-мидийского наследия. В круг таких памятников входят многие предметы знаменитого клада из Зи-вие, крепости одного из местных правителей. В их числе — пектораль (нагрудное украшение), золотой пояс и серебряное блюдо с золотыми аппликациями, художественный стиль которых сочетает элементы урартской, ассирийской и древнеиранс-кой (в частности, луристанской) традиций. Существует предположение, что авторы вещей из Зи-вие, знакомые с различными стилями, свободно варьировали их в своих изделиях. Особенно примечательны изображения оленей, пантер и грифов, служивших традиционными символами древне-иранских божеств. Фантастические существа с памятников Зивие перейдут позднее в искусство эпохи Ахеменидов, частично же воздействуют на художественную культуру скифов.
Литература:
Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М., 1976.
«КА», тип круглой скульптуры ритуального назначения, являющийся одним из основных в искусстве Древнего Египта. Скульптура «ка» символически связывалась с культом мертвых и помещалась в усыпальницах всех типов, начиная с мастаб и пирамид и заканчивая скальной гробницей. Поскольку представление о загробной жизни предполагало существование не только вечной души, но и нетленного тела, в захоронениях помещались различные изображения, главным из которых считалось «ка», являвшееся как бы двойником умершего. Согласно культовым представлениям, человек был наделен несколькими душами, среди которых «ка» являлось физическим двойником, «ба» — проявлением сущности человека, «ах» — тенью, «рен» — именем и т. д. «Ка» обозначалось иероглифом в виде поднятых рук, согнутых в локтях; «ба» — птицей с человеческой головой.
«Ка» являлось материальным, наделенным плотью и способностью питаться, в связи с чем статуи
Статуя «ка» фараона Гора. XVIII в. до н. э.