Имхотеп

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА



 


3. обычно строились при храме какого-либо бо­жества, но впоследствии сами стали выполнять роль храмов. Нередко 3. служил своеобразным на­учным центром и мог использоваться как обсерва­тория и наблюдательный пункт. До наших дней со­хранилось лишь несколько 3., в том числе 3. Элама и Борсиппы близ Вавилона (середина I тыс. до н. а). В настоящее время частично реконструирован один из древнейших памятников — 3. царя Ур-Намму в Уре (конец III тыс. до н. э.). От него сохра­нилась лишь лижняя терраса площадью 65 X 43 м и высотой ок. 20 м (первоначально 3. состоял из трех платформ-пирамид и достигал в высоту 60 м). Нижняя платформа была окрашена битумом в чер­ный цвет, средняя — в красный (облицовка обо­жженным кирпичом), а верхняя — в белый (извест­ковая побелка). Стены храма, расположенного на вершине 3., вероятно, были облицованы синими глазурованными керамическими плитками. Эта цве­товая гамма призвана была, в соответствии с мифо­логическими представлениями, символизировать связь миров — земного и небесного.


Зодчий Имхотеп. Бронза. Первая половина III тыс. до н. э.

ИМХОТЕП(жил ок. ХХУШ в. до н. а в Мемфисе), великий египетский зодчий, автор погребального комплекса фараона Джосера, воздвигнутого в Сак-кара, историческом некрополе древнего Мемфиса. И. был видным сановником, начальником всех стро­ительных работ и придворным архитектором Джо­сера. Ему принадлежит замысел, проект и руковод­ство постройкой Ступенчатой пирамиды в Саккара (2630 г. до н. э.). Кроме того, И. создал вокруг гроб-


ницы целый комплекс погребальных сооружений — кладбищ и храмов, окружив его большой защитной стеной высотой в 10 м Этот комплекс служил местом, где проводились церемонии хеб-сед, связанные с бо­жественной молодостью и силой фараона В процессе работы И. последовательно отверг несколько проектов гробницы и в итоге пришел к идее нескольких мастаб, поставленных друг на друга.

И. упоминается в документах как прославленный мудрец своего времени, ученый, астроном и выда­ющийся медик, который был отождествлен грека­ми с богом врачевания Асклепием. Дарования и ус­пехи И. — зодчего, инженера, писца и диплома­та — принесли ему славу и среди соотечественников: он был причислен к сонму малых божеств и в его честь воздвигались храмы спустя столетия после его смерти. Тем не менее, несмотря на усилия вы­дающихся европейских археологов, место его по­гребения не установлено до сих пор.

ИРАНА ИСКУССТВО,памятники архитектуры, изобразительного и прикладного искусства, разви­вавшихся на территории, освоенной культурой Древней Персии (Ирана) до падения государства Сасанидов и включения Ирана в состав Арабского халифата (VII в. н. э.).

История Древнего Ирана в искусствознании обычно рассматривается в контексте глобального членения на доахеменидский период и культуру периода Ахеменидов. Возникновению Ахеменидской державы на территории Ирана предшествует дли­тельное становление и смена различных городов-государств и держав с вполне самостоятельной культурой. Крупнейшим из них был Элам (первый период расцвета —VI—Ш вв. до н. э.) со столицей Сузы (см. Элама культура). Искусство Элама нахо­дилось под значительным влиянием шумеро-аккад-ской культуры. Со П тыс. до н. а происходит посте­пенное усиление племен ариев, говоривших на индоиранских языках, что обусловило позднейшее название государства (Агуапат — страна ариев). В VII в. до н. а территория находилась под властью Ассирии, которая была побеждена союзом Вавило­на и Мидии; спустя двести лет владычество Ми-дийского государства сменилось господством дина­стии, происходившей из провинции Персида. Эта династия — Ахемениды — открыла длительный и своеобразный период в истории иранской культу­ры, завершившийся в ходе греко-персидских войн в Ш а до а а

В последующие столетия Иран входил в состав эл­линистической державы Селевкидов, Парфянского царства, и во П в. до н. а на территории Персии воз­никло государство Сасанидов, развитие которого лежит за пределами рассмотрения древней истории.