Ахеменидов эпоха
Ахеменидов эпоха
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Г-11 .
Золотой ритон с изображением крылатого льва. VI в. до н. э.
Крылатые сфинксы с львиным телом и человеческой
головой. Панно из дворцового комплекса в Сузах.
VI в. до н. э.
рамазда — получило в изображениях некоторые признаки ассирийского бога Ашшура.
Ведущую роль в художественной культуре Ирана эпохи Ахеменидов играло зодчество. Первые комплексы дворцов и храмов возводились при Кире II Великом — победителе мидийского царя Астиага. Многие постройки были завершены в период правления Дария I (522-486 гг. до н. а), когда государство обрело не только сильнейшую армию, но и все признаки военно-аристократической державы. В области архитектуры и изобразительного искусства, как и в других сферах творчества, заметны следы воздействия на местную культуру традиций соседних стран. От Ассирии был воспринят характер фризовых рельефов, убедительность и тонкая пластическая моделировка человеческих лиц и фигур. Из Мидии в искусство А. э. пришел обычай украшать залы колоннами. Однако их традиции и приемы получили новое содержание, которое во многом объясняется придворным, парадным характером создаваемой культуры. Искусство Ирана этой эпохи было призвано прославлять правителей, и его ярчайшим воплощением стали дворцовые комплексы в Пасар-гадах, Персеполе и Сузах. В комплексе пасаргадских памятников, включающих в себя цитадели, дворцы и мемориальные сооружения, выделяется дворец-храм, некогда украшенный фигурами человекобы-ков, подобных ассирийским, и рельефами, на од-
ном из которых изображен крылатый дух-покровитель в эламском одеянии и египетской тройной тиаре. Так называемые дворец-резиденция и дворец аудиенций имели оригинальную планировку: в центре постройки находился квадратный зал, крышу которого поддерживало восемь колонн. Зал был окружен со всех сторон открытыми портиками с колоннами, а при входе были возведены две сторожевые башни. В иранской культуре это наиболее ранний пример т. н. ападаны. К этому же комплексу относится самое известное здание эпохи — гробница Кира: каменный мавзолей с двускатной крышей на высоком постаменте с лестницей. Идея традиционной иранской гробницы (т. н. целлы) была соединена здесь с типом месопотамского зиккурата.
Точно так же настойчиво утверждал себя принцип синтеза и в дворцовом декоре.
Источниками рельефов во дворцах были мидийс-кие, ассирийские, урартские приемы; участие в создании искусства А. э. многих народов нередко подчеркивается надписями, где упоминаются мастера разных стран (например, надпись Дария о возведении дворца в Сузах).
Остатки скульптурных панелей в пасаргадских дворцах содержат изображения, напоминающие декор ниневийского дворца Синнахериба. В то же время уже в пасаргадских дворцах имелись изображения другого типа, более близкие стилю позднейшего комплекса Персеполя. Это изображения
' :, '
Пропилеи (парадные ворота) царя Ксеркса в Персеполе с изображением крылатых быков. Первая половина V в. до н. э.
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
самого Кира, его сановников и гвардии — вдохновителей и организаторов новой культуры «мировой империи».
Сформировавшаяся в Пасаргадах школа мастеров, объединившая различные стили, еще ярче проявила себя в Персеполе, художественный комплекс которого начал создаваться ок. 520 г. до н. э. Персеполь (позднее названный так греками, а в древности носивший имя Парса) был возведен на насыпной платформе и окружен оборонительными стенами. Он являлся местом торжественных коронаций и ритуальных празднеств. В соответствии с этим особая роль в нем отведена величественным лестницам, предназначенным для парадных многолюдных процессий, и открытым многоколонным залам (апа-данам). При входе на платформу находилось здание-храм, которое называлось «Ворота всех стран» и охранялось гигантскими каменными фигурами че-ловекобыков. Лестница в два марша, ведущая в церемониальный зал-ападану, была украшена рельефами, изображающими армию «царя царей» и шествие народов, населяющих империю. Сюжеты рельефов, украшающих этот и другие дворцы Пер-сеполя, очень разнообразны: это царские портреты, придворные сцены, мифологические существа и символы. Рельефы имели вставки из бронзы и были ярко раскрашены.
При этом изображения выполнены в духе строгой каноничности и даже статичности (в отличие уг декора ассирийских дворцов). Мастера стараются неукоснительно следовать принципу симметрии з расположении фигур, нередко повторяя сцены в зеркальном воспроизведении.
Архитектурные приемы также канонически закрепляются в искусстве А. э. Тип ападаны становит-:я общепринятым в дворцовом зодчестве: наиболее известна т. н. ападана Дария — Ксеркса в Персеполе (см Ападана). Такой тип парадной залы неоднократно применяется в дворцах ахеменидской эпохи например, он повторен в стоколонном зале Артак-еркса II), и его архитектурный замысел говорит
новом понимании пространства, обращенного к человеку и призванного вызвать у него чувство трепета и восхищения масштабностью и торжественной нарядностью дворца.
Найденные художественные принципы еще ярче взвиты в дворцовом комплексе г. Сузы, выстроен-- м на протяжении У1-1У вв. до н. э. Еще заметнее "ановится чисто декоративная природа изображе--;:л священных и мифологических животных; пыш-—е и богаче становится отделка помещений, в корой изобилует золото. Подчеркнуто декоративны многоцветные панно грандиозной ападаны суз--~ого дворца, изображающие крылатых львов с че-
зеческими головами. Те же особенности отлича-
Эламский гвардеец Артаксеркса II. Изразцовый рельеф из дворца в Сузах. Первая половина VI в. до н. э.
ют и изображения людей: их фигуры лишены объемности и полностью подчинены архитектурным ритмам, превращаясь в своеобразный узор.
Ахеменидский «имперский» стиль, выработанный в Персеполе, распространился чрезвычайно широко, обеспечив узнаваемость и единство художественной культуры на всей территории державы. Он наложил отпечаток и на произведения прикладного искусства: их сюжеты, тематика и ряд стилевых приемов заставляют вспомнить монумен-