БИБЛИОГРАФИЯ
ИНДИЯ
ИРАН
Ажи-Дахака— трехглавый дракон, пытающийся присвоить первоначало общественно-политической организации иранцев — фарн. Наделен рядом черт индоевропейского змея — носителя хаоса, врага космоустроительства.
Аярьяман— бог-покровитель ариев (т.е. либо индоиранцев в целом, либо индоариев и контактировавших с ними части
иранцев). Выступает специально как бог-целитель.
Айшма— дэв, божество грабежа и набегов.
Ангро-Майнью— повелитель дэвов, главный носитель злых начал.
Апам-Напат— благой дух вод (в том числе небесно-дождевых), персонификация грозовой молнии.
Создатель и покровитель
людей, сохранивший иранское политическое начало (фарн) от Ажи-Дахаки.
Ардвисура-Анахита— главное женское божество, богиня воды и плодородия, дух источника мировых вод, стекающих с мировой горы. Впоследствии считается дочерью Ахурамазды. Выступает на стороне богов и героев — космоустроителей.
Арта (Апта Вахишта,«Лучший Распорядок») — персонифицированное начало справедливого миропорядка
(прежде всего человеческого порядка). Противостоит аналогичному началу разрухи и несправедливости —
Другу («Лжи»),
Атар— божество стихии огня, составляющей по воззрениям иранцев природу всего сущего. В то же время считался сыном Ахурамазды, в качестве космообразующего начала боролся с Ажи-Дахака за фарн. Культ огня был центральным культом иранцев.
Ахурамазда— первоначально старший ахура, ведавший собственно космоустроением и в этом качестве составлявший пару Митре, ведавшему миром человеческих отношений.
Ахуры и дэвы— Индоиранская мифология различает два класса божеств — дэвов (иранск.)/ дева (индоарийск.) и ахур (иранск.)/ асур (индоарийск.; этот же термин, по-видимому, первоначально обозначал оба класса божеств как обобщающий), в конечном счете их стали противопоставлять по благодетельности или
вредности для человека. У иранцев ахуры считались благими божествами, а дэвы — злыми, а у индоариев —
наоборот. При этом важнейшие индоиранские божества автоматически зачислялись в разряд благих (так, Митра считался ахурой у иранцев, но относился к дева у индоариев; однако уже Индра, как дева-дэв, считался демоном у
иранцев). К числу главных ахур относятся Митра, Ахурамазда (по-видимому, старший ахура) и Апам-Напат.
В дозороастрийские времена дэвы также имели свои культы, искорененные зороастрийцами.
Веретрагна— бог войны и победы, змееборец-космоохранитель. Ему соприроден фарн — воплощение царской власти, начало и условие политического существования иранцев.
Зерван— изначальное (предначальное) божество, бог бесконечного времени и судьбы. Вероятно,
воспринимался как предок злых и добрых божеств.
Йима(«Близнец») — божественный Первочеловек, сын Солнца, основатель цивилизации и царь мира в начальный, «золотой» век ее существования. Близнец Йимак, Первоженщины-прародительницы. Оставив землю, становится богом загробного мира. Благоподатель и податель загробной вечной жизни, одно из главных иранских божеств.
Митра— божество солнца, с одной стороны, и договора, меры, взаимного блага, дружбы — с другой. Выступает как устроитель прежде всего социального космоса, хранитель человеческих норм и благоподатель. Один из ахур.
Хаома— божество галлюциногенного напитка «хаомы» и растения, из которого он готовился.
Жертвоприношение Хаоме — «ясна» — было необходимо для функционирования правильного миропорядка и обеспечения жизненных и загробных благ жертвователям.
Язаты— (аналогично «бага») — категория божеств — помощников Ахурамазды (в зороастрийские времена к ним причислялись важнейшие ахуры).
Агни(«Огонь») — бог огня (в том числе солнечного огня, огня как основной мирообразующей стихии, огня домашнего очага, жертвенного костра). Главный из земных богов, протагонист основного ритуала, посредник между богами и людьми.
Адитьи— особая группа из шести — восьми (позднее двенадцати) богов, включающая Митру, Варуну,
Арьямана, Индру, Вивасвата, иногда Сурью и др. Космо-
хранители и космоправители, благосклонные к людям. В послеведийский период старшим из них считался
Вишну.
Апсары— полубожественные женские существа, обитающие на небе, в реках и на горах. Возлюбленные гандхарвов, небесные куртизанки и танцовщицы, утешающие в раю Индры воинов, павших на поле брани.
Асуры— класс наиболее могущественных демонов, противостоящих богам (хотя
исходно асурами назывались и демоны, и боги) и ведущих с ними непрестанные войны. Среди асур выделяются классы гигантов дайтьев,борющихся с адитьями, и тесно связанных с ними семерых данавов— также гигантов. К данавам относится чудовищный змей Вритра, один из главных асур и основной противник Индры.
Ашвины— божественные братья-близнецы, небесные божества-колесничие, связанные с утренними и вечерними сумерками. Для людей — боги-помощники и спасители.
«Боги» (дева,досл. «небесные») — один из двух главных классов индоиранских духов; в индоарийских
представлениях — благие божества, поддерживающие и оберегающие космоустройство. Делятся на три группы
— небесные (верховный пассивный бог Дьяус-«Небо», Варуна, Митра и др. адитьи), боги воздушного пространства (Индра, Ваю и др.), земные (Агни, Сома и др.). Древнеиндийский пантеон из 33 богов комплектовался 12 адитьями, 8 васу, 11 рудрами, Дьяусом и Притхиви. В поздневедийский период три класса благих существ: боги-дева, люди и питары — считались противостоящими трем группам демонических существ: асурам, ракшасам и пишачам.
Брахма— в индуистской мифологии высшее божество, создатель мира. Глава Тримурти — триады верховных богов индуизма, стоящий над Вишну и Шивой. По-видимому, образ Брахмы восходит к абстрактному понятию универсального мирообразующего принципа, персонифицированному и отождествленному с ведийским Праджапати.
Варуна— бог космических вод, главный из адитьев, хранитель и царь вселенной. Как хранитель природного космоса выступает в паре с Митрой — хранителем собственно человеческого миропорядка. Сам Варуна достаточно далек от людей. Возможно, сопоставим с греческим Небом-Ураном.
Васу(«добрые») в собственном смысле слова — группа из восьми богов, связанных с землей и персонифицирующих природные явления, стихии и объекты. Васу подчинялись Индре или Агни.
Ваю(«Ветер») — бог ветра.
Вивасват— солярное божество, воплощающее мировой свет, родоначальник людей. Отец Ашвинов, а также перволюдей
(Ямы и Ями), изобретатель ритуала и огнеподатель. Отождествлялся с Сурьей и стал в конце концов богом солнца как такового.
Вишну— ведийское божество неясного происхождения и функций; в индуистской мифологии включен в
Тримурти — верховную триаду божеств, где выступает в роли хранителя мира, а иногда — как высший член триады. Его аватарами-воплощениями считаются Кришна и Рама.
Гандхарвы— группа амбивалентных полубогов, супруги апсар, небесные певцы и музыканты. Для людей
(а иногда и для богов) бывают вредоносны. Враги нагов.
Гаруда— в индуистских представлениях царь птиц, ездовое существо Вишну. Постоянный враг хтонических змеев-нагов.
Деви— в индуистской мифологии жена Шивы, чей образ, возможно, восходит к доарийской богине-матери.
Соответственно двум аспектам Шивы выступает в благой ипостаси как Парвати,в грозной — как Кали, Дургаи пр.
Индра— бог грома и молнии, воин-колесничий, вождь военной дружины, щедрый покровитель людей. Его основная функция — силой оружия отстаивать миропорядок в борьбе с демонами, в частности змеем Вритрой (победа Индры над которым рассматривается как торжество космоса над хаосом). По победе над Вритрой
именуется Вритраханом (ср. с иранск. Веретрагной). Связан также с плодородием.
Кришна— возможно, дравидский по происхождению персонаж (ср. его подчеркнуто темный цвет) или обожествленный герой, в индийской мифологии — царевич Матхуры, являвшийся аватарой Вишну, продолживший свое существование по окончании пребывания в земном теле. Выступает как защитник (но наделен также и недобрыми свойствами), тесно связан с эротическими мотивами.
Кубера— в индуистской мифологии бог богатств, владыка якшей. Первоначально человек, причисленный к богам Брахмой. Носит ряд хтонических черт, связан с плодородием.
Лакшмн(«Знак, Счастье, Красота»; отождествлена с богиней аналогичного облика Шри) — богиня богатства, счастья и красоты. Лакшми и Шри — доарийские божества, адаптированные индоариями в
поздневедийский период. Позднее считалась супругой Вишну.
Локапалы(«хранители мира») — в индуистской мифологии группа из четырех или восьми божеств (Индра, Яма, Варуна, Кубера; Агни, Сома, Сурья, Ваю) — хранителей стран света, поставленных Брахмой и восседающих на космических слонах.
Маруты— группа младших божеств ветра, бури, грома и молнии. Считаются братьями, детьми Рудры и могут причисляться к рудрам. Составляют боевую свиту Индры.
Наги— полубожественные змеи с человеческими головами, враги птиц и их царя Гаруды. Один из царей нагов — тысячеголовый мировой змей Шеша, поддерживающий землю.
Питары— обожествленные умершие предки.
Пишачи— вредоносные демоны, враги людей, насылающие болезни и питающиеся человеческими телами.
Праджапати(«Господин потомства») — божество — творец всего сущего. Главный бог и отец богов.
Впоследствии отождествляется с Брахмой.
Ракшасы— один из классов демонов, враги людей. Ночные чудовища, мешающие жертвоприношениям и нарушающие этим связи людей и божеств. Иногда изображаются как великаны-людоеды.
Рама— эпический герой, царевич Айодхьи, совершивший поход на Ланку (островное царство ракшасов,
отождествлялось как Цейлон) и в союзе с божественным царем обезьян Хануманом, сыном Ваю, избавивший людей от ракшаса Раваны. Впоследствии в индуистской мифологии считался особым божеством — аватарой Вишну.
Рудры— класс божеств, связанных с Рудрой— божеством гнева и ярости, богом-разрушителем (в индуистской мифологии его в этом качестве сменил Шива).
Сома— божественный галлюциногенный напиток и его дух, впоследствии также лунное божество.
Сурья(«Солнце») — божество солнца, всевидящее око богов.
Ушас— женское божество утренней зари.
Шеша (Ананта)— царь нагов, мировой тысячеголовый змей, служащий ложем для Вишну. В конце каждой эпохи-кальпы извергает ядовитый огонь, уничтожающий вселенную данной эпохи.
Шива(«Благой, Счастьеподатель») — божество сложного происхождения. По-видимому, восходит к дравидскому богу — повелителю леса и хозяину животных. Само индоарийское имя «Шива» было эпитетом
Рудры, осознанным как имя самостоятельного божества, сочетавшего черты ряда арийских и неарийских богов.
В индуистской мифологии — член Тримурти — триады верховных божеств, в рамках которой считается прежде всего смертоносным богом-разрушителем (иногда — высшим богом). Две главных функций Шивы — разрушение и поддержание производительной силы мира. Божественный оргиастический танец Шивы играет ключевую роль в поддержании миропорядка.
Якши— полубожественные хтонические существа, благожелательные к людям.
Яма— сын Вивасвата, Первочеловека. После смерти — владыка и судья царства мертвых, повелитель питаров.