БОЖЕСТВА ВЕДУЩИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ИРАНА И ИНДИИ ЕГИПЕТ

СИНХРОНИСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА II (продолжение).

Сер. 10 в. — 525 г. до н.э. — Позднее Царство.

Новоассирийский период.

Переходный период.

Сер. 11 — сер. 10 вв. до н.э. — III

Сер. 16 —нач. 11 в. до н.э. — Новое Царство. 1595—1150 гг. до н.э. — Средневавилонский период, 15—11 вв. до н.э. —Среднеассирийский период.

Период.

Кон. 18 — сер. 16 в. до н.э. — II Переходный

Аккад и Ур).

Вв. до н.э. — I Переходный период. 23—21 вв. до н.э. — Ранние деспотии Двуречья

Вв. до н.э. — Древнее Царство. 26—24 вв. до н.э. — РД III.

 

 

 

Расселение амореев в странах Плодородного полумесяца

 


20—18 вв. до н.э. — Среднее Царство. 20—16 вв. до н.э. — Старовавилонский/ Староас-

сирийский периоды.

1810—1777 гг. до н.э. — Держава Шамшиадада.

1756—1722 гг. до н.э. — Месопотамия в составе


20—18 вв. до н.э. — Ассирийские колони

Азии.


Вавилонского царства. Ок. 1750—1180 гг. до н.э. — Хеттское Ца

 

 

1500—1200 гг. до н.э. — Эпоха «четырех великих держав» на Ближнем Востоке

 

15—14 вв. до н.э. — Расцвет Митанни.

 

1410—1350 гг. до н.э. — «Амарнский мировой порядок» на Ближнем Востоке

 

 

1350—1180 гг. до н.э. — Великая Новохе

 


12 в. Великое переселение народов на Ближнем Востоке. «Народы моря» в Малой Азии и Фрако-

фригийцы в Анатолии. Миграция аборигенов Анотолии, Армянского нагорья


Восточном Средиземноморье. и Закавказ


 



расселение арамеев в странах 107 вв. до н.э.


Плодородного полумесяца


 

 


824 г. до н.э. — Основание Карфагена. 664—525

гг. до н.э. — Саисское возрождение (XXVI

династия).

525 г. до н.э. — Персидское завоевание. 332 г.


9 в. до н.э. — I этап новоассирийской экспансии.

745—644 гг. до н.э. — II этап новоассирийской экспансии. 626539 гг. до н.э.Нововавилонское царство.

612 г. до н.э. — Падение Ниневии. 539 г. до н.э. —


10—8 вв. до н.э. — Расцвет Фригии. 9—8

— Расцвет Урарту.

 

 

Кон. 7—6 в. до н.э. — Расцвет Лидии.


до н.э. — Македонское завоевание. 146 г. до н.э.


Персидское завоевание. 331 г. до н.э. — Македонское 547 г. до н.э. — Персидское завоевание. 3


— Падение Карфагена.


завоевание. 4/3 вв. — Образование гос-в Северного

Закавказья.


до н.э. — Македонское завоевание.


СИНХРОНИСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА II


 

ИРАН и СРЕДНЯЯ АЗИЯ ИНДИЯ ВОСТОЧНАЯ и ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
Ок 3000 г. до н.э. — Первое эламское государство   Ок. 25—18 вв. до н.э.— Раз- витые культуры Северного и Восточного Ирана.     1817 вв. до н.э. Крупные этнические перемещения в Иране, индоарийское вторжение.     1514/13 вв. до н.э. Растение иранцев в Иране.     10—8/7 вв. до н.э. — Объеди- нение авестийских ариев.     7 в. до н.э.— Мидийское и Бактрийское царства. Рождение зороастризма.     550—540 гг. до н.э. — Персидс- кое завоевание. 330—329 гг. до н.э. — Македонское завоевание.   330 г. — ок. 150 г. до н.э. — Македонское господство. Селеквиды. 247 г. до н.э.—224 г. н.э.— Парфянское царство.   ок. 30—370 г. н.э. — Кушанское царство.   26—18 вв. до н.э.— Индская цивилизация.   17 в. до н.э. Миграции индоариев в долину Инда. Упадок Индской цивилизации.   1413 вв. до н.э. Расселение ведийских индоариев в Пенджабе.   9—7 вв. до н.э.— Поздневе- дийский период.Освоение до- лины Ганга. Формирование ма- хаджанапад.   6—5 вв. до н.э.— Появление буддизма. 5—4 вв. до н.э.— Возвышение Магадан.   3 в. до н.э. — Общеиндийское государство Ашоки.   2 в. до н.э. — 1 в. н.э. — Индо- греческие, индо-сакские, индо- парфянские государства. 4—6 вв. до н.э. — Держава Гуптов.   Нач. 2 тыс. до н.э. — Эпоха Ся.   17 в. —1027 г. до н.э. — Эпоха Шан-Инь.     1027—770 гг. до н.э. — Эпоха Западного Чжоу.     770—256 гг. до н.э. — Эпоха Восточного Чжоу. 722—403 гг. до н.э. — Эпоха Чуньцю. 6—5 вв. до н.э. — Конфуций.   403—221 гг. до н.э.— Эпоха Чжаньго. 4—3 вв. до н.э. первые сведения о государствах вьетов. 221—207 гг. до н.э.— Эпоха Цинь.   202 г. до н.э. — 8 г. н.э. — Эпоха Старшей Хань.   25—220 гг. н.э. — Эпоха Младшей Хань.

Амон(др.-егип. «сокрытый») — древнеегипетский бог, чтившийся в г. Фивы. Изображался как человек в высоком венце из двух перьев, иногда с головой барана; священные животные — баран, гусь, змей. С XVIII династии верховный бог (в отождествлении с Ра —Амон-Pa), покровитель царской власти и завоевательных войн. Вместе с Амоном так называемую фиванскую триаду образуют его жена богиня Мут (др.-егип. «мать») и сын — бог луны Хонсу (др.-егип. «странствующий»).

Анубис— древнеегипетский бог, в III тысячелетии до н.э., до распространения культа Осириса, — божество загробного мира. В дальнейшем —божество круга Осириса как владыки мертвых, покровитель заупокойного ритуала. Священное животное — черный шакал, с головой которого он изображался. Центр культа — г. Кинополь.

Апис— чтившийся в древнем Египте священный бык черно-белой окраски, который считался земным вместилищем бога плодородия Осириса-Хапи, содержался и погребался после смерти в его храме в г. Мемфис.

Атон(др.-егип. «солнечный диск») — древнеегипетский бог, чтившийся в образе видимого на небосклоне солнца. Известен со Среднего царства; при Аменхотепе ГУ (Эхнатоне) — центральная фигура проводимой им

религиозной реформы (единственный бог, верховный правитель мира, имеющий титулатуру фараона, и отец

Эхнатона).

Атум(др.-егип. «завершенный, полный» либо «несуществующий») — древнеегипетский бог-демиург, чтившийся в г. Гелиополе. После отождествления в начале V династии с богом Ра приобрел аспект солнечного божества.

Ба— в древнеегипетских представления «мощь», физическая жизненная энергия человека.

Бастет— древнеегипетская богиня любви и веселья, чтившаяся в г. Бубастисе.

Священное животное — кошка, с головой которой она могла изображаться.

Исида— древнеегипетская богиня, исходно связанная с царской властью и олицетворявшая престол; позднее включается в культ Осириса в качестве его верной жены и самоотверженной матери Хора. В эллинистическое время культ Исиды из Египта распространяется по всему античному миру.

Ка— в древнеегипетских представлениях объективно существующий зримый образ человека и в принципе любого существа и предмета, возникающий вместе с ним, сопровождающий его всю жизнь и сохраняющийся после его смерти (разрушения) в памяти людей и изображениях. «Сохранение ка» умершего с помощью

создания его точных изображений — один из главных способов магического поддержания его посмертного

существования.

Маат(др.-егип. «истина»)— фундаментальное понятие египетского мировоззрения, которое означает космологический/ социальный порядок, поддерживаемый верховным богом и фараоном в противовес тенденциям хаоса («исефет»); кроме того — олицетворяющая это понятие общеегипетская богиня (изображается с пером на голове).

Мин— древнеегипетский бог плодородия, с чем связан его итифаллический облик; кроме того — покровитель путей, связывавших Египет с побережьем Красного моря. Чтился в находившемся у начала этих путей г. Коптос.

Монту— древнеегипетский бог-воитель, покровитель военных успехов фараона. Изображался с головой

сокола и чтился в г. Гермонт и г. Фивы, где впоследствии был вытеснен с ведущего места в культе Амоном.

Неит— древнеегипетская богиня, чтившаяся как создательница мира, покровительница охоты и войны в г.

Санс.

Нехбет— богиня древнейшей столицы Верхнего Египта г. Нехен (Иераконполь),


изображавшаяся в облике коршуна. С I династии вместе с богиней Уаджит считается покровительницей царя единого Египта; в Новое царство чтится как божество, помогающее при родах.

Огдоада(греч. «восьмерка [богов]»; егип. «хемену») — древнеегипетская космогоническая система,

сложившаяся в I тысячелетии до н.э. в г. Гермополе. Включала четыре пары мужских и женских божеств,

олицетворявших первичный океан (Нун и Наунет), пространство (Хух и Хаухет), тьму (Кук и Каукет),

«невидимое», т.е. воздух (Амон и Амаунет). Мужские божества изображались в образе или с головами лягушек, женские — змей. Возникновение этих божеств было тождественно возникновению из хаоса дифференцированного на стихии мира.

Осирис— древнеегипетский бог, с воскресением которого после смерти (убийства злым братом Сетом) был связан его аспект владыки загробного мира, проявившийся в его иконографии как помещенной на престол мумии. Отождествление с Осирисом и/или оправдание им на загробном суде — способ для усопшего достичь загробного блаженства. Центр культа с конца III тысячелетия до н.э. — г. Абидос.

Птах— древнеегипетский бог, сотворивший всех остальных богов и мир своим магическим словом (называя имена всего сущего). Чтился в г. Мемфис в образе человека, все тело которого скрыто под особой одеждой.

Ра(др.-егип. «Солнце») — древнеегипетский бог солнца; верховное божество — создатель и высший

властитель мира. С IV—V династии — государственное божество, отец каждого вновь рождающегося фараона. Центр культа — г. Гелиополь. Отождествлялся с местными божествами, возвысившимися до общеегипетского почитания (Ра-Атум, Амон-Pa, Себек-Ра).

Сарапис— эллинистическое божество, сложившееся в конце IV—III в. до н.э. на основе синтеза культов египетского бога Осириса-Хапи (см. Апис)и греческих Зевса, Диониса и Плутона. При участии Манефона Севеннитского стало покровителем династии Птолемеев; кроме того — божество солнца, плодородия и загробного мира.

Себек— древнеегипетский бог в облике крокодила, считавшийся владыкой вод, источником плодородия,

защитником верховного божества. Центр его особого почитания — Фаюмский оазис; в то же время его культ был распространен по всему Египту.

Сет— древнеегипетский бог; первоначально — бог-воитель, защищавший Ра, а также бог грозы, бури,

пустыни. С гиксосского времени — бог неегипетских, прежде всего азиатских, земель. Включение в культ

Осириса в качестве убившего его злого брата привело к представлению о Сете как об олицетворении зла.

Сохмет(др.-егип. «мощная») — древнеегипетская богиня войны, чумы, солнечного жара, изображавшаяся с головой львицы. Чтилась в г. Мемфис как жена главного местного бога Птаха и мать бога Нефертума.

Таурт— древнеегипетская богиня — покровительница родов, женской плодовитости и семьи. Чтилась в образе гиппопотама в г. Фивы, не будучи связана с кругом Амона.

Тот(греч.; егип. Джехути) — древнеегипетский бог мудрости и луны; визирь верховного бога Ра; создатель письменности и календаря. Изображался как человек с головой ибиса, часто с папирусом и писменным

прибором; священные животные — ибис и павиан. Центр культа — г. Гермополь. В I тысячелетии до н.э. отож-

дествлен с греческим богом Гермесом.

Уаджит(др.-егип. «Зеленая») — богиня древнейшего культового центра Нижнего Египта г. Пе-Деп (греч. Буто). Олицетворяя мощь фараона, чтилась в виде кобры-урея, украшавшего с эпохи Древнего царства его венцы.

Хапи— древнеегипетский бог, олицетворяющий разлив Нила. Изображался тучным человеком, держащим в руках сосуды с льющейся из них водой.

Хатхор(др.-егип. «вместилище Хора») — древнеегипетская богиня чувственной любви, музыки и танца,

опьянения; одновременно грозная богиня, истреблявшая по воле Ра людей (ср. с аналогичной двойственностью в образе месопотамской Иштар); мать Хора Старшего. Изображалась в образе коровы, позднее — женщины с коровьими рогами; центр культа — г. Дендера.

Хнум— древнеегипетский бог-творец, создавший на гончарном круге человечество и лепивший людей и их и при их рождении. Центр культа — остров Элефантина и г. Эсне на юге Египта. Изображался в образе барана либо человека с головой барана.

Хор— древнеегипетское божество: 1) так называемый Хор Старший — сын и


защитник Ра, чтимый в образе сокола либо крылатого солнечного диска (в ипостаси, чтимой в г. Бехдете; другой центр культа — г. Эдфу); 2) сын Исиды, зачатый ею от мертвого Осириса, принявший его власть над миром и отомстивший Сету за убийство отца.

Эниеада(греч. «девятка [богов]») — древнеегипетская космогоническая и теологическая система, созданная в центре культа бога Ра. Гелиополе и включавшая его и несколько поколений произошедших от него богов. В ее рамках из первоначального хаоса «воссуществовал» бог Ра, оплодотворивший сам себя и создавший бога воз-

духа Шу и богиню влаги Тефнут; от них происходят бог Земли Геб и богиня неба Нут; от них — боги Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Цель этой системы — включить распространившийся в конце III тысячелетия до н.э. культ Осириса в более древний культ бога солнца Ра и объяснить происхождение не только мира, но и египетского государства (поколения богов последовательно сменяют друг друга на египетском престоле).

Ях— древнеегипетский бог луны (полумесяца), чтившийся в г. Гермополь наряду с Тотом. Священное животное — павиан.