Источники и историография Хеттского царства.

Лидийская печать (вверху слева); часть лидийской погребальной лодки из глины

Природные условия и население.

МАЛАЯ АЗИЯ: СТРАНА И НАСЕЛЕНИЕ. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ. ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД ЕЕ ИСТОРИИ

Глава 15. МАЛАЯ АЗИЯ И ЗАКАВКАЗЬЕ .

АНАТОЛИЯ И АРМЯНСКОЕ НАГОРЬЕ В ДРЕВНОСТИ


 

 

Малая Азия — это полуостров, омываемый несколькими морями (Черным, Мраморным, Эгейским, Средиземным) и отделенный от Европы узкими проливами — Босфором и Дарданеллами. Восточная часть полуострова представляет собой степное плоскогорье, окаймленное горами, среди которых выделяются Северо- Понтийские горы, Тавр и Антитавр. Реки здесь, за исключением Га-лиса (совр. Кызыл-Ирмак), невелики. За- падная часть Малой Азии характеризуется изрезанным побережьем, изобилующим удобными бухтами. Горы чередуются с долинами сравнительно крупных рек (Герм, Пактол, Меандр, Каистр и др.). Эти реки славились как золотоносные.

Природные богатства Малой Азии составляли леса и полезные ископаемые. Особенно славились киликийская сосна и кедр. В горах с очень раннего времени Добывали золото, серебро, свинец, цинк и медь. Встречались метеоритное железо и залежи железной руды. Горы давали также обилие строительного камня, встречались обсидиан (вулканическое стекло), мрамор, слюда, горный хрусталь, оникс. Во многих озерах добывали соль. Промежуточное положение Малой Азии между Европейским и Азиатским материками определило ее важную роль в развитии торговли, древних культурных связей и в этнических перемещениях.

К числу древних обитателей Малой Азии относятся жившие на востоке племена хати (хаттов,

«протохеттов»). Анализ их языка указывает на его родство с абхазо-адыгскими языками Кавказа. К этой языковой группе принадлежали, по-видимому, и племена касков, активизировавшихся в XVI— XIII вв. до н. э. на северо-востоке полуострова. На юго-востоке Малой Азии в конце III —начале II тысячелетия до н. э. жило хурритское население. В III тысячелетии до н. э. в Малой Азии широко расселяются пришельцы, говорившие на языках анатолийской ветви индоевропейской языковой семьи. Некогда все они составляли этническое единство в Балкано-Дунайском регионе, но в ходе так называемых «курганных» миграций северопричерноморских ко- чевников (конец V — середина III тысячелетия до н. э.) их судьбы разделились. Одна их часть (лувийцы) в середине Ш тысячелетия вторглась в Малую Азию с запада, а другая («хетто»-палайцы) оказалась отнесена далеко на восток, к Кавказскому хребту, затем перевалила его и через Армянское нагорье вышла в Малую Азию в последние века III тысячелетия до н. э. Возможно, что появление «хетто»-палайцев на Ближнем Востоке было связано с нашествием северных варваров «умманманда» на Закавказье и Месопотамию, имевшим место в ХХШ в. до н. э. Впоследствии в рамках «хетто»-па-лайской общности обособились собственно


 

(вверху справа); надгробная стела с лидийско-арамейской надписью

 

палайцы на Верхнем Галисе и «хетты» (или «клинописные хетты») на Среднем и Нижнем Галисе.

Самоназвание последних неизвестно до сих пор. «Хеттами» (собственно, «людьми страны Хатти») они стали называть себя только по занятой ими стране аборигенов-хатти и не ранее XVII в. до н. э. До того они именовались «неситами» и тоже по занятому ими городу Канишу-Несе (Кнесе). Тем временем в Западную Малую Азию ок. 1800 г. до н. э. вторглись иллиро-фракийские племена, основавшие в центральной части региона систему царств Арцавы, но вскоре смешавшиеся с покоренными ими лувийцами. Собственно лувийская государственность была оттеснена в горы к северу и югу от царств Арцавы. В конце XIV—XIII в. до н. э. происходит частичная карийско-ахейская колонизация юго-запада Малой Азии, а в XIII—X вв. в Анатолию несколькими волнами вторгаются фрако-фригийские племена с Балкан, коренным образом изменившие течение истории региона. Наконец, в конце VIII — середине VII в. до н. э. Малая Азия подвергается нападению

ираноязычных кочевников-киммерийцев и скифов из-за Кавказа. Таким образом, благодаря своему месту в системе основных миграционных путей Анатолия сделалась настоящим «заповедником» различных этносов древности, попадавших сюда из всей циркумпонтийской зоны.

 

Хеттская держава, погибшая еще во II тысячелетии до н. э., практически не нашла отражение в античных источниках (исключая греческие предания о малоазиатских амазонках микенского времени, судя по всему, подменяющих реальных хеттов). В Библии имеются лишь упоминания о «хеттеях» в Сирии — Палестине. Египетские же источники говорили о великом царстве «Хета», расположенном к северу от сирийских рубежей Египта в эпоху Нового царства. Наконец, в 1906 г. Г. Винклер, приступивший к раскопкам Богазкёя, открыл здесь хеттскую столицу Хаттусу. Уже в первый сезон была сделана сенсационная находка — клинописный вариант хетто-египетского мирного договора. Архив Богазкёя состоял из десятка тысяч табличек на нескольких языках Ближнего Востока. Клинопись давно уже научились читать, но сам язык большей части текстов оставался непонятным, пока в 1915 г. чех Б. Грозный не определил его индоевропейский характер. Это открытие имело огромное значение как для востоковедения, так и для индоевропеистики, поскольку хеттский язык оказался самым древним письменным языком индоевропейской группы, известным науке.

Первый, наиболее бурный период развития хеттологии (до середины XX в.) был связан с трудами Э. Вайднера, Э. Форрера, а позднее и А. Гетце, давшего в итоге общий очерк истории древней Анатолии. Как обычно, в работах западных исследователей особое внимание уделялось военной и династийной истории.

Общественный строй хеттов описывали как феодальный, основываясь на сходстве ряда социальных институтов

(условные держания, повинностное землевладение и т. п.). Эта линия исследований была активно продолжена в


послевоенный период (X. Оттен, О. Герни, С. Хайн-хольд-Крамер). Другое направление послевоенной

историографии связано с углубленным изучением «иероглифических хеттских» («позднехеттских») надписей

Юго-Восточной Малой Азии и Сирии


(исход II — начало I тысячелетия до н. э.). Их язык оказался лувийским, а содержание позволяет рассматривать историю местных княжеств как заключительный этап истории хеттов. Для последних десятилетий характерен быстрый рост археологических исследований (особенно надо отметить находки клинописного архива в Масате и памятников истории хеттского удельного царства Тархундасса на юге Малой Азии), внимание к роли хурритов в хеттской истории и подъем турецкой хеттологии. Отечественные хеттологи (Г.Г. Гиоргадзе, В.Г. Ардзинба, Г.И. Довгяло) занимаются преимущественно проблемами социально- экономического и политического строя хеттов.