Танец и музыка. Роспись в гробнице Нахт. Новое царство
Луксорский храм. Обелиск и колоссы Рамсеса II
|
термином «ка») и его души («ба»). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, т. е. посмертное существование. А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранения его от физического уничтожения. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захороне-
|
По представлениям древних египтян, посмертное блаженство можно получить не за добрые дела и праведную жизнь на земле, а благодаря соблюдению некоторых обря-
Мумификация состояла в том, что из трупа умершего удаляли внутренности, труп пропитывали специальными составами,
затем заворачивали в особые ткани, пеленали, что обеспечивало длительное сохранение тела.
дов заупокойного культа (постройка гробницы, приготовление мумии, проведение специальных церемоний). Во времена Нового царства была сделана попытка развить этический элемент в заупокойном культе и стала разрабатываться идея о загробном воздаянии за земные поступки. В одной из глав знаменитой «Книги мертвых», где содержатся наиболее полные сведения о заупокойном культе, подробно излагается процедура загробного суда в виде взвешивания сердца умершего на весах перед Осирисом. Покойный отчитывается о своей земной жизни, говорит, что он не совершал преступлений и дурных дел. Бог Тот и богиня правосудия Маат проверяют правильность слов умершего, взвешивают его сердце. Если умерший вел неправедную жизнь, то его бросают в пасть чудовища, которое его пожирает. Если же он вел жизнь праведную, то он попадает на
благодатные поля Иалу, где проводит вечную беспечальную жизнь.
Однако этический момент в египетской религии был выражен еще в зачаточной степени и не получил развития. Дорогосто-
ящим и сложным был ритуал захоронения знатных лиц и вельмож, строивших себе внушительные гробницы. Особой пышностью отличался заупокойный культ умершего фараона. Знаменитые пирамиды фа- раонов IV династии или грандиозные скальные дворцы фараонов XIX—XX династий, наполненные несметными сокровищами и ценнейшими произведениями искусства,— красноречивые свидетельства мощи деспотической власти и огромного значения заупокойного культа в системе египетской религии. Вместе с тем огромные средства, направляемые на строительство гробниц, заупокойных храмов, создание рельефных изображений и настенных росписей, многочисленных статуй, предметов погребального культа, их огромное идеологическое значение в жизни египтян способствовали развитию зодчества, архитектуры, скульптуры, направляли его развитие по вполне определенным путям художественного творчества.
Господство религиозного мировоззрения не могло подавить проявления элементов скептицизма и прямого неверия в богословские догмы. До нашего времени дошли произведения, в которых выражается сомнение в истинности жреческих поучений («Беседа разочарованного со свой душой»), в бесполезности заупокойного
культа и рекомендуется пользоваться всеми радостями земной жизни («Песнь арфиста»). Однако это были
лишь единичные, робкие попытки свободной мысли. В целом религиозное мировоззрение пронизывало все стороны жизни древних египтян.