Статуэтка богини из гробницы Тутанхамона

Нефертити, супруга Эхнатона. XVIII династия

Поклонение Солнцу Эхнатона и его семьи. Рельеф из храма в Ахетатоне

Религиозно-политическая реформа Эхнатона

Ограбление завоеванных стран, различные подати, собираемые с населения, обогащали господствующий класс, среди которого видное место занимало многочисленное и хорошо организованное жречество. Египтяне поклонялись многим (в источниках говорится о тысяче богов) богам, и наиболее почитаемым из них строились пышные храмы, при которых создавались богатые храмовые хозяйства, насчитывавшие пахотные земли, тысячи голов скота, толпы невольников, ценности. Культовые обязанности отправлял обширный штат жрецов. Храмовые хозяйства входили в состав государственных владений, и налоги с них регулярно поступали в царскую казну, тем не менее они пользовались значительной автономией, а львиная доля их доходов обогащала жречество.

Особым влиянием при XVIII династии пользовался культ фиванского бога Амона, покровителя царствующего фараона, главного божества египетского государства. Под знаменами Амона фиванские фараоны изгнали гиксосов, провели успешные завоевания многих стран, создали огромную империю. Не случайно солидная часть захваченных богатств направлялась благодарными завоевателями в храм Амона в Фивах. Десятки тысяч рабов, сотни тысяч голов скота, тысячи гектаров земли, несметные сокровища и драгоценности были переправлены этому храму. В Карнаке и Луксоре было начато строительство грандиозных


 

 

 

 
храмов в честь Амона, поражающих воображение своими размерами и роскошью отделки.

Богатства и религиозный авторитет Амона-Ра (Амон стал отождествляться с богом Ра) вели к росту политического влияния жречества на царский двор. В частности, фиванское жречество получило возможность

влиять на передачу власти по наследству от одного фараона к другому через так называемый оракул Амона, т.

е. «указание» Амона (фактически высшего жречества) на кандидатуру будущего наследника. Усиление политического влияния фиванского жречества вызывало недовольство других слоев господствующего класса и прежде всего служилой знати. К тому же возвышение фиванского жречества противоречило политике централизации власти, которая отразилась в структуре государственного аппарата. Это не могло не

вызвать напряженности в отношениях между служилой и военной знатью, возглавляемыми фараоном,

высшим жречеством Амона и поддерживающей его родовитой номовой аристократией. Эта напряженность


вылилась в острый конфликт при фараоне Аменхотепе IV, который предпринял попытку провести радикальную

религиозно-политическую реформу, целями которой были, с одной сторон, изменения в египетской религии, с другой — уничтожение политического влияния высшего жречества, и прежде всего фиванского.

Аменхотеп IV (1365—1348 гг. до н. э.) с самого начала своего правления стал выдвигать на первое место в

египетском пантеоне бога солнечного диска — Атона, ранее второстепенное божество, противопоставляя его могущественному царю богов Амону-Ра, что, естественно, встретило ожесточенное сопротивление фиванского жречества.


 

 

 
В борьбе с оппозицией фараон на шестом году правления своим указом провозглашает верховным и единственным богом всего Египта Атона, в то время как все другие традиционные боги, в том числе и великий Амон-Ра, теряют свою силу и если не отменяются совсем, то превращаются во второстепенных прислужников верховного бога Атона. Сам фараон, объявленный единственным сыном Атона, меняет свое тронное имя Аменхотеп («Амон доволен») на имя Эхнатон («угодный Атону»). По его приказу меняют имена члены его семьи и придворные. Фараон покидает ненавистные ему Фивы, резиденцию своих предков, местопребывание Амона-Ра, и поселяется в новой столице Ахетатоне (т. е. «Горизонт Атона»), где господствует новое божество Египта и всего мира — великий Атон.

Здесь, в Ахетатоне (Телль-эль-Амарна), был построен новый город с роскошным дворцом фараона,

государственными учреждениями, ремесленными мастерскими, домами вельмож, великолепным храмом Атона.

Бог Атон понимался как единое божество всего мира, создатель Египта и других стран, он изображался не в каком-либо человеческом или животном образе, его символом был солнечный диск с исходящими на землю лучами-руками, дарующими людям свет, тепло и благополучие. Как единое божество он не имеет ни

божественной супруги, ни божественного потомства. Культ Атона олицетворял могущество животворящего

солнца, великой силы природы, и как таковой он был лишен традиционных теологических и мифологи-