XIX Всесоюзная партийная конференция.

Критика номенклатурной системы управления.

Взрыв атомного реактора на Чернобыльской АЭС в конце апреля 1986 г. вызвал растерянность, интернационализировал меры по преодолению этой катастрофы, вынудил власть расширить объем информации и ослабить цензурные барьеры.

События в Чернобыле стали мощным стимулом для экологических движений по всей стране. Эти движения принимали явно выраженную политическую окраску. На Украине и в Белоруссии, особенно пострадавших от катастрофы, появились общественные движения, обвинявшие центральные власти в «геноциде» по отношению к жителям этих республик. Эти настроения встречали поддержку среди большей части коренного населения и вылились в кровавые национальные разборки.

В августе 1986 г. состоялась поездка Горбачева на Дальний Восток, где он также столкнулся с недовольством населения. Именно там Горбачев публично обвинил «среднее звено» управленческой системы страны в саботаже, коррумпированности и склонности к махинациям. В 1986 г., встречаясь с представителями прессы, Горбачев заявил: «... многие из наших консервативных проявлений, ошибок и просчетов, вызывающих застой мысли и действия и в партии, и в государстве, связаны с отсутствием оппозиции, альтернативы мнений, оценок. И здесь, на нынешнем этапе развития общества, такой своеобразной оппозицией могла бы стать наша пресса».

Стремясь расширить социальную базу перестройки, найти новые кадры управленцев, не входивших прежде в элиту брежневской поры, Горбачев выступил за радикальное изменение кадровой политики. На январском (1987) Пленуме ЦК «О перестройке и кадровой политике» было впервые заявленоо возможности проведениявыборов в Советы на альтернативной основе.

Летом 1987 г. впервые за много десятилетий состоялись выборы в местные Советы народных депутатов, на которых было разрешено выдвинуть по нескольку кандидатов на одно место. Итоги этого эксперимента оказались следующими: избиратели в 9 раз чаще, чем на предыдущих выборах, голосовали «против» депутатов в областные и краевые Советы; власти столкнулись с массовой неявкой избирателей на избирательные участки, в том числе «без объяснения причин». Впервые не состоялись выборы в 9 округах. Это еще не было политической «грозой», но уже все ощущали ее приближение.

Мощное политическое начало 1987 г., выраженное решениями январского Пленума ЦК КПСС, провозгласившего курс на демократизацию жизни в стране, не было подкреплено соответствующими изменениями в экономике. Горбачев по-прежнему видел главную проблему в том, что никто не работает по-новому — ни министерства, ни предприятия, ни партаппарат.

В 1988 г. состоялась XIX Всесоюзная партийная конференция. Впервые с начала 20-х гг. делегаты на нее избирались от первичных организаций КПСС. В работе конференции складывались партийные платформы. На практике это означало отказ от принципа «демократического централизма». Многомиллионная КПСС стремительно разваливалась на политические партии и движения, не укладывавшиеся в единую программу.

Со 2-й пол. 80-х гг. в политике с неожиданной силой обозначился национальный фактор. В декабре 1986 г. вспыхнули беспорядки в столице Казахстана - Алма-Ате, поводом для которых стала вынужденная отставка Первого секретаря ЦК Казахстана Кунаева. Летом 1987 г. с новой силой начались акции протеста крымских татар, настаивавших на возвращении на свою историческую родину — в Крым, требовавших восстановления здесь крымско-татарской автономии. Подобное требование выдвинули немцы Поволжья. Крупнейший этнический конфликт, без сомнения повлиявший на судьбу СССР, развернулся в Закавказье. Причиной его стал спор о статусе Нагорного Карабаха — армянского анклава, обладавшего статусом автономной области на территории Азербайджана. Волнения в Карабахе и Армении с требованием воссоединения начались уже в 1987 г., приобретая особый размах к февралю 1988 г.

Власть столкнулась с многообразием проявления национальных конфликтов. Это были протесты государств Прибалтики, включенных в состав СССР во время Второй мировой войны. Отчасти это положение было характерно и для Молдавии.

Другой характер имели противоречия в Закавказье, где накопился исторический потенциал противоречии как между государствами, так и межнациональных противоречий внутри этих государств (грузины — абхазы, грузины — осетины). Здесь Центр выступал как гарант сохранения прежних автономий, что вызывало протест у националистов. В Средней Азии существовали и опасность проникновения исламского фундаментализма, что грозило гибелью местным властным элитам, и неуверенность в способности СССР защитить эти местные элиты перед лицом усиливавшихся выступлений национальной интеллигенции.

В ходе работы XIX Всесоюзной партийной конференции острой критике был подвергнут аппарат ЦК КПСС и весь управленческий аппарат. Это положение стало отправным пунктом для начала их реорганизации. Конференция дала старт политической реформе, открыла дорогу к альтернативным выборам как способу формирования представительной власти. Это был реальный шаг по пути реформирования советского социалистического строя. Другое дело, что вскоре обнаружилась его неспособность к реформированию. Были приняты два важных закона о высших органах государственной власти и управления - «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР», предусматривавший создание Съезда народных депутатов СССР, и «О выборах народных депутатов СССР».

Т.о., результатом работы XIX Всесоюзной партийной конференции было принятие решения о преобразовании всей государственной системы, о развертывании гласности, борьбы с бюрократизмом, оперестройке. Впервые сформулированы понятия «правовое го­сударство» и «гражданское общество» применительно к СССР. При этом подчеркивалась необходимость приоритет закона в деле формирования баланса че­ловеческих, социальных и политических в самоуправ­ляющемся обществе.

Получив санкцию конференции на политические преобразования, Горбачев и его команда сразу провели очищение ЦК от старой «партийной гвардии» (более 100 человек). Сам Горбачев был избран Председателем Президиума Верхов­ного Совета СССР. Обновленное руководство приступило к фор­мированию новой представительной двухуровневой советской си­стемы. Высшим органом власти становился Съезд Советов из 2250 народных депутатов, избираемых на 5 лет на основе альтер­нативных выборов. Большая часть депутатов — 1500 — выбира­лась от населения по округам, а 750 от общественных организа­ций: КПСС, профсоюзы и т.д. Съезд путем тайного голосования избирал постоянно действующий парламент с законодательны­ми, распорядительными и контрольными функциями — Вер­ховный Совет в составе 544 депутатов и его Председателя. Соот­ветственно Верховный Совет избирал Президиум, Верховный суд и Генерального прокурора СССР.

I съезд народных депутатов избрал М.С. Горбачева на выс­ший государственный пост, однако одновременно обнаружилось наличие оппозиции из числа интеллигенции. Лидерами оппозиции стали выдающийся ученый-диссидент академик Сахаров и Ельцин. Одновременно в рамках пока еще правящей КПСС возникла т.н. Демократическая плат­форма КПСС. Сущность оппозиции в области гос.управления заключалась в том, чтобы сделать Советы единственным полновластным го­сударственным институтом. КПСС должна была отказаться от монополии на власть, стать парламентской партией и участво­вать в борьбе за власть наравне с другими. При этом СССР как «советская империя» должен распасть­ся на возможно большее число территорий.

Коммунистическая элита раскололась на ряд субэлит. Консервативное крыло (Полозков, Андреева) выступало за ограничение мас­штабов перестройки и сохранение политических основ социалис­тической государственности. Демо­кратическое крыло КПСС (Яковлев, Афанась­ев, Попов), вдохновляемое либерально-демократическими антисоветскими движениями и организациями, требовала дове­дения перестройки до полного крушения социализма и роспуска «советской империи». М.С. Горбачев и его окружение пытались проводить центристскую политику, допуская бесконечные колебания и зигзаги и в конечном счете не смогли сформировать прин­ципиального курса и потеряли политическую инициативу.

Горбачев выдвигал идеи, которые явно тяготели к концепциям западной социал-демократии, но не устраивали ни радикальных коммунистов, ни радикальных либералов. На демонстрации 7 ноября 1987 г. впервые в истории государства были организова­ны контрманифестации оппозиции. Однако Горбачев все еще рас­считывал справиться с управлением в стране, для чего взял у западных государств почти 50 млрд. долларов тайных займов. И действитель­но, эти заемные деньги позволили снять остроту дефицита и временно укрепить позиции генсека. Но эти же займы объективно позволили выиграть время и демократическим силам для овладения обществен­ным мнением и создания революционной ситуации в стране. В качестве награды и поощрения за ликви­дацию советского оборонительного блока в Европе Горбачев получает в 1990 гг. Нобелевскую Премию мира. Популярность Горбачева на западе не знала границ, но в СССР она стал стре­мительно падать.