Первые признаки кризиса системы управления.

Управленческая элита.

Лекция 23. Кризис Советской системы управления (80-е гг. ХХ века).

 

1. Управленческая элита.

2. Первые признаки кризиса системы управления.

3. Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления.

4. «Перестройка» и «ускорение».

5. Критика номенклатурной системы управления.

6. XIX Всесоюзная партийная конференция.

 

По-прежнему важнейшим инструментом управления оставался номенклатурный принцип назначения на должности. Высшие посты в органах власти и управления могли занимать только люди, утвержденные на должности решениями Секретариата или Политбюро ЦК и включенные в номенклатуру ЦК. Если кандидатура на должность не была согласована соответствующим ведомством — Советом Министров, министерством, КГБ (последнее было совершенно обязательно), то невозможно было и назначение в ЦК на любую действительно важную должность в гос. или партийном аппарате. Т.о., складывалась взаимозависимость представителей властной элиты. Там, где обрывались цепочки взаимных обязательств, заканчивалась карьера чиновника.

Властной элитой были представители высшего звена политического руководства — на местах и в центре — члены, кандидаты в члены Политбюро, секретари ЦК КПСС, ЦК Компартий союзных республик, министры, заместители министров и члены коллегии министерств и союзных ведомств, высшие представители советского аппарата, армии, КГБ, юстиции, промышленности, науки, пропаганды и культуры, входившие в число членов и кандидатов в члены ЦК КПСС и Центральной ревизионной комиссии КПСС.

К этому необходимо добавить руководителей, которые обладали реальной властью на местах: секретари республиканских ЦК, крайкомов и обкомов КПСС, заведующие отделами обкомов, крайкомов, ЦК Компартий союзных и автономных республик, директора крупнейших промышленных предприятий, командующие местными военными округами и крупными воинскими частями, начальники управлений КГБ. Правящий слой в СССР насчитывал около 3,5 тыс. человек. Между этими двумя слоями власти - местной и центральной — существовали тесные связи. К просьбам и предложениям первого секретаря обкома партии в Москве во всех звеньях управления — от аппарата ЦК до Совета Министров и отдельных министерств — внимательно прислушивались.

Властная элита имела высокий уровень образования. Практически 100% секретарей обкомов, крайкомов и ЦК Компартий союзных республик имели высшее образование; среди секретарей райкомов и горкомов - 99,2%. Большая часть партийных руководителей имела техническое образование. Кроме этого, высший состав руководителей проходил подготовку и переподготовку в Академии общественных наук при ЦК КПСС, Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР, Высшей партийной школе при ЦК КПСС, заочной высшей партийной школе, в республиканских и межобластных ВПШ.

Характерная черта властной элиты на этом этапе истории — ее замкнутость. Она формировалась только номенклатурными кадрами. Обычные способы пополнения элиты и осуществления важнейших демократических процедур - выборов — носили сугубо формальный характер. Фактически назначение по тому же номенклатурному принципу сохранялись и при выборах на должности депутатов Советов. Выборы были безальтернативными — один кандидат на одно место; участие в выборах было обязательным для граждан, т.к. служило проявлением политической лояльности. Поэтому феноменом советской политической системы служили результаты выборов - в них принимало участие 98—99% населения, которые практически единогласно голосовали за единственного кандидата в депутаты. Эта политическая конструкция выборов-назначений, сложившаяся в 30-е гг., становилась в 70-е гг. посмешищем из-за несомненного и очевидного несоответствия демократическим процедурам.

Реальная демократизация отсутствовала и внутри самой КПСС. К началу 1981 г. в ней состояло более 16 700 тыс. членов. Однако положение Устава КПСС, что «член партии имеет право: избирать и быть избранным», было урезано, ибо прямые выборы существовали только на уровне первичной организации. Следующие этапы выборов — в члены районного, областного (краевого), республиканского комитетов КПСС и на съезд КПСС — всегда проходили путем выбора делегатов (фактически предварительно утвержденных в вышестоящих партийных комитетах). Так, от выборов до выборов происходило номенклатурное «просеивание» делегатов. Задачи управления требовали, чтобы в аппарате власти были не только «политические пропагандисты», но и опытные специалисты-хозяйственники, руководители предприятий, органов образования, культуры. Так происходил отбор кандидатов для пополнения номенклатуры.

Принцип «демократического централизма», объявленный «руководящим принципом организационного строения, жизни и деятельности партии», устанавливал «подчинение большинства меньшинству», «безусловную обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих». Он отсекал абсолютное большинство членов КПСС от реальных управленческих функций, передавая их в руки партаппарата, преимущественно высших его звеньев. Поэтому расхожее утверждение, что КПСС управляла страной по меньшей мере не точно. Не миллионы членов партии, а несколько тысяч руководителей аппарата КПСС обладали управленческими возможностями и функциями. Высочайший уровень централизации, стремление управлять всем, свойственное советской организации власти, создавало известную управленческую проблему: поток информации, направлявшийся «снизу», не мог быть освоен и использован для принятия решений.

Замкнутость властной элиты, ее практическая несменяемость и неподконтрольность рождала общественное недовольство, провоцировала противоречия внутри госу.аппарата, в парторганизациях, в обществе. Эти процессы происходили на фоне усложнявшейся экономической и внешнеполитической обстановки. Отказ от экономических реформ был зафиксирован решениями декабрьского (1969) Пленума ЦК. КПСС. Там содержались привычные требования - об улучшении использования резервов производства и усилении режима экономии в народном хозяйстве. На место экономических рычагов управления вновь выходили командные методы, призывы к борьбе с нарушителями трудовой дисциплины, против бесхозяйственности, за усиление контроля за соблюдением дисциплины и пр.

Страна все более оказывалась в зависимости от экспорта нефти и газа. В период с 1970 по 1980 гг. добыча нефти в Западной Сибири выросла с 31 млн. тонн до 312 млн. тонн; добыча газа за этот срок - с 9,5 млрд. куб. метров до 156 млрд. куб. метров. Громадные нефте- и газопроводы гнали топливо на Запад, за валюту, на которую закупались продукты питания, высокотехнологичное оборудование.

Кризисные явления в сельском хозяйстве, опередившие общий экономический кризис в стране, вынудили политическое руководство закупать продовольствие за рубежом. Для этой цели расходовались запасы золота и валютные ресурсы. Зависимость страны от закупок продовольствия становилась все более очевидной и опасной. Наблюдался практически постоянный рост экспорта зерна в 1973 г. было закуплено 13% зерна от его производства в СССР, в 1975 г. — 9%, в 1981 г.- 41%.

Скрытно нарастало экономическое неравенство республик. Темпы капитальных вложений в экономику союзных республик в 2-4 раза превышали аналогичные показатели для России.

Нарастание экономических проблем совпало с осложнением внешнеполитического положения страны. С конца 1979 г. СССР ввязался в тяжелый, кровавый и дорогой афганский конфликт. С 1980 г. осложнились отношения с союзником СССР по Варшавскому договору - Польшей, где начались внутренние процессы, объективно носившие антикоммунистический характер. Кризисные явления тревожили и представителей высшего политического руководства.

 

3. Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления.

Начало 80-х гг. стало временем обострения кризиса и прихода к власти Ю.Андропова. Афганская война стала для россиян первой после ВОВ. Впервые за многие десятилетия в семьи стали приходить похоронки. В магазинах пропадали товары. При замене торговли распределением неизбежно возникали нарушения. «Теневая экономика» стала реальностью, к которой были причастны различные слои населения. Менее очевидными, но не менее опасными были кризисные тенденции в экономике. Промышленность производила вооружение. СССР пытался, в одиночку выдержать гонку вооружений против США и НАТО. Огромные ресурсы направлялись в ВПК. Нарастали другие диспропорции в развитии экономики. Росли объемы незавершенного строительства. Инвестиции в промышленность вязли в неэффективном хозяйственном механизме. Воротников, энергичный партийный чиновник, сделавший свою карьеру при Андропове и Горбачеве, писал в своих мемуарах, что «многих, в том числе и нас, членов ЦК, руководителей областей и министерств, поражало равнодушие и бездеятельность высших партийных и гос.структур, видевших и молчаливо взиравших, как страна теряет темпы развития».

Политическое руководство страны старело. Членам Политбюро в большинстве своем было за 70 лет. Феноменом начала 80-х гг. стали слухи и сплетни о высшем политическом руководстве, их родных и близких. Больше всего доставалось Брежневу. В 1982 г. Андропов оставил пост председателя КГБ СССР, сохранив фактический контроль за этой организацией, и стал «вторым секретарем» ЦК КПСС, официальным наследником Брежнева. После его смерти Андропов стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. На заседании Политбюро произошло распределение обязанностей в высшем руководстве. Андропов оставил за собой оборону, внутреннюю и внешнюю политику, организационную работу Политбюро и внешнюю торговлю. Огромные полномочия получил член Политбюро Черненко, почти 20 лет управлявший Общим отделом ЦК КПСС. Он вел заседания Секретариата ЦК, а в отсутствие Андропова—и заседания Политбюро, отвечал за КГБ, МВД, контролировал деятельность судов и прокуратуры, правоохранительных органов. Кроме того, он же руководил отделами идеологии, культуры, науки, партийных органов, писем.

Первым крупным изменением в системе управления явилось создание в аппарате ЦК КПСС Экономического отдела. Это свидетельствовало о признании экономических проблем, стоявших перед страной. Заведующим стал Рыжков. Новый Генеральный секретарь, в отличие от Брежнева, гораздо лучше понимал значение информации как инструмента управления. Именно с ним были связаны важные шаги по расширению доступа к информации, контролируемого, управляемого из ЦК и КГБ. С декабря 1982 г. публиковались еженедельные сообщения «В Политбюро ЦК КПСС». Руководитель партии попытался реанимировать позиции командно-административной системы. Наведение порядка предполагало укрепление всей вертикали управления, чтобы сохранить систему и укрепить командные методы управления экономикой.

При Андропове КГБ провел серию хозяйственных процессов. Самым шумным из них был процесс директоров московских магазинов, который закончился расстрелом нескольких человек. Этот процесс спровоцировал начало газетной кампании о коррупции в гос. и партийном аппарате. Все начиналось, казалось, под строжайшим контролем. Однако слово «мафия», появившись в прессе, стало одним из определений тогдашней политической системы. Независимо от желания инициаторов кампании, она стала средством дискредитации всей власти. Конечно, на такой результат вовсе не рассчитывали инициаторы этих расследований.

9 февраля 1984 г. Андропов умер. На следующий день на заседании Политбюро его преемником стал Черненко, который был уже старым и больным человеком. В Политбюро сложилось временное равновесие. Старики - Устинов, Тихонов, Громыко, Щербицкий, Кунаев, Гришин, а также стоявшая за ними часть партийного аппарата и в ЦК - стремились по возможности сохранить свои позиции. Горбачев и другая часть партаппарата еще не имела реальных сил вытеснить «брежневскую генерацию». Приход Черненко к власти означал отказ от андроповского курса по отношению к чиновничеству. После смерти Черненко в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК стал М.С.Горбачев.

4. «Перестройка» и «ускорение».

Общество давало новому Генеральному секретарю такой кредит доверия, которого, пожалуй, не было ни у кого из его предшественников. От Горбачева ждали продолжения курса Андропова. Он знал это и старался его продолжить. В апреле 1985г. на Пленуме ЦК КПСС Горбачев сформулировал концепцию хозяйственного механизма, включавшую форсирование научно-технического прогресса, реконструкцию отечественного машиностроения, применение инновационных технологий. Наряду с этим выдвигалась идея децентрализации управления экономикой, расширения прав предприятий, внедрения хозрасчета, повышения ответственности и заинтересованности самих работников. Была провозглашена установка на ускорение социально-экономического развития общества. На 12-ю пятилетку планировалось увеличить темпы роста национального дохода до 20-22%, промышленной продукции —до 21—24%, с/х — в 2 раза. Всерьез ставилась задача - догнать к 2000 г. США по уровню промышленного производства.

Андропов рассматривал использование административных мер как способ ускорения развития экономики. Эту тенденцию «подхватила» и команда Горбачева. При этом для гражданских секторов экономики методы управления, которые использовались в ВПК. За образец органа управления в правительстве была взята Государственная комиссия по ВПК, в которой были объединены все министерства и ведомства этого профиля. По образу и подобию Военно-промышленной комиссии появились специальные органы в структуре Совета Министров — Бюро Совета Министров по машиностроению, по топливно-энергетическому комплексу, химическому, социальному развитию и агропромышленному комплексу.

Ярким примером попыток применения военно-административных методов управления экономикой было введение системы государственной приемки продукции на промышленных предприятиях по образу военной приемки, действовавшей в оборонной промышленности. Эту систему, оправданную для военных как заказчиков, распространили на всю промышленность. Для этого потребовалось создать по всей стране огромную систему государственной приемки.

Первоначально как вполне традиционная воспринималась и другая тема — о борьбе с пьянством и алкоголизмом. В мае 1985 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, провозгласившее курс на введение «сухого закона». Последствия проявились позже. Площадь виноградников в 1985—1988 гг. сократилась на 30%. Был нанесен катастрофический удар по бюджету: Гос.казна недополучила огромные деньги. Удар по бюджету был столь значителен, что он так и не был преодолен до последних дней существования СССР. Эксперименты в борьбе с «водочными деньгами» способствовали формированию долговременных негативных экономических факторов - раскручиванию инфляции, нарастанию товарного дефицита.

Горбачев перенял у Андропова и практику расправы с неугодными чиновниками свидетельство борьбы с коррупцией. На этот раз репрессии из сферы внутренней торговли обрушились на внешнеэкономические ведомства. Были арестованы люди, входившие в ближайшее окружение Брежнева. Пожалуй, самым полным воплощением преемственности репрессивной политики двух Генеральных секретарей стала деятельность следственной группы, направленной в Узбекистан для расследования фактов коррупции. Были произведены аресты, затронувшие всю партийную элиту республики. Так разоблачение коррупции в советском обществе, встретившее поддержку широких слоев общества, превращалось в политический фактор.

В это время изменились общественные настроения в стране. Ожидание перемен создавало общий оптимистический фон. Молодой лидер вызывал доверие. Его готовность сражаться с коррупцией делала его очень популярным. В 1985—86 гг. произошли изменения в руководстве страны. Председателем Верховного Совета СССР стал Громыко, Председателем Совмина СССР — Рыжков, министром иностранных дел — Шеварднадзе. В партийном руководстве укрепились позиции Лигачева, Яковлева, Лукьянова, Б.Н. Ельцина — людей, понимавших необходимость реформ.

1986 г. сохранялась идея «ускорения социально-экономического развития страны». Однако эта кампания начинала затухать. Нарастали экономические проблемы. Бюджетный дефицит в СССР составлял в 1985 г. 17 млрд. руб., а в 1986 г. он вырос в 3 раза.

Осложнялись финансовые проблемы. Эксперименты с бюджетом, начатые с антиалкогольной кампании, привели к тому, что скрытым источником инвестиций в народное хозяйство становились повышение цен и рост эмиссии. 25% промышленных предприятий не выполняли планы, 13% были убыточны, зато на предприятиях накапливались т.н. «сверхнормативные ценности», материалы, сырье, оборудование «про запас», сумма этих запасов составляла около 80 млрд. рублей по ценам 1986г.

Осложнение экономического положения толкало правительство к внешним займам. Нефтяной наркотик экономики сменился на другой, несравненно более опасный — на зависимость от внешних долгов, которые начали стремительно расти. Платежи в погашение кредитов загоняли страну в долговую яму. Влияние этого фактора маскировалось сменой экономических приоритетов и лозунгов.

В 1988 г. лозунг «ускорения» был заменен на лозунг «сильной социальной политики». Инвестиционные проекты сокращались, их приоритеты были обозначены в потребительском секторе, централизованные капиталовложения сократились в 1,3 раза, в металлургии и топливно-энергетическом комплексе - в 1,4 раза.

В прессе началась критика исторического прошлого. Широко обсуждался важнейший тезис: правилен ли выбор, сделанный страной в 1917 г., и кто несет за это ответственность. Партийные идеологи не могли контролировать прошлое. Это лишало социалистический идеал утопической легкости, сильно мешало выдвинуть очередную идею «демократического социализма» или чего-то похожего. Именно в эти месяцы по всей стране стремительно возникали общественные объединения, ставившие своей задачей защиту исторических памятников, родного языка, экологические движения, дискуссионные клубы и др. Эти общественные объединения стали в будущем ядром новых политических движений и партий.