Реформы Хрущева.

В конце 1953 г. обострилась борьба за власть между Хрущевым и Маленковым, за которой скрывалось противостояние гос. и партийной частей аппарата управления.

В начале 1954 г. Первый секретарь ЦК Хрущев предложил свой вариант решения продовольственной проблемы. Если меры Маленкова по снижению налоговов стимулировали развитие частных подсобных хозяйств, то Хрущев предложил программу создания «агрогородов», работники которых должны были работать на государственных предприятиях — в совхозах. Другой его инициативой стало «освоениецелинных и залежных земель» в Казахстане, Западной Сибири, в Оренбургской, Курганской, Омской областях. Были вспаханы и засеяны 60 млн. га земли, прежде использовавшиеся по преимуществу в качестве пастбищ. Многие тысячи людей переехали «на целину». Строились поселки, дороги, зернохранилища. После первых успешных лет земледельцы столкнулись с быстрым истощением почвы, с пыльными бурями. Потребовались специальные с/х технологии для ведения зернового хозяйства в таких условиях. Впервые в жизни России сельское хозяйство, которое всегда было источником инвестиций, начало превращаться в дотационное.

На январском Пленуме (1955) Хрущев дискредитировал Маленкова, обвинив его в организации «ленинградского дела». Благодаря этому Хрущеву удалось снять Маленкова с должности Председателя Совмина и расчистить себе путь к власти. Т.о., позиции партаппарата в системе управления страной укрепились.

Борьба за власть толкнула Хрущева к его знаменитому выступлению на XX съезде. Заметим, что Хрущев выступал со своим «секретным докладом» перед делегатами съездауже после официального окончания съезда. Люди, писавшие Хрущеву проект его доклада сделали все, чтобы свалить всю вину за репрессии на Сталина и наркомы внутренних дел Ежова и Берию. Тщательно обходился вопрос об участии в репрессиях самого Хрущева. Он настоял на том, чтобы текст доклада прочитали во всех партийных организациях и во всех крупных предприятиях. Повсеместно стихийно начиналось обсуждение доклада. Люди пытались понять, почему стали возможны массовые репрессии, кто, кроме Сталина, ответствен за эти преступления и кто из тогдашних политиков должен отвечать за это. По всей стране прокатились митинги студентов — от Иркутска до Ленинграда. Начались беспорядки в Грузии, где доклад был воспринят как нападки на великого грузина Сталина, в Абхазии, Тбилиси, Польше и Венгрии.

Власть заметалась. От планов углубить критику «периода культа личности» и провести летом специальный Пленум, руководство перешло к плану В «О преодолении культа личности и его последствий», построенному по принципу: «с одной стороны» — великий революционер, «с другой стороны» — некоторые ошибки.

В этих условиях пошатнулись позиции и самого Хрущева. Он становился все более опасным для старых членов Президиума, которых он стремился выдавить из власти. Более молодых членов Президиума тревожила склонность Хрущева к авантюрам в управлении государством.

Противники Хрущева в Президиуме ЦК подготовили попытку его смещения с поста Первого секретаря. Однако Хрущеву удалось заручиться поддержкой армии и местного партаппарата. Он вместе с маршалом Жуковым смог убедить членов ЦК, что возвращение к власти Маленкова, Кагановича или Ворошилова — главных исполнителей репрессий — приведет к возобновлению террора и его жертвами могут стать военная элита и секретари обкомов.

Итогами неудавшегося заговора стало:

— повышение роли партийного аппарата, который на несколько десятилетий вперед подчинил себе государственный аппарат. Первый секретарь ЦК Хрущев стал в феврале 1958 г. Председателем Совмина СССР;

— отставка в октябре 1957 г. Жукова, обвиненного на Пленуме ЦК КПСС в «бонапартизме», игнорировании партийных органов. Отставка Жукова означала устранение армии из политической жизни страны и установление всевластия партийного аппарата;

— ослабление влияния таких ведомств, как Министерство внутренних дел, Министерство обороны, КГБ СССР; повысило роль отделов аппарата ЦК КПСС;

— установление в политической практике определенных гарантий для представителей высшего слоя партийно-государственной номенклатуры; отказ от применения в широких масштабах террора как способа управления.

Попытка сократить число министерств, предпринятая весной 1953 г., оказалась неудачной. Их количество продолжало увеличиваться. На всех уровнях власти обсуждалась проблема, как укрепить централизованное планирование промышленности и централизованный контроль над ней. В 1957 г. Хрущев внес предложения (высшей степени радикальные), которые меняли весь прежний порядок управления промышленностью. Он предлагал «перенести центр тяжести оперативного руководства промышленностью и строительством на места, ближе к предприятиям и стройкам». Для этого следует перейти управления через отраслевые министерства и ведомства к управлению по территориальному принципу. Он же предложил и форму такого управления - советы народного хозяйства (совнархозы). Его предложения были утверждены в форме Закона «О дальнейшем совершенствовании организации промышленности и строительства», узаконившего переход от вертикального управления — через министерства — к территориальному, через специально созданные совнархозы. При этом значительное число союзных ведомств упразднялось.

Совнархоз – это: 1) территория, объединенная единством управления экономикой. Границы этой территории в Российской Федерации совпадали с автономными республиками, краями и областями. В РСФСР было создано 70 совнархозов, на Украине - 11, в Казахстане - 9, Узбекистане — 4 и по одному во всех других. 2) коллегиальный орган управления, руководивший комплексным развитием промышленности, которому подчинялись промышленные и строительные предприятия, хозяйственные учреждения, расположенные на этой территории. В структуре данного учреждения, кроме руководящего органа были производственно-отраслевые управления по отдельным отраслям промышленности, и функциональные отделы — транспорта, финансовый и пр. Централизованное управление сохранялось только для наиболее наукоемких и важных отраслей ВПК. При этом по-прежнему осуществлялось централизованное планирование. Госплан СССР был не только сохранен, но и расширен.

Экономические последствия создания совнархозов уже в первые годы были положительными. Уменьшились затраты на транспортировку сырья и продукции, усилились кооперационные связи предприятий, расположенных на одной территории. Сложнее и противоречивее оказались социальные последствия. Конечно, реформы вызвали негодование столичной бюрократии. Рушились сложившаяся управленческая вертикаль наркоматов-министерств, а вместе с ней и рабочие места министерской номенклатуры. Перспектива покинуть Москву, чтобы работать в совнархозах, была и нежелательной, и не реальной — там были свои кандидаты на руководящие посты. В то же время местные элиты видели в ликвидации министерств расширение своих собственных возможностей. Непосредственно в руководство совнархозов входили председатель, его заместители и начальники управлений и отделов совнархоза, а также директора крупнейших предприятий и строек. Возникала ситуация, когда хозяйственники оказывались относительно самостоятельными по отношению к партийным органам.

 

5. Нарастание проблем в управлении в конце 50-х - начале 60-х гг.

Весной 1957 г. Хрущев провозгласил главной задачей страны в области сельского хозяйства«догнать и перегнать Соединенные Штаты Америки по производству мяса, молока и масла надушу населения». Победа в таком соревновании должна стать решающим доказательством победы социализма. «Догнать и перегнать США по уровню производства на душу населения!». Отсюда лихорадочные попытки любыми путями увеличить производство хлеба, мяса и молока. Эти реформы были бы хороши, но проводились в спешке, без подготовки и сопровождались принятием противоречивых решений и поэтому не только не улучшили, но даже существенно ухудшили положение деревни.

В 1957 г. было принято постановление «Об отмене сельскохозяйственных поставок хозяйствами колхозников, рабочих и служащих», что соответствовало прежним решениям о снижении налогообложения крестьян. Однако уже в 1958 г. было издано одно из самых нелепых и вредных постановлений ЦК КПСС «О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках». Следствием этого стало резкое сокращение поголовья скота в стране; миллионы семей, прежде сами обеспечивавшие себя молоком и мясом, были вынуждены перейти на снабжение из государственных магазинов.

Хрущев пытался внедрять в сельское хозяйство новые с/х культуры, агротехнические приемы, удобрения, часто совершенно не считаясь ни с конкретными условиями ведения сельского хозяйства, ни с традициями местного населения. «Великий кукурузник». Любимую Хрущевым «королеву полей» сеяли на огромных пространствах России - от Кубани до Якутии. Под кукурузу отводили лучшие земли, т.е. поля, на которые прежде сеяли пшеницу и рожь.

Провал сельскохозяйственной политики Хрущева становился очевидным уже в начале 60-х. Остро ощущалась нехватка не только мяса, масла и молока, но и хлеба, крупы, лапши, сахара, т.е. самых необходимых продуктов. С 1962 г. началась закупка зерна за границей, главным образом в США. Из госфонда СССР в 1963 г: было продано на экспорт рекордное количество золота — 520 т, из которых 372 т ушли непосредственно на закупку продовольствия. Страна оказалась в зависимости от закупок хлеба за границей. Формальным выражением провала с/х политики Хрущева стало постановление Совмина СССР о повышении цен на мясомолочные продукты, опубликованное в мае 1962 г.

В 1958 г. были приняты решения о ликвидации системы машинно-тракторных станций — МТС. С их ликвидацией колхозы получили право владеть сложной сельхозтехникой, которая сталапринудительно продаваться в колхозы. Это имело два следствия: первое - колхозы, выкупая технику, оказывались в долгах; второе — техника оставалась без специалистов по ее обслуживанию и использованию. Бывшие рабочие МТС не торопились становиться колхозниками, терять свое право на рабочую пенсию и оплачиваемые отпуска и предпочитали переходить на работу в промышленность и строительство.

Ликвидация МТС сопровождалась преобразованием колхозов в совхозы. В ходе этого процесса решались некоторые проблемы. Главное – это изменение формы собственности: переход от кооперативно-колхозной к гос. собственности на землю. При всей декоративности кооперативной собственности онаюридически все-таки предполагала права колхозников на распоряжение замлей. Когда же колхоз преобразовывали в совхоз, колхозники становились рабочими на государственном предприятии. При этом они теряли свои прежние кооперативные права, получая взамен от государства гарантированный минимум заработной платы, оплаченные отпуска, ряд других льгот, при этом… независимо от результатов работы.

Главной проблемой партноменклатуры того времени был новый Устав КПСС, (1961 г.), который предусматривал необходимость систематического обновления всех партийных органов от Президиума ЦК КПСС до первичной организации. При этом они должны были обновляться на 25 -50%. Ограничивались и возможности для конкретного человека несколько раз быть избранным в один и тот же партийный орган.

В 1962 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором были приняты два важнейших решения. Одно из них - о создании системы партийно-государственного контроля. Другое — «О развитии экономики СССР и перестройке партийного руководства народным хозяйством», что означало разделение партийных организаций по производственному принципу. Все партийные организации теперь делились на промышленные и сельские. Таким образом, на территории одной области или края оказывались два обкома, два исполкома и пр. Это решение внесло полную сумятицу в деятельность местного аппарата власти и стало кошмаром для партийно-советских чиновников. Следом за партийными органами на сельские и промышленные стали делиться профсоюзные организации, комсомол и т.д. Управленческий аппарат т.о., еще больше увеличился.