Попытки проведения радикальных реформ управления.

Идеологическая подготовка кадров.

Задача профессиональной подготовки и переподготовки чиновников воспринималась как очень актуальная. Особо серьезное значение придавалось руководством страны идеологическому воспитанию работников гос.аппарата. Всего к 1950 г. в системе партийного просвещения занималось около 5 млн. коммунистов и свыше 2,5 млн. беспартийных. Среди работ, обязательных к изучению, были «Краткий курс истории ВКП(б)» и «Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография». Общий тираж первой книги составил за 1938-1953 гг. 43 млн. экземпляров на 67 языках, а второй - 17 млн. экземпляров. «Краткий курс», согласно партийному постановлению, представлял собой «официальное, проверенное толкование основных вопросов марксизма-ленинизма, не допускающее никаких произвольных толкований». Он должен был способствовать тому, чтобы овладели большевизмом не только кадры пропагандистов, но и кадры хозяйственные, кооперативные, учащаяся молодежь, которые имеют непосредственное отношение к управлению государством.

В министерствах и ведомствах действовали, как правило, краткосрочные курсы переподготовки, на которых изучались такие общественные дисциплины, как история ВКП(б) и политэкономия, диалектический и исторический материализм. Хотя нередко обучение носило для многих чиновников формальный характер, оно достигало своей главной цели - массированной, постоянной идеологической обработки населения, в том числе государственного аппарата служащих.

В августе 1946 г. было принято постановление «О подготовке и переподготовке руководящих партийных и советских работников», в котором ставилась задача в 3-4 года охватить партшколами и курсами по переподготовке все основные руководящие кадры страны. Была открыта Высшая партийная школа (ВПШ) и Академия общественных наук (АОН) при ЦК ВКП(б) с 3-годичным сроком обучения аспирантов, а также 9-месячные курсы для переподготовки преподавателей общественных наук.

Успехи Сталина в борьбе с аппаратом и бюрократией казались таковыми лишь на первый взгляд. Политические идеалы вождя, воплощенные в его последних работах и практических делах, принуждали советское общество решать нереальную задачу. Борьба СССР за роль мирового лидера все больше разводила в разные стороны народ и власть. Общество все больше и больше разочаровывалось в идеях социализма и коммунизма.


Лекция 21. Изменения в государственном управлении СССР в 1953 – 1964 гг. Реформы Хрущева.

 

1. Попытки проведения радикальных реформ управления.

2. Пересмотр карательной политики.

3. Налоговые реформы в сельском хозяйстве.

4. Реформы Хрущева.

5. Нарастание проблем в управлении в конце 50-х - начале 60-х гг.

6. Армия, КГБ и МВД.

7. Последние реформы Хрущева.

 

В послевоенный период в стране сохранялась без каких-либо серьезных изменений та система госуправления, которая сложилась в 30-е гг. Между тем произошли существенные изменения как в положении СССР в мире, так и в его внутренней жизни. Советский Союз стал военной сверхдержавой, победителем во Второй мировой войне, обладателем ядерного оружия. Внутри страны нарастали противоречия между быстро развивавшимся промышленным сектором экономики, в особенности тяжелой промышленности, и сельским хозяйством. Послевоенные репрессии вызывали оправданное недовольство в среде партийной и гос. элиты.

Смерть Сталина 5 марта 1953 г. повлекла за собой реформы различных сфер государственного управления. Страна уже устала от постоянного террора. В новых условиях требовались иные организационно-управленческие подходы. Поэтому реформы должны были затронуть все важнейшие управленческие системы.

На совместном заседании Пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР, собравшемся в Кремле в последние минуты жизни Сталина, состоялся передел власти в пользу представителей той части высшей партийно-государственной номенклатуры, которые выдвинулись в 30-е гг. Главой государства, Председателем Совета Министров, стал Маленков. Его первыми заместителями: Берия, Булганин, Молотов, Каганович и Ворошилов.

Особая роль представителей «старой сталинской гвардии» была закреплена изменениями в составе Президиума ЦК КПСС. Новый его состав насчитывал 11 членов (вместо 25 как раньше). Принципиальный характер имелипопытки четко разграничить полномочия высших государственных и партийных учреждений.

14 марта на Пленуме было принято решение о нецелесообразности «совмещения функций Председателя Совета Министров СССР и секретаря ЦК КПСС». Глава Совета Министров Маленков, т.о., не мог быть секретарем ЦК. Должность секретаря ЦК КПСС занял Н.С. Хрущев.

Свидетельством начавшихся серьезных перемен в политическом руководстве стало изменение отношения к памяти Сталина. Пропаганда по инерции еще призывала навечно сохранить память о Сталине — генеральном вожде и учителе, великом продолжателе дела Маркса — Ленина. Однако уже на следующий день после похорон, Маленков, выступая на Президиуме ЦК КПСС, подверг критике советскую печать, потребовав обязательно «...прекратить политику культа личности». Хрущеву было поручено следить за материалами о Сталине, которые собирались публиковать. Были решительно свернуты попытки создать музей Сталина, остановлено издание его собрания сочинений. Решением, было запрещено нести портреты «вождей» на первомайской демонстрации 1953 г.

Радикальные изменения были намечены и частично реализованы по отношению к министерствам и центральным ведомствам. Уже 15 марта 1953 г. произошло резкое сокращение числа министерств (с 51до 25). Оно затронуло главным образом связанные между собой отрасли оборонной промышленности и машиностроения. В Министерство машиностроения СССР вошли министерства: автомобильной и тракторной промышленности, машиностроения и приборостроения, станкостроения, с/х машиностроения. В Министерство транспортного и тяжелого машиностроения вошли Министерства тяжелого, транспортного, строительного и дорожного машиностроения, судостроительной промышленности.