Госуправление в области народного образования и культуры.

Централизация правоохранительных органов.

Шел процесс централизации правоохранительных органов. По постановлению ЦИК и СНК СССР было утверждено «Положение о Прокуратуре СССР», по которому основной задачей Прокуратуры СССР являлось укрепление законности и охрана общественной собственности от покушения со стороны антиобщественных элементов на всей территории СССР.

Однако в данный период органы прокуратуры не осуществляли в полной мере всего контроля за соблюдением законности, что привело к произволу, грубым нарушениям процессуальных норм. К тому же сами органы прокуратуры нередко использовались для проведения массовых репрессий.

10 июля 1934 г. был образован общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел. В его состав было включено ОГПУ. На НКВД возлагалась обеспечение революционного порядка и государственной безопасности, охрана общественной собственности. В состав НКВД вошло Главное управление рабоче-крестьянской милиции.

При НКВД СССР было создано Особое Совещание, которому предоставлялось право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет и высылку за пределы СССР. Т.о., этот административный орган наделялся судебными полномочиями, что не могло не привести к нарушениям законности.

В связи с обострением международной обстановки, а также с расширением объема работы НКВД и необходимостью укрепления Советской разведки, НКВД в феврале 1941 г. был разделен на 2 наркомата: Народный комиссариат внутренних дел и Народный комиссариат гос. безопасности (КГБ). Эти органы, выведенные из-под контроля органов прокуратуры, использовались в период культа личности Сталина для проведения массовых репрессий. Руководители этих органов и их подручные нарушали законность, проявляли административный произвол, применяли незаконные методы ведения следствия: применяли пытки, избивали подследственных и т. д.

В этот период происходит бюрократизация органов партийного и советского контроля при Верховных органах власти.

В сентябре 1940 г. был создан Народный комиссариат государственного контроля СССР. Наркомату Госконтроля было предоставлено право давать обязательные указания учреждениям и предприятиям, налагать дисциплинарные взыскания на руководителей предприятий и учреждений за неисполнение решений правительства, а в случае необходимости – привлекать виновных к судебной ответственности и налагать денежные штрафы.

Во всех наркоматах были созданы контрольно-инспекторские группы. В этот период в организации и деятельности органов контроля произошел отход от одного из основополагающих принципов – участие населения в деятельности этих органов. В положениях об этих органах даже не предусматривалось привлечение трудящихся к контролю, и фактически контроль осуществляли штатные контролеры-ревизоры.

 

В январе 1936 г. в целях объединения всего руководства развитием искусства в СССР был образован Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР, а в марте 1938 г. был создан Комитет по делам кинематографии при Совнаркоме СССР.

Для укрепления руководства высшим образованием в стране в 1936 г. был образован Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР, который руководил работой всех высших учебных заведений, подчиненных Всесоюзному комитету по делам искусств при СНК СССР. Таким образом, управление образованием и культурой также централизовалось.

В сентябре 1938 г. Академия наук СССР была передана в ведение Совнаркома СССР, был утвержден ее устав, который определял в качестве ее задачи всемерное содействие общему подъему теоретических и прикладных наук в СССР.