Особенности советской системы управления.

Органы контроля.

В системе гос.управления немаловажная роль отводилась органам контроля. В ноябре 1917 г. ВЦИК принял декрет о рабочем контроле, на который возлагалась задача «планомерного регулирования народного хозяйства». Органы рабочего контроля действовали на выборных началах через заводские, фабричные комитеты, советы старост и др. В декабре 1917 г. был создан Наркомат государственного контроля, а с 1920 г. действовалаРабоче-крестьянская инспекция (РКИ, Рабкрин).

Союзный Наркомат РКИ был образован в июле 1923 г. Тогда же по предложению Ленина в стране был создан единый контрольный орган. На той же основе строились органы партийного и государственного контроля в республиках, областях и уездах. Сильная сторона этих органов состояла в том, что они имели свои звенья в виде ячеек во всех производственных коллективах и учреждениях, наладили тесную связь с профсоюзными, комсомольскими организациями и опирались на них в своей работе.

Важнейшей заботой органов РКИ было совершенствование управленческой деятельности во всех звеньях гос.аппарата. Контролеры изучали и обобщали опыт работы государственных и общественных органов, давали рекомендации по рационализации управленческого труда. Они использовали данные научно-исследовательских учреждений, занимавшихся обобщением опыта научной организации труда. В 1926 г. по их инициативе был создан специальный Государственный институт техники управления.

Соединение партийного и государственного контроля обеспечивало высокий авторитет контрольных органов, обязательность их решений и рекомендаций для всех государственных и общественных организаций, повышало действенность контроля. Однако органы ЦКК-НК РКИ не в состоянии были усмотреть за всем огромным партийно-государственным «хозяйством». Поэтому в 1934 г. объединенные органы РКИ были упразднены и созданы Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б), Комиссия советского контроля при Совнаркоме.

Государственное управление в 30-х гг. продолжало тенденцию на сочетание функционального и отраслевого принципов руководства.

Функциональный принцип управления предполагал руководство органами или предприятиями по отдельным направлениям деятельности: планированию, финансированию, материально-техническому снабжению и т.д. К числу функциональных органов власти относились Госплан, Рабоче-крестьянская инспекция, Комиссия ГОЭЛРО, ВЧК и сменившее ее ГПУ, Наркомфин и ряд других. Приотраслевом принципе управления определенной отраслью хозяйства руководство осуществлялось из одного органа по всем направлениям деятельности. В 30-е гг. наблюдалось постепенное усиление отраслевого принципа управления. Шло разукрупнение старых наркоматов и создание новых. Так Наркомат торговли был разделен на Наркомат внешней торговли СССР и союзно-республиканский Наркомат снабжения, а из Наркомата путей сообщения выделился Наркомат водного транспорта.

Расширение масштабов строительства, увеличение количества предприятий и их размеров потребовало реорганизации Высшего совета народного хозяйства. В январе 1932 г. ВСНХ был разделен на три самостоятельных общесоюзных наркомата: Наркомат тяжелой промышленности, Наркомат легкой промышленности и Наркомат лесной промышленности СССР. Наиболее крупным и важным из них был Наркомат тяжелой промышленности. В нем было сосредоточено руководство всей оборонной индустрией. Наркомом тяжелой промышленности был назначен Орджоникидзе, возглавлявший до этого ВСНХ. Наркомат подразделялся на 10 главков (к 1937 г. их стало 33). Главки непосредственно руководили заводами при двухступенчатой системе управления (главк — завод). В некоторых случаях применялась трехступенчатая система руководства: главк — трест — завод.

Претерпели изменения и другие наркоматы. Из Наркомата земледелия выделился Наркомат зерновых и животноводческих совхозов СССР.

Тенденция к усилению отраслевого принципа управления преобладала и в последующие годы. Функциональная система с ее раздутым управленческим аппаратом, с ограниченной ответственностью, и бумажной волокитой часто не обеспечивала необходимую эффективность управленческого труда.

На XVII съезде ВКП(б) (1934 г.) она была подвергнута уничтожающей критике. Съезд решил отказаться от доминирования функционального принципа построения партийного и государственного аппарата и заменить его производственно-отраслевым. В марте 1934 г. было принято постановление ЦИК, которое предписывало перестроить органы гос.управления на основе производственно-отраслевого и территориального принципов.

Система управления, базировавшаяся на производственно-отраслевом и территориальном принципах, доминировала до конца 30-х гг. В то же время сохранялись и функциональные подразделения аппарата. Это сочетание характерно для всего периода развития советской системы гос.управления.

Таким образом, созданная большевиками система управления заменила разрушенную революциями 1917 г. государственную машину. Была создана принципиально новая модель государственного устройства и управления. Она носила классовый характер и потому не могла в тех условиях обеспечить единство общества..

Эта система управления имела определенные особенности: 1) Формально она развивалась на конституционной основе. Юридически властные полномочия находилась в руках Советов, которые создали единую вертикаль власти. Однако ее стержнем стала разветвленная система партийных комитетов. В решении любого вопроса приоритет оставался за партийными органами. Именно они на местах стали тем направляющим элементом, который подчинил самодеятельность органов советской власти единой воле и позволял создать необходимый государству централизованный бюрократический аппарат. Т.о., советская система государственного управления была в первую очередь партийной системой.

2) Новая власть соединила в себе законодательные и исполнительные функции. Это касалось и партии, и ВЦИК, и СНК. Акты, обязательные для исполнения, издавались и ЦК партии, и ВЦИК, и СНК, и даже отдельными наркоматами.

3) Беспредельное расширение полномочий центральных органов власти. Правительство, наркоматы, центральные ведомства и комиссии наделялись широкими правами и часто руководствовались не законами, которых было еще недостаточно, а «революционной целесообразностью».

4) Она основывалась на однопартийной системе. После эсеровского мятежа в июле 1918 г. в правительстве остались одни большевики. В Совнаркоме не было не только представителей других партий, но и беспартийных наркомов. Постепенно все политические партии, кроме большевистской, были вытеснены из системы управления как в центре, так и на местах, а затем и ликвидированы. Слабые попытки крестьянства сорганизоваться и создать свою политическую партию воспринимались как попытки создания оппозиционного режима – угроза власти.

5) Сильная централизация системы гос.управления. Она диктовалось как объективными, так и субъективными причинами. К объективным следует отнести: необходимость проведения единой хозяйственной политики, направленной на выравнивание уровней экономического и политического развития регионов; гигантские преобразования в промышленности, сельском хозяйстве, образовании и культуре, широкое национально-государственное строительство. Инициировались все эти реформы центральной властью. Успех мог быть обеспечен лишь при единстве действий, сосредоточении всех сил и ресурсов на важнейших участках строительства, при умелом согласовании усилий громоздкого механизма огромного государства.

В то же время проявились и субъективные факторы, приведшие к чрезмерной централизации управления: волюнтаристские методы руководства, недооценка национальных особенностей регионов, игнорирование мнения местных руководителей и т.д.

Тем не менее, созданная большевиками система гос.управления соответствовала условиям, менталитету и внутренней предрасположенности народа именно к такому типу построения государства, поэтому и продержалась так долго.


Лекция 18. Государственное управление в СССР в предвоенные годы (1936– 1941).

 

1. Конституция СССР 1936 г.

2. Конституция РСФСР 1937 г.

3. Развитие государственного аппарата в период 1936 - 1941гг.

4. Централизация правоохранительных органов.

5. Госуправление в области народного образования и культуры.

6. Укрепление обороноспособности страны.