Методология ИГУР.
Предмет и задачи дисциплины ИГУР.
ИГУР — молодая, актуальная, формирующаяся наука. Как учебная дисциплина она возникла лишь в 1995 г., когда была включена в Государственный стандарт высшего образования по специальности «ГМУ». Однако научный интерес к данной области знаний огромен. За эти 15 лет выпущены десятки книг и учебников.
Изучение особенностей истории российской государственности, реформ и контрреформ, управленческой культуры помогает глубже понять современные проблемы, заглянуть в будущее.
ИГУР – наука и историческая, и юридическая. Она есть часть истории российского общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития производительных сил, историей искусств и т.д. В то же время она является юридической наукой, ибо объектом ее изучения являются правовые институты России в определенный исторический период.
ИГУР изучает не только закономерности, но и особенности государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, хронологической последовательности, взаимосвязи и взаимозависимости.
Предмет ИГУР — возникновение, развитие и преобразование государства и его аппарата, всех элементов государственного механизма и соответствующих им учреждений и органов.
Задачи учебного курса ИГУР:
1) объяснение социально-экономических и политических предпосылок возникновения государства, всей системы его учреждений, их изменений и упразднений, объем полномочий, компетенции и направления деятельности;
2) выявление общего и особенного в развитии Российского государства, специфики управления гигантской страной и ее окраинами;
3) анализ реформ и контрреформ в области государственного строительства, в том числе и деятельности реформаторов и их судеб;
4) история государственной службы в России;
5) история самоуправления в России;
6) роли правящих и других крупных политических партий, церкви, армии, полиции на разных этапах развития российской государственности;
7) формирование умения не только анализировать конкретные управленческие решения, но и теоретически обобщать материал, извлекая из прошлого исторический опыт и уроки.
Таким образом, история российской государственности ее тысячелетний опыт, в целом может дать ключ для понимания того, что происходит в настоящее время.
Изучение истории госуправления в России осуществляется в строгой хронологической последовательности, с учетом воздействия внешнеполитических и географических факторов, религии, исторических и национальных традиций и т.д.
История госуправления использует метод историзма, требующий подходить к госуправлению как к изменяющемуся во времени и развивающемуся явлению, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как данное явление возникло в истории, какие главные этапы в своем развитии прошло, чем, в конечно счете, стало.
Метод историзма конкретизируется в единстве исторического и логического способов исследованияистории госуправления. Применяя исторический способ, изучают государственное управление с момента его возникновения и прослеживают весь процесс его развития.
Логический способ дает возможность теоретически воспроизвести систему госуправления России во всех ее закономерных связях и отношениях.
При изучении истории госуправления также широко применяется сравнительный метод,который заключается в сравнительном изучении госуправления в России и других странах мира. Выявляются как общие черты госуправления так и особенности, обусловленные различиями исторического развития.
Можно также сравнивать более поздние и более ранние периоды истории госуправления в России. В результате таких сравнений прослеживаются изменения в госуправлении, их причины.
Историческое исследование - это особый тип научного поиска, во многом отличающийся от естественных наук. Здесь, конечно же, используются и анализ, и синтез, т.е. традиционные средства научного исследования. Однако сам объект изучения делает выводы, полученные с помощью этих и других методов, порой, весьма размытыми, относительными и спорными.
От исторической науки неправомерно требовать однозначных выводов, невозможно ожидать получения «истины в последней инстанции» или оценок по принципу «хорошо» - «плохо».
Как раз, напротив, историческое исследование предполагает многозначность оценок, дискуссионность результатов и постоянную смену общепризнанных, казалось бы, идей, свержение авторитетов.
Дело в том, что большая часть сведений об исторических процессах приходит к нам через т.н. исторические источники, которые разделяют на три основных вида: вещественные, устные и письменные.
Первые, как правило, немы и требуют очень сложной интерпретации, чтобы заставить их «говорить».
Вторые - весьма ограничены во времени и крайне необъективны.
И только третьи выглядят внушительно и монументально. Однако и они отнюдь не всегда вызывают доверие у историков и требуют весьма кропотливой и тщательной обработки.
Т.о., недоверие к источнику, сомнение должно лежать в основе всякого исследования. Только сопоставление различных источников всех возможных видов и их комплексный анализ могут позволить историку определить достоверность как источника, так и самого события.
Столь высокая сложность источниковедческого анализа привела к тому, что в ходе развития исторической науки из нее выделился целый ряд специальных дисциплин, таких, например, как археология, источниковедение, текстология, нумизматика и многие другие. На этой основе и создается историческое исследование, позволяющее понять прошлое, объяснить настоящее и предвидеть будущее.