И только в 1994—1997 гг. удалось значительно снизить темпы инфляции. Важнейшим результатом приватизации стало радикальное изменение форм собственности в стране.

В этот же период шла приватизация предприятий. Суть ее состояла в стремлении привлечь средства для финансирования промышленности и повысить инвестиции в реальный сектор экономики. Однако эта задача оста- лась невыполненной. Деньги, полученные за продажу предприятий, стали использоваться для выплаты зара- ботной платы, пенсий, решения других проблем.

В 1993 г. в России наблюдался высокий процент ин- фляции. Экономические проблемы были чрезвычайно сложными. Жизненный уровень населения продолжал падать. Российское правительство в начале 1994 г. ста- ло проводить жесткий антиинфляционный курс.

Деятельность Совета Федерации Федерального Со- брания Российской Федерации, Государственной Ду- мы, избранной на основе Конституции России 1993 г., позволила в определенной мере стабилизировать политическую обстановку в стране, свести политиче- скую борьбу в значительной степени к парламентским формам.

Конституция России 1993 г. Утверждение институтов государственной власти

Судебная власть в России

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется
только судом, посредством конституционного, гражданского, ад-
министративного и уголовного судопроизводства. Судебная


власть в лице судей независима и подчиняется только Консти-
туции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд РФ, состоящий из 19 судей, разре-
шает дела о соответствии Конституции РФ:

федеральных законов, нормативных актов президента, Сове-
та Федерации, Государственной Думы, правительства;

конституций республик, иных нормативных актов субъектов
РФ и т. д.;

разрешает споры о компетенции между федеральными орга-
нами государственной власти, проверяет конституционность за-
кона по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод,
дает толкование Конституции РФ.

Верховный суд — высший судебный орган по гражданским,
уголовным, административным и иным делам.

Высший арбитражный суд — высший орган по разрешению
экономических споров.

В создающемся правовом государстве постоянно возрастает
значение судебной власти, которая является условием существо-
вания гарантий от произвола и злоупотреблений законом, столь ха-
рактерных явлений для тоталитарного общества, построенного на
принуждении и насилии. Конституцией созданы условия независи-
мости судебной власти, ибо судьи несменяемы, неприкосновенны.
Кроме того, конституция обеспечивает демократический порядок
рассмотрения дел в открытом, состязательном процессе, а где это
предусмотрено, — с участием присяжных заседателей. Независи-
мость судов обеспечивается также исключительным финансирова-
нием их из федерального бюджета. Однако судебная власть испытывает колоссальную нехватку профессиональных кадров, находится в сложном финансовом положении, страдает от несоответствия законодательных норм сложившимся реалиям. Современный этап перехода от тоталитарного общества ознаменован небывалым ростом преступности, а в сознании многих граждан реформы ассоциируются скорее с грандиозной «криминальной революцией», чем с демократизацией. Действительно, криминал затронул практически все слои населения и, что представляется наиболее опасным, приобрел «полугосударственный характер, будучи связан, прежде всего, с переделом власти и государственной собственности, проводимым сверху». В сложившихся условиях совершенно очевидно, что дальнейшая демократизация общества невозможна без последовательной борьбы с преступностью, заталкивающей общество в рамки криминальной диктатуры. Важнейшее значение


в этих условиях приобретает сильная, независимая, справедли-
вая судебная власть.

 

В декабре 1993 г. прошли выборы в Федеральное Собрание —
новый орган представительной власти, заменивший Верховный
Совет.

Одновременно 12 декабря 1993 г. на референдуме была при-
нята новая Конституция России, определившая систему госу-
дарственного устройства в постсоциалистической России.

Новая конституция закрепила политические изменения, про-
исшедшие в стране, утвердила новые основы социальных, иму-
щественных, национальных отношений, закрепила федеративное
устройство России, определила структуру власти, отношения
центральных и местных органов управления, гарантировала ряд
демократических прав, свобод человека и гражданина.

В соответствии со статьей 1 Основного закона Россий-
ская Федерация — Россия есть демократическое федератив-
ное государство с республиканской формой правления.

Носителем суверенитета и единственным источником власти
в стране является ее многонациональный народ, который осуще-
ствляет свою власть непосредственно, а также через органы го-
сударственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 10 Конституции закрепляет демократический респуб-
ликанский правовой строй, утверждая принцип разделения вла-
стей на создающие закон, применяющие закон и следящие за
его соблюдением. Органы законодательной, исполнительной
и судебной власти, по конституции, самостоятельны. Таким об-
разом, государственную власть в Российской Федерации осуще-
ствляют:

Президент Российской Федерации;

Федеральное Собрание {Совет Федерации и Государст-
венная Дума);

Правительство Российской Федерации;

суды Российской Федерации.

Характер государственной власти, основанный на положениях
конституции, отражает в целом переходный характер государствен-
ной власти от авторитарной — к подлинно демократической, пе-
реход от тоталитарного общества — к гражданскому.


Несмотря на новые демократические формы и принципы соз-
данной системы институтов государственного управления, было
очевидно усиление в распределении власти от представительных
органов к президенту. Эта проблема остается в центре внима-
ния общественности, политических партий, а дискуссии по во-
просу необходимости перераспределения властных функций
в пользу главным образом представительной власти обостряются
вместе с нарастающими трудностями реформ. Видимо, сложив-
шийся баланс полномочий в настоящий момент в целом отве-
чает условиям переходного периода, который не может быть
преодолен без сильного авторитарного элемента в управлении.
Кроме того, «президентская» структура государственной власти
в России обоснована не только условиями переходного перио-
да, но имеет и глубокие исторические корни и традиции.

* * *

Однако в этот период при некотором увеличении за-
работной платы реальная покупательная способность
населения снизилась, происходило количественное