Изменения в государственном управлении в годы Первой мировой войны

Значение столыпинской аграрной реформы (1906—1910) для государственного управления

Реформаторская концепция П.А. Столыпина предполагала на-
Вождение опоры для правительства в среднем слое собственни-
ков. Такой слой в России был очень малочисленным, и необ-
ходимо было предпринять меры к его быстрому расширению,
сделав из крестьян настоящих собственников, т. е. освободить
их от общинных пут. Другим направлением в аграрной рефор-
ме стало переселение безземельных и малоземельных крестьян
па свободные земли Сибири. Огромная, склонная к волнениям
обедневшая крестьянская масса удалялась из малоземельного
центра государства. Были предприняты следующие меры:

 

1905—1907 гг. Отменены выкупные платежи с крестьян, с 1906 г. наполовину, а с 1907 г. — полностью. Это сделало возможным проведение аграрной реформы
Указ 1906 г. Крестьянам разрешен выход из общины,с выделе- нием земли в собственность в отруба (на террито- рии села) и хутора (вне пределов села). При этом крестьянин получал землю, принадлежавшую ему в общине, в том числе и излишки, если в течение 24 лет в общине не было переделов. Если же пере- делы были, то он имел право выкупить излишки по ценам 1861 г., что при росте цен было крестьянам выгодно
1906—1907 гг. Часть государственных и удельных земель была пе- редана Крестьянскому банку для продажи крестья- нам. Банк предоставлял ссуды и продавал земли в кредит
Указ 1910 г. Все общины без переделов земли автоматически переводились в частную собственность домохозяев
1907—1914 гг. Около 3,5 млн человек выехали в Сибирь, однако около 1 млн вернулись обратно. Причина состояла в недостаточном финансировании переселенцев (требовались большие средства для обустройства на новом месте), в том, что крестьяне предпочита- ли селиться в обжитых районах Урала и Западной Сибири, а не осваивать лесные зоны

 

В историографии существуют противоречивые мнения отно-
сительно самой реформы и ее результатов. Одни исследователи
считают, что реформа была успешной, другие придерживаются


мнения оее провале.Последние видят причины провала вследующем:

• недостаток времени: всего 8 лет, тогда как Столыпин требовал для успеха преобразований 20 мирных лет. А годы
реформы не были мирными и спокойными;

• нежелание крестьян выходить из общины;

• недостаток средств на землеустройство и переселение;

• отсутствие учета местных особенностей; реформа хорош
шла в степных районах, где община была слаба, хуже
в Центральном районе, где было малоземелье, и совсем
плохо — в Нечерноземье, где община продолжала выпол-
нять для крестьян много полезных функций.

В результате реформы выделилась из общины всего 1 / 4 часть
крестьян. Вопрос омалоземелье не был снят. Переселенческая по-
литика не разрядила земельный дефицит в центре. Напряженности
в деревне была не только не снята, а скорее усилена: крестья-
не не забыли опомещичьей земле, а слой собственников был
слишком малочисленным, чтобы на него можно было опереться!

Однако реформа, возможно, могла закончиться успешно, если
бы не разразилась Первая мировая война.

 

Россия была готова только к быстротечной войне: военные за-
пасы были сделаны всего на три месяца. Мобилизация не вызвала
общественного недовольства, однако она поглотила квалифициро-
ванных рабочих. Приток новых рабочих с низкой квалификацией
немедленно отразился на производительности труда, а следователь-
но, и на объеме производимой продукции. Экспорт сырья для
выплат по внешним долгам приводил к его нехватке внутри стра-
ны. Выходило из строя оборудование, которое Россия традиционно
закупала на Западе (из-за экономической блокады этот источник
был во многом закрыт). Все это вызывало сильное падение объе-
ма производства. 80% предприятий работали на военные нужды,
что сокращало выпуск потребительских товаров. Начался дефицит,
в том числе и промышленных товаров в деревне. Нарушился ба-
ланс обмена между городом и деревней, начались рост цен на сель-
скохозяйственную продукцию и инфляция. Транспортный кризис
(в 1916 г. 1/4 часть локомотивного состава была выведена из
строя) не позволял России не только подтягивать войска к фронту и перебрасывать по его линии, но и парализовал внутреннюю торговлю.


Война изменила многое в расстановке политических сил
внутри страны. Самые актуальные вопросы в государстве ото-
шли как бы на второй план, все внимание сконцентрировалось на войне. Николай II, принявший на себя командование в 1915 г. военными силами и пребывавший в связи с этим в Ставке
Командования, оказался изолированным от управления страной.
И отсутствие правительство оказалось совершенно дозор. Министерская чехарда (за год сменилось пять Министров внутренних дел, четыре министра сельского хозяйстваи три военных министра) свидетельствовала о потере самодержавиярычагов управления государством.

Монархия стремительно теряла не только рычаги управ-
вления, но и общественную поддержку. В последний период
существования монархии всеобщее недовольство вызывала
эпичность близкого ко двору «старца» Г. Распутина. Увлечение
мистицизмом при дворе сделало влияние Распутина довольно
значительным. Царский фаворит, малограмотный крестьянин, по
циркулирующим в России слухам, открыто вмешивался в поли-
тику, в военные вопросы, часто от его мнения зависела судьба
министров и других членов правительства.

Недовольство политикой правительства явственно проявилось
в работе IV Государственной думы, созванной в 1912 г. Цент-
ральными вопросами в ней стали:

 

 

О «правительстве доверия» (ответственном перед Думой) О возможности сепаратного мира с Германией для выхода России из войны
Оформившийся в IV Думе Про- грессивный блок (октябристы, ка- деты и др.) требовал «правитель- ство народного доверия» с ответ- ственностью министров перед Ду- мой Политический кризис 1915 г. за- ставил правительство под давле- нием Думы начать формирование нового правительства, одновре- менно готовя разгон Думы. Дума готовила списки новых министров из своего состава. Весь 1916 г. царь упорно сопротивлялся требо- ваниям сформировать «правитель- ство доверия» Вопрос о возможности мира с Германией вызвал раскол не толь- ко между партиями в Думе, но да- же внутри самих партий
Войну до «по- бедного конца» проповедовали социал-патриоты (Плеханов, Кро- поткин), оборон- цы (часть мень- шевиков и тру- довиков с Керен- ским), кадеты, октябристы Призывали к по- ражению своего правительства позже — к пере- растанию импе- риалистической войны в граж- данскую часть большевиков (Ленин, Троцкий)


Однако с затягиванием войны отношение партий к ней менялось. В течение 1916 г. легальная оппозиция умножила атаки
против самодержавия. Когда Дума собралась 13 ноября 1916 г.В
в стране сложилась уже критическая обстановка. В своей речи
в Думе, текст которой распространялся по всей стране в спи-
сках, П.Н. Милюков утверждал, что политика правительстве
продиктована «либо глупостью, либо изменой». А. Керенский от
имени трудовиков потребовал отставки всех министров, «предав-
ших свою страну».

25 февраля 1917 г. император издает указ о роспуске Госу-
дарственной Думы. Ее депутаты создают 27 февраля Временным
комитет Государственной Думы, на основе которого позже былой
создано Временное правительство.

Первая мировая война привела к существенным переменам
в государственном управлении Россией.

Необходимость решения чрезвычайных задач военного време-Яни, перестройки хозяйства на военный лад обусловили создание
чрезвычайных органов в стране.

Прежде всего, был образован ряд межведомственных учреж-
дений — особые совещания. В 1915 г. создано особое сове-
щание по снабжению армии, которое позднее преобразовано
в четыре особых совещания по обороне, топливу, продовольст-
венному делу и по перевозкам продовольствия и военных грузов,
30 августа 1915 г. создано пятое особое совещание по устрой-
ству беженцев.

Особыесовещания состояли из представителей соответствую-
щих учреждений, ведомств и организаций. Так, в особое сове-
щание по обороне входили военный министр (председатель) пред-
седатель Государственного совета, председатель Государственной
Думы, 9 членов Государственного совета, 9 депутатов Государст-
венной Думы и пр. Примерно таким же образом были созданы
и другие особые совещания. Каждое совещание могло образовывать комиссии и комитеты в соответствии со своими функциями и задачами для предварительной подготовки вопросов, подлежащих обсуждению на
совещаниях. Особые совещания имели право издавать временные правила, обязательные к исполнению, налагать секвестр, устанавливать предельные цены, проводить реквизицию, заготавливать все необходимое для армии. Практической задачей особых совещаний являлось улучшение снабжения армии. Однако, несмотря на большие полномочия и широкое представительство в них правительственных учреждений и общественных организаций, особые совеща-


ния плохо справлялись со своими функциями по снабжению армии.

Война вызвала изменения в органах военного управления
армии и потребовала расширения прав военных властей.
С момента объявления мобилизации вступило в действие По-
Гложение о полевом управлении войск, утвержденное 16 июля
1914 г. Полномочия военных властей и их взаимоотношенияс органами гражданского управления определялись этим положением и особыми Правилами о местностях, объявленных на военном положении. Согласно Положению территория развертывания и действий вооруженных сил и их тыловых учрежденийсоставляла театр военных действий. Все гражданское управление театра военных действий подчинялось главным начальникам с ответствующих военных округов или военным генерал-губернаторам. Положение определяло структуру полевого аппарата
управления войсками (ставки). Верховный главнокомандующий,
являвшийся высшим начальником всех сухопутных и морских
вооруженных сил, наделялся чрезвычайными полномочиями.
В районе театра военных действий его приказания исполнялись
наравне с законами и распоряжениями центральных властей всеми
правительственными учреждениями. Он подчинялся только царю
и за свои действия нес ответственность только перед ним. Коман-
дующий армией мог принимать меры по обеспечению обществен-
ного порядка, государственной безопасности, совершенствованию
обороны. За нарушение обязательных постановлений командую-
щий армией мог устанавливать наказания, не превышающие трех-
месячного заключения, или штраф до 3 тыс. рублей.

Для содействия правительственным учреждениям в снабже-
нии армии и флота по инициативе представителей промышлен-
ности в годы Первой мировой войны были созданы военно-про-
мышленные комитеты, функциями которых являлись:

• посредничество между казной и промышленностью;

• распределение военных заказов;

• регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий
сырьем;

• регулирование внешней торговли;

• нормирование цен на сырье, т. е. мобилизация торговли;

• регулирование рынка труда и транспорта.

При военно-промышленных комитетах создавались рабочие
группы, примирительные камеры и биржи труда. Эти органы
брали на себя улаживание конфликтов между рабочими и пред-
принимателями.


В ноябре 1916 г. принимается постановлением введении про-
довольственной разверстки, устанавливаемой уполномоченными
особых совещаний или земской управой. Расчет за изымаемые
продукты производили в твердых ценах, в случае отказа назнаН
чалась реквизиция по ценам на 15% ниже твердых. Устанавли-
валась карточная система для населения: продукты продавались
несколько раз в неделю, ограничивали отпуск товаров в одни
руки, лимитировали карточки.

В мае 1915 г. был создан Главный продовольственный коми-
тет, в компетенцию которого входили сбор сведений о запаса
продовольствия от всех учреждений и лиц, установление план
перевозок продовольствия и заготовительная деятельность. В
местах создавались отраслевые отделения комитета и местные
губернские комитеты. Это были чрезвычайные экономический

Осенью 1916 г. параллельно с государственно-промышленны-
ми органами стали создавать общественные организации, объея-
динившиеся в Союз земств и городов (Земгор). Своей задачей
они ставили оказание помощи раненым (организация госпита-
лей, поставка медикаментов, подготовка медперсонала), распре-
деление заказов мелким предприятиям и посредничество между
ними иказной. Юридической основой деятельности Союза стали
договоры, заключавшиеся разными земствами между собой. Пра-
вительство предоставило Земгору права полувоенной органи-
зации. Чиновники Земгора носили форму и освобождались от
военной службы.

В годы войны произошли изменения в системе судебных органов. 20 июля 1914 г. утверждена новая редакция IV раздела военно-судебного устава «О суде в военное время». Согласно уставу в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, учреждались полковые и равные им корпусные военно-окружные суды и Главный военный суд,или Кассационное присутствие. При чрезвычайных обстоятельствах в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, образовывались военно-полевые
суды. При полевом управлении главнокомандующим армиями фронта назначался заведующий военно-судной частью. Полковой командир имел право изменять состав полкового суда по истечении срока полномочий судей. Временные члены корпусных и военно-окружных судов назначались из строевых офицеров соответствующими командирами. Председатель Кассационного присутствия назначался царем.