Земская (1864) и городская (1870) реформы

После освобождения крестьян вРоссии образовывался новый
силой граждан, для которых необходимо было создать новую со-
циальную нишу, упорядочить их новоеположение, организовать
управление ими, так как раньше крепостные крестьяне находи-
лисьпод властью помещика. Для этих целей учреждались всесословные органы местного самоуправления — земства.

В основу избирательной системы земств были положены
имущественный ценз икуриальный принцип.

• Первая курия — землевладельческая — составлялась из
землевладельцев уезда, владевших 200—800 десятинами
земли или собственностью в15 тыс. рублей.

• Вторая — городская — составлялась из горожан собо-
ротом 6 тыс. рублей.

• Третья — сельских крестьянских обществ — избиралась
многоступенчато.

На сельских сходах избирались выборщики на волостной
сход,
на нем — выборщики вкурию на уездный съезд. Уездный
съезд из трех курий избирал гласных вуездное земское собра-
ние,
которое избирало гласных вгубернское земское собрание.

Земские органы делились на распорядительные — собрания
гласных
и исполнительные — земские управы. Компетенция земских органов включала вопросы местного хозяйства, утверждение смет, распределение земских налогов и государственных податей, устройство учебных и благотворительных заведений. Из общих губернских повинностей введении земских учреждений находились:

1 устройство и содержание дорог, мостов, перевозов и вер-
стовых столбов;


2наем домов для рекрутских присутствий, становых приста-
вов и судебных следователей;

3содержание подвод при полицейских управлениях и ста-
новых квартирах;

4 содержание посредников по специальному межевания
и канцелярий посреднических комиссий;

5 содержание местных (по крестьянским делам) учреждений;

6 содержание статистических комитетов.

Губернские и уездные земские управы был"и исполнительны-
ми органами земских учреждений в период между съездами
Кроме непосредственного исполнения распоряжений земским
собраний в обязанности управ входило:

• составление смет, раскладок и отчетов;

• подготовка нужных собранию сведений и заключений;

• надзор за поступлением земских доходов и расходованиеi
земских сумм;

• представление в суде интересов земства по имуществен-
ным делам;

• распоряжение о своевременном созыве и открытии зем-
ских собраний.

Закон обязывал земские учреждения заниматься местными
делами строго в пределах территории губернии или уезда. Для
заведывания принадлежащим земству недвижимым имуществом,
заведениями, учреждениями избирались уполномоченные.

На ежегодных сессиях управы отчитывались перед собранием:
о хозяйственных операциях, производившихся в течение года на
суммы земства; о состоянии имущества земства; о состоянии на-
ходящихся в их ведении заведений; о размере и распределении
отправленных в течение года натуральных повинностей. Для про-
верки земской отчетности из гласных формировались ревизионные
комиссии. Заключения их о деятельности управ поступали на ут-
верждение земских собраний.

Должностные лица земских управ (председатель и члены
управы) не пользовались правами государственных служащих.
Содержание им выплачивалось по усмотрению собраний из зем-
ских средств. Городовые положение» 1870 г. вводило в городах бессословные органы — городские думы, — также формировавшиеся на
основе имущественного ценза. В зависимости от размеров
уплачиваемого налога городские избиратели делились на три курии. Каждая курия избирала равное число гласных в городскую


думу. Городские органы также подразделялись на распоряди-
тельныегородская дума — и исполнительные — городская
управа под председательством городского головы
— органы. Компетенция думы ограничивалась хозяйственными вопросами
городского строительства и торговли, промышленности, здраво-
охранения и образования.