Крестьянская реформа

 

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и Поло-
жение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Кре-
стьяне получили личную свободу и большинство общегражданских
прав. Учреждалось крестьянское самоуправление, которому пере-
давался сбор податей и ряд судебных полномочий. В то же время
крестьяне по-прежнему платили подушную подать, несли рекрут-
скую повинность, подвергались телесным наказаниям. Сохранялись
община и общинное землевладение.

Принятие 19 февраля 1861 г. «Положения о крестьянах, вы-
шедших из крепостной зависимости», касались двух важнейших
сторон крестьянского быта: личной зависимости крестьян от по-
мещиков и поземельных отношений.

При личном освобождении' крестьяне обязательно наделя-
лись землей. Обязательность эта была взаимной; помещик был
обязан предоставить крестьянам надел, но и крестьяне были
обязаны этот надел получить: в законе прямо говорилось, что
надел предоставляется крестьянам не только «для обеспечения
их быта», но и «для выполнения их обязанностей перед прави-
тельством и помещиком».


Лишь по истечении 9 лет крестьяне имели право отказаться
от надела, а следовательно, и освободиться от связанных с ним
повинностей. Но осуществление этого права было обставлено
такими условиями, что воспользоваться им крестьяне могли
лишь в редких случаях.

Авторы крестьянской реформы считали, что устойчивое аг-
рарное развитие России обеспечит существование двух типов
хозяйств — крупного помещичьего и мелкого крестьянского. По-
этому крестьянам предоставлялись наделы полевой земли, од-
нако они в среднем на- 20% были меньше тех участков, ко-
торыми крестьяне пользовались при крепостном праве. Мало-
земелье крестьян сильно осложнило пореформенное аграрное
развитие.

Часть плодородных земель у крестьян отбиралась, чтобы за-
ставить брать ее в аренду. В нечерноземных районах надел уве-
личивался для получения большого выкупа. Крестьянам давали
участки в разных местах.

За землю требовалось внести выкуп. Крестьяне платили 20%
стоимости, а государство — 80%, давая ссуду на выплату в те-
чение 49 лет по 6% годовых с количества ссуды. К 1910 г. ока-
залось, что крестьяне уплатили 1,5 млрд рублей при стоимости
земли 550 млн рублей. Крестьяне попадали в экономическую за-
висимость от государства и помещиков.

Крестьяне, не имевшие возможности внести 20% стоимости
земли, на 20 лет до 1881 г. оставались «временно обязанными»
и продолжали трудиться на барщине. После этого срока поло-
жение «временнообязанных» отменялось, но за надел требова-
лось уплатить выкуп. Но так как для перехода на выкуп не было
установлено никакого срока, эта «временность» из срочной, как
предполагалось ранее, превращалась в бессрочную. Размеры
и формы повинностей, если не состоится добровольное соглаше-
ние между помещиком и крестьянами, определялись местными
Положениями.

На основании Общего положения крестьяне немедленно получали ряд гражданских прав: могли заключать разного рода сделки, предъявлять иски, заниматься торговлей и промыслом, владеть движимым и недвижимым имуществом, вступать в брак без согласия помещика и т. д. Из бесправных рабов, представлявших собственность своего господина, крестьяне превращались в личностей, обладавших по закону известными правами. С помещика была снята ответственность за уплату крестьянами податей и отбывание ими рекрутской повинности.


На государственных крестьян основания Положения 19 февраля были распространены указами 18 января и 24 ноября 1866 г.
государственные крестьяне, как и удельные, сохраняли полностью
свой прежние наделы, значительно превышавшие по размерам на-
делы помещичьих крестьян.

Но выкуп для них не был обязательным, а представлялся на
усмотрение сельских обществ и отдельных домохозяев; до выкупа они продолжали платить по-прежнему оброчную подать.

Особым указом 16 мая 1867 г. было определено поземельное
устройство государственных крестьян в западных губерниях
Литве, Белоруссии и Правобережной Украине); в этих губерниях оброчная подать была заменена выкупными платежами,и крестьяне сразу переходили в разряд собственников. Но резкое
уменьшение наделов крестьян и высокие платежи за эти наделы
создали почву для развития кабальной зависимости крестьян от
помещиков, носившей, по существу, крепостнический характер.

Однако Александр II был убежден, что самодержавная монар- хия — это лучшая и наиболее органичная для русского народа форма правления. Неограниченность самодержавной власти Александра II в полной мере проявляется в годы подготовки и проведения реформ. Своей волей он вынуждал к принятию угодных ему решений Государственный совет и Главный комитет, подавляя оппозицию крепостников. На недовольство крестьян экономическими условиями реформы (уменьшение наделов, вы- сокие повинности и выкупные платежи за них) он отвечал: «Ни- какой другой воли не будет, как та, которую я вам дал». Реформа государственного управления В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом. Первая статья Основных законов утверждала: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и не- ограниченный. Повиноваться верховной власти его не токмо за страх, но и за совесть сам бог повелевает». В ноябре 1861 г. для рассмотрения вопросов, касающихся на- мечаемых реформ государственного управления, был учрежден

Реформы 60-х гг. XIX в. должны были приспособить старый, крепостнический аппарат к новым, буржуазным отношениям. Крепостническое государство делало первые шаги по пути к буржуазной монархии.


новый правительственный совещательный орган Совет министров. В начале своей деятельности он рассматривал государст-
венные дела, материалы и отчеты о работе министерств и
домств. Председателем Совета министров был император,
принадлежало право внесения на рассмотрение любых вопросах
созывался совет также по его распоряжению. Членами Совета
министров являлись председатель Комитета министров, председатель Государственного совета, министры, руководители главных управлений, В начале 80-х гг. Совет министров фактически
прекратил работу.

Высшим законосовещательным органом был Государственный совет, который в 60—70-х гг. провел большую работу ГШ
рассмотрению проектов законов и подготовке их для утверждения императором. Однако его значение в последующие года
ослабло. Функции Государственного совета оставались прежня
ми, но при нем были учреждены различные комитеты Кавказский, по делам об устройстве сельского населения
и комиссии по охране государственного порядка, Особое вещание для охраны спокойствия. В 80-х гг. Государственный
совет был подменен Комитетом министров.

Отмена крепостного права ускорила экономическое развитие
России. Это обусловило значительное усиление роли мини
стерств, ответственных за руководство отраслями производства
Для России с ее обширной территорией особенно велико был
значение железных дорог. Поэтому в 1865 г. Главное управление путей сообщения и публичных зданий было преобразован
в Министерство путей сообщения.

Для укрепления финансовой системы страны, осуществления
выкупных операций в составе Министерства финансов быля
создано Главное выкупное учреждение, на которое возлагался
контроль за своевременной выплатой крестьянами кредитов.
В составе Министерства финансов был также образован департамент торговли и мануфактуры, руководивший государственными и принадлежащими царю предприятиями оказывающий финансовую помощь частным предприятиям. Были упразднены старые казенные кредитные учреждения и вместо них в 1860 г. создан Государственный банк. В 1864 г. возник первый акционерный Санкт-Петербургский частный коммерческий банк, в последующие годы число частных банков
возросло. В условиях обострения внутриполитической ситуации, активизации народнического движения в феврале 1880 г. правительство пошло на учреждение Верховной распорядительной


комиссии во главе с генералом М.Т. Лорис-Меликовым (1825—
1888),на которую возлагалась обязанность восстановления
существенного спокойствия. III отделение Императорской кан-
церлярии было ликвидировано, а его функции переданы Де-
партаментуполиции Министерства внутренних дел,всостав
котороговходило семь делопроизводств. Важнейшим из них
былоТретье делопроизводство, занимавшееся политическим
сыскоми охраной царя. В системе МВД также были созданы
гллавное управление по делам печати иГлавное тюремное
Отправление.