АЛЕКСАНДР II. РЕФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

XIX в.

Глава VIII РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ

Вопросы для повторения

Он много и долго работал над вопросом отмены крепостного права, но провести ее не решился. Одна- ко вся эта деятельность способствовала подготовке и проведению дальнейших преобразований в России.

Император Николай I, вступив на трон, вынужден был для стабилизации положения в стране усилить карательные функции власти. Россия была разделена на жандармские округа, при Императорской канцеля- рии было учреждено III отделение, усилен полицей- ский надзор за печатью, ужесточена сословность образования. Николай I с наибольшей последователь- ностью оставался верным самодержавию, хотя и до- пускал либерализм в тех случаях, если это не под- рывало власть. При нем была осуществлена реформа государственных крестьян, посессионные рабочие от- пущены на волю, купечеству и духовенству предос- тавлены привилегии, ограничено дробление поме- щичьих имений.

К значительная часть функций Сената. Однако большин- ство планов преобразований выполнено не было, а про- веденные реформы не имели принципиального харак- тера.

Российская система государственного управления при Александре I становится более четкой и разветв- ленной, создается система органов вертикального от- раслевого управления (министерства заменяют колле- гии), усиливаются элементы законности.

В России создается новый высший совещательный
орган — Государственный совет, которому была передана


 

 

1. В чем заключался план реформ М.М. Сперанского?

2. Назовите функции центральных высших учреждений Российской
империи в первой половине XIX в. Почему они часто дублировались?

3. Какую роль в государственном управлении играла Император-
ская канцелярия? Назовите ее важнейшие отделения.

4. Что такое система ведомственного управления? Назовите наи-
более важные ведомства в России в первой половине XIX в.

5. Расскажите о системе управления Российским государством при
Николае I.


 

 

Российская империя занимала огромное пространство: от
Балтики до Тихого океана, от Северного Ледовитого до Черно-
го моря. Территория империи включала Финляндию и Польшу,
в вассальной зависимости от России находились Бухарское
и Хивинское ханства, под протекторатом России был также
Тувинский край. В 60—70-х гг. XIX в. Средняя Азия была при-
соединена к России, на ее территории образовалось Туркестан-
ское генерал-губернаторство.

Управление этой огромной территорией, разделенной на гу-
бернии, было сосредоточено в руках генерал-губернаторов —
наместников императора, назначавшихся монархом из центра.
Формально генерал-губернаторы подчинялись Министерству
внутренних дел.

С 1850 по 1900 г. население страны почти удвоилось с 75 млн
человек до 130 млн. При этом доля городского населения посто-
янно увеличивалась, а сельского — уменьшалась. Города из
административных и торговых центров постепенно превращаются
в центры промышленности. Среди городского населения в порефор-
менный период образуется самый молодой социальный слой —
рабочие. Однако их социальный статус еще не был определен госу-
дарством: по паспортам они продолжали числиться крестьянами
и мещанами. В сельском хозяйстве было занято 70,8% населе-
ния, в промышленности — 20,3, в торговле — 6,2, на транспор-
те — 2,7%.

Первым сословием в государстве продолжало оставаться дво-
рянство. Но экономическое положение этого класса после 1861 г.
сильно пошатнулось: лишившись крестьянских рук, помещики
с трудом приспосабливались к новым условиям. Часть из них
смогла воспользоваться полученными по выкупной операции
средствами для организации передового хозяйства в имениях,


остальные постепенно разорялись. Площадь дворянского земле-
владения постоянно сокращалась. К концу века 1/3 крупных
землевладельцев была недворянского происхождения.

Изменения в социальной структуре общества были связаны
с появлением новых классов: буржуазии и пролетариата. Про-
мышленная буржуазия вырастала из дореформенной торговой
буржуазии — из купцов, а также из зажиточных крестьян, дво-
рян, иностранцев. Однако русская буржуазия отличалась от за-
падной более тесным союзом с государством и незначительным
политическим влиянием. Вместо борьбы за это политическое
влияние и привилегии для своего класса купцы и фабриканты
предпочитали приобретать дворянский титул, избавлявший от
повинностей в пользу государства и предоставлявший в том чис-
ле и политические привилегии.

Особенности имел и российский пролетариат. Он был сильно
связан с деревней. Часть фабрик размещалась в селах, рабочие
имели приусадебные хозяйства и занимались сельское хозяйствен-
ным трудом. Одной из особенностей российского пролетариата
была его сильная концентрация в центральном промышленном
районе. Эта повышенная по сравнению с западными странами
концентрация пролетариата на предприятиях часто служила спо-
собом компенсировать отсталость техники, для обслуживания
которой требовалось большее число рабочих.

В сельском хозяйстве продолжался процесс расслоения кре-
стьянства: зажиточные крестьяне и помещики, использовавшие
наемный труд, представляли собой сельскую буржуазию. Сель-
ский пролетариат формировался из безземельных или мало-
земельных батраков, работавших по найму. Существовал слой
середняков, не использовавших наемный труд. Однако соци-
альная дифференциация в деревне во многом сдерживалась кре-
стьянской общиной, являвшейся основной организацией в де-
ревне. Прослойка интеллигенции была чрезвычайно малочисленной 0,36% от всего населения, но влиятельной. Крымская война (1853—1856) существенно ухудшила экономическое положение России. Рекрутские наборы в годы войны, реквизиция скота, фуража и продовольствия, рост денежных и натуральных повинностей, вызванных войной, разоряли население. Война нанесла заметный ущерб промышленности и торговле. Резко сократились экспорт и импорт товаров. Уровень жизни народа стремительно падал, в стране нарастало антикрепостническое движение крестьянства. В 1854—1855 гг. происходили массовые побеги крестьян от помещиков. Поводом их


явились царские указы о наборе в морское (1854) и сухопутные
(1855) ополчения. Вскоре после окончания войны, весной — летом1856 г., крестьяне ряда южных губерний России устреми-
лись вКрым «за волей». Эти массовые акции крестьян произ-
вели сильное впечатление на правящие круги России. Наиболе-
дальновидным из них стала очевидной целесообразность отмене-
ны крепостного права.

19 февраля 1855 г. императором стал Александр II (1855—
1881), которому предстояло войти в историю под именем царя
освободителя. Современники, близко его знавшие, отмечали, что
Александр II не унаследовал от своего отца железной воли
И в начале своего правления он держался консервативны»
взглядов. В то же время молодой император был достаточно
прагматичен: он не желал идти наперекор жизни во имя от-
влеченных принципов, умел понять необходимость компромисса»
и уступок. Наставник Александра II — поэт В.А. Жуковский
сумел воспитать в своем ученике определенные гуманные наклонности.

Гражданские дела вначале не занимали первостепенного мес-
та в государственной деятельности наследника престола. Ос-
новное внимание и интерес его были сосредоточены на армии.-
Николай I не раз объявлял сыну в рескриптах свою «душевную
благодарность» за службу в армии. И хотя сам Александр не
проявлял большого интереса и рвения к делам гражданским, он
постепенно втягивался в них. В 1839 г. Александр Николаевич
назначается присутствующим в Государственный совет, в, сле-
дующем году — в Комитет министров, а в 1841 —1842 гг. —
членом этих высших государственных органов. В 1842 г. на
Александра Николаевича впервые возложили решение всех го-
сударственных дел по Комитету министров, Государственному
совету, министерствам. Государственные заботы в деятельности Александра II были подчинены всепоглощающей цели — восстановить престиж и величие России после бесславного поражения в Крымской войне. Насущные потребности внутренней и внешней политики пришли в столкновение с важными основами николаевской системы.

Столкновение старых традиций и новых требований ставило
Россию перед неизбежностью радикальных решений. В силу особенностей государственного устройства и жизненного уклада
России движение вперед было возможно лишь при содействии
монарха. Александр II мог выбирать только между вариантами реформирования строя, но не между старой, николаевской


системой и новым порядком. Реформы и составили главное де-
ло царствования Александра II.

Александр II встал на путь освободительных реформ не в си-
лу своих убеждений, а как военный человек на троне, осознав-
ший «уроки» Крымской войны, как император и самодержец, для
которого превыше всего были престиж и величие державы. Об
этом говорили потом и другие видные государственные деятели.
Так, СЮ. Витте в своих воспоминаниях отмечал, что «Крым-
ская война открыла глаза наиболее зрячим; они осознали, что
Россия не может быть сильна при режиме, покоящемся на раб-
стве». Объявляя об условиях заключенного мира, Александр II
отмечал в манифесте внутриполитические задачи, стоящие пе-
ред Россией: «...да утверждается и совершенствуется ее внут-
реннее благоустройство: правда и милость да царствует в судах
ее: да развивается повсюду и с новой силой стремление к про-
свещению и всякой полезной деятельности, и каждый под сенью
законов, всем равно справедливых, всем равно покровительст-
вующих, да наслаждается в мире плодами трудов невинных».

Этот внутриполитический курс постепенно претворялся
в жизнь.
3 декабря 1855 г. был закрыт Высший цензурный комитет.
Александр II отказался от своей прежней позиции насаждения
«цензурного террора». Верно оценив обстоятельства в этот пе-
риод, А.И. Герцен основал Вольную типографию в Лондоне
(1853), журналы «Полярная звезда» (1855), «Голоса России»
(1856), «Колокол» (1857). И в самой России возникали и чита-
лись новые издания: «Русский вестник», «Русская беседа»,
«Сельское благоустройство» и др. Вскоре были ликвидированы стеснения, введенные в университетах после 1848 г., разрешена свободная выдача заграничных паспортов, облегчено создание акционерных обществ и компаний и т. д. К коронации в августе 1856 г. была объявлена амнистия всем политическим заключенным — декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830—1831 гг.; 9 тыс. человек освободились от полицейского надзора. С ведома Александра II министр внутренних дел С.С. Ленской вел переговоры с предводителями дворянства некоторых губерний о развитии инициативы в высшем сословии в деле освобождения крестьян. Однако дворянство не спешило с решением этого вопроса. Осторожен был в своих действиях и Александр II. В ожидании «инициативы» дворянства он не предпринимал никаких решительных шагов, хотя конкретные вопросы отмены крепостного права ему были известны, например, проект


освобождения крестьян в имении его тетки, великой княгини
Елены Павловны в селе Карловка Полтавской губернии, являв-
шийся как бы моделью предстоящей реформы.

В записке Елены Павловны об отмене крепостного права ли-
беральная бюрократия в содружестве с либеральными общест-
венными деятелями в лице А.А. Абазы и других предлагала ва-
риант освобождения крестьян с землей за выкуп, превращение
крестьян в мелких земельных собственников при сохранении
крупного помещичьего землевладения.

Александр II поначалу попытался действовать методами сво-
его отца. В начале 1857 г. для подготовки реформы был учреж-
ден Секретный комитет. Однако комитет, составленный из ни-
колаевских сановников, работал вяло, никакого энтузиазма не
проявляло и дворянство. Ряд влиятельных лиц, близких к ца-
рю — брат Александра II великий князь Константин, бывший
министр государственных имуществ граф П.Д. Киселев, — су-
мели убедить императора, что медлить с реформами нельзя.

В конце 1857 г. под давлением генерал-губернатора В.И. На-
зимова дворянство Виленской губернии ходатайствовало о без-
земельном освобождении своих крестьян. Правительство вос-
пользовалось удобным случаем: Александр II предписал дворянам
Виленской губернии создать губернский комитет для выработ-
ки проекта крестьянской реформы. Рескрипт (предписание) ца-
ря был опубликован. Правительство ознакомило общество со
своими намерениями, правительственный комитет по крестьян-
скому делу утратил свой тайный характер и из Секретного был
переименован в Главный комитет.

После публикации рескрипта дворянство всех областей империи вынуждено было ходатайствовать об учреждении у себя губернских комитетов. В них сложилось две группировки. Большинство помещиков предлагали освободить крестьян без земли или с маленьким наделом. Эта точка зрения была особенно популярна в черноземных губерниях, где земля имела большую ценность. Либеральное меньшинство предлагало освободить крестьян с землей за выкуп. Такое решение устраивало помещиков нечерноземной полосы, где земля представляла меньшую ценность. Поначалу Александр II разделял точку зрения большинства
помещиков, однако затем пришел к выводу о необходимости освободить крестьян с землей. В советской историографии такое
решение историографами часто связывалось с усилением крестьянского движения. Царь и его приближенные действительно боялись повторения пугачевщины, однако не меньшую роль


сыграл иной фактор — наличие в правительстве влиятельной
группировки, получившей название либеральной бюрократии.

Покровителем либеральных бюрократов был брат царя вели-
кий князь Константин Николаевич, а влиятельным их предста-
вителем — чиновник министерства внутренних дел Н.А. Ми-
лютин. К числу либеральных бюрократов принадлежали также
секретарь Константина Николаевича А.В. Головин (впослед-
ствии министр народного просвещения), брат Н.А. Милютина
Д.А. Милютин, ставший затем военным министром, близкий
к царю генерал Я.И. Ростовцев.

В начале 1859 г. для обработки проектов дворянских комите-
тов были созданы Редакционные комиссии во главе с Я.И. Рос-
товцевым. Фактически комиссии стали играть главную роль
в подготовке проекта крестьянской реформы. Выработанный
в комиссии проект подвергся обсуждению депутатов, прислан-
ных дворянскими комитетами, а затем передан в высшие госу-
дарственные органы. Опираясь на поддержку царя, либералы
смогли отстоять основы своего проекта, в то же время их про-
тивникам удалось внести немало изменений.