Управление крестьянами

Сословные учреждения. Финансовые и административно- хозяйственные органы

Полицейское управление

 

Важнейшим элементом исполнительного аппарата местной
администрации была полиция. Она подразделялась на местную
и городскую, специальных губернских полицейских органов не
было, и объединяющим органом всей полицейской системы был
сам губернатор.

В Петербурге и Москве полицию возглавляли обер-полицмей-
стеры. В остальных губернских городах во главе управы бла-
гочиния стояли полицмейстеры. Каждый губернский город
делился на части, которыми ведали частные приставы.

Задачи частей сводились к охране порядка на своей терри-
тории, надзору за трактирами, гостиницами и ресторанами,
устройству в дома призрения подкидышей; при частях всегда


находились врачи и окушерки. Здесь же наказывали провинившихся(их пороли). Части подразделялись на кварталы - это

была самая низшая исполнительная испольнительная инстанция, во главе их стояли квартальные надризетил, которым подчинялись полицейсие и будочник.

В 1837 г. была проведена реформа полицейских органов, и полицейская сеть была распронена на сельские районы страны, низшей полицейской должностью была должность станового пристава. В сельской местности также существаовала сельская выборная полиция: сотские и десяткие и вотчинная полиция помещников. Все эти структуры работали согласовано.

Уездную полицию возгавлял исправник, который избиратеся на три года уездным дворянством. При нем существовал земский суд, в состав которого входили заседатели от дворян, а с 1837г. - и от государтсвенных крестьян.

В первой половине 19 в. в Росси не существовало строго разделения функции между полцией и суом, полиция также проводила свое дознание и имела право судить в маловажных полцейских вещах.

В структуре полцейских органов губернских и столичых городов имелись управы благоличиния, при которых функционировали гуаптвахты, долговый тюрьмы и полицейиские архивы. Кроме того начиная с 40-х годов создаются врачебно-полицейские комитеты на которые возлагался контроль за публичным домами и тайно промышаляющими женщинами.

В начале 19 века вы Росси созданы жандармские части которые в 1826 г. объединены в отдельный корпус жандаром. Он

был пазделен на 5, а позднее на 8 жандармских округов, которые в свою очередь делились на отделения. Каждое отделение объединяло 1-2 губерни.

Первые жандармские чины и части появились в 1815 года в армии и выполняли функции военной полиции. К середи 19 века на местах сущестовали губернские жандармские упарления, в губернских, паотртовых городах и крепостях - городские команды жандармов.

В первой половине 19 века в России была также создана сеть тюрем. Тюрьмы были политические(для совершивших государственные преступления), моестырские(церковные преступления), общего\углолвные тюрьмы для всех прочих преступлеников, которые находилось в ведомстве Министерства внутренних дел.ю

Общеуголовные тюрьмы были в каждом городе. В Сибири в этот период сформировалось система каторжных тюрем,

 

а по пути к ним — этапы и полуэтапы. К числу тюрем также
относились работные и смирительные дома. Среднегодовое ко-
дичество заключенных в середине XLX в. в России составляло
примерно 300 тыс. человек.

Значительная часть местных органов власти подчинялась
главному жандармскому управлению., основная задача которо-
гобыла аналогична полицейским органам — обеспечивать об-
щественный порядок.

 

Определенную роль в местном управлении играли сословные
учреждения. Дворянские собрания действовали на протяжении
первой половины XIX в. Губернский предводитель дворянства
формально был вторым лицом в губернии после губернатора.
Однако фактическое значение выборных дворянских органов бы-
ло невелико (за исключением Московского и Петербургского
дворянских собраний, очень влиятельных).

Более влиятельной была Шестигласная дума, исполнитель-
ный орган городского самоуправления: она руководила выбора-
ми должностных лиц городского сословного управления, опре-
деляла размеры их жалования, утверждала городской бюджет,
заботилась о продовольственном, снабжении города, проводила
раскладку налогов, осуществляла выдачу паспортов, следила за
состоянием городских казенных зданий и т. д.

В первой половине XIX в. существовал довольно значитель-
ный финансовый и административно-хозяйственный аппарат на
местах, распределенный по ведомствам.

Основными финансовыми учреждениями в губерниях были
казенные палаты, а в уездах — казначейства, которые вели
учет всех прямых налогоплательщиков губернии и предоставля-
ли соответствующие данные в Министерство финансов или
в Сенат.

Казенные палаты занимались раскладкой на население земских повинностей и контролировали их исполнение, вели учет доходов и расходов в губернии и уездах, наблюдали за поступлением прямых и косвенных налогов. Казначейства осуществляли прием и хранение денежных средств, организовывали денежные выдачи, в том числе ежемесячное жалование


чиновникам. С 1817 г. при казенных палатах существовали
отделения питейных сборов, которые заведовали казенными
магазинами по торговле вином, осуществляли контроль за винокуренными заводами и винными откупами.

В 1837 г. в связи с созданием Министерства государственных имуществ, в чьи функции входило управление государственными землями и государственными крестьянами, которых насчитывалось 9 млн. душ мужского пола, были учреждены соответствующие местные органы: в губерниях — палаты государственных имуществ, в округах (один округ включал два-три уезда) — окружные управления, в сельской местности — сельский сход, сельское управление, сельская расправа, волостной сход и волостное правление.

В состав палаты государственных имуществ входили совет-
ники, асессоры, губернский лесничий и землемер. Палата вы-
полняла хозяйственные функции: продажу незаселенных госу-
дарственных земель, их обмен, сдачу в аренду и т. д.

Сельские и волостные расправы были органами сословного
гражданского и уголовного суда для государственных крестьян.
Сельскую расправу возглавлял сельский старшина, которого из-
бирал сельский сход; кроме него, в состав расправы входили два
избираемых заседателя. Делопроизводство в сельской расправе
вел сельский писарь. В компетенции сельских расправ были
мелкие уголовные дела. Приговоры, которые она выносила, ог-
раничивались конфискацией краденых вещей, небольшими де-
нежными штрафами, присуждением к общественным работам
сроком до шести дней, наказанием розгами до 20 ударов. При
сельской расправе имелась тюрьма. Аналогичным образом бы-
ли организованы и волостные расправы, их полномочия были
чуть шире.

Управление на местах удельными землями, которые принад-
лежали императорской семье, осуществлялось удельными
конторами.
Во главе конторы стоял управляющий. Контора
состояла из трех столов: хозяйственного (который управлял
крестьянами), счетного (для ведения учета доходов) и судного
(собирались сведения о делах удельных крестьян в судах).

Удельным конторам подчинялись сельские приказы, возглав-
ляемые головой. Он выбирался удельными крестьянами на три
года. Численность удельных крестьян накануне 1861 г. не дохо-
дила до 1 млн душ мужского пола. Гораздо многочисленнее были помещичьи крестьяне: в середине XIX в. их насчитывалось около 11 млн. душ мужскогопола. Ими по своему усмотрению управляли помещики.


За время царствования Николая I по крестьянскому вопросу было создано девять секретных комитетов и издано около
100 указов.

Предпринимались следующие меры по решению крестьян-
ского вопроса.
Было запрещено продавать крепостных кресть-
ян без земли, крепостных крестьян с разделом семьи и возме-
щать долг крепостными крестьянами с отрывом их от земли.

В 1837—1841 гг. П.Д. Киселевым была разработана рефор-
ма государственной деревни. Подготовка реформы сосредо-
точилась в специально созданном для этой цели V отделении
Собственной Е. И. В. канцелярии. Государственная деревня
была изъята из ведения Министерства финансов и передана во
вновь созданное Министерство государственных имуществ,
во главе которого был поставлен П.Д. Киселев.

По этой реформе государственные крестьяне были превра-
щены в юридически свободных землевладельцев. Их земельные
наделы были значительно увеличены. Для управления государ-
ственной деревней создавались казенные палаты, в уездах —
казенные округа. Вводилось крестьянское самоуправление. Упо-
рядочивались повинности крестьян.

Чтобы избежать малоземелья, было предпринято переселение
крестьян на новые земли. Предусматривалось учреждение школ,
больниц, ветеринарных пунктов. В западных губерниях ликви-
дировалась практика сдачи казенных имений в аренду частным
лицам.

Второй этап задуманной Киселевым реформы, предполагав-
ший медленную эволюцию помещичьей деревни в сторону посте-
пенного ограничения крепостного права вплоть до его отмены,
не был осуществлен. После обсуждения проекта дальнейших
преобразований в секретном комитете, состоящем из земле-
владельцев, все его антикрепостническое содержание реформы
было сведено на нет. Дальнейшие меры были настолько осторожными, что их результат нисколько не отразился на реальном
положении крепостных крестьян.

• 1842 г. — указ об «обязанных крестьянах». В основу указа был положен принцип добровольного согласия между помещиком и крепостными. Крепостной крестьянин мог получить личную свободу от помещика, а также землю, но не в собственность, а только в пользование, за которое был обязан выполнять те же феодальные повинности, которые не могли быть, однако, увеличены по желанию помещика.


• 1847 г. — новый указ дал право крепостным крестьян
при продаже имения помещика за долгивыкупиться на волю
ту же цену, которая устанавливалась на торгах. Выкупившиеся
таким способомкрестьяне зачислялись в разряд государствен-
ных крестьян.

• 1847 г. — проведена инвентарная реформа на окраинах
страны. Правительство осуществило точную фиксацию кресть-
янских повинностей, которые не могли быть увеличены поме-
щиками.