Тематика дипломных работ

РАЗДЕЛ 3. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ РАБОТ

Третий уровень

Второй уровень

Первый уровень

Тестовые задания к теме

Закон о переустройстве империи 30 января 1934 года.

Народное голосование и выборы в рейхстаг 1 ноября 1933 года доказали, что германский народ, вопреки всяким внутриполитическим границам и противоречиям, слился в единое и внутренне нерасторжимое целое.

Рейхстаг единогласно принял поэтому следующий закон, который обнародуется здесь с единодушного одобрения рейхстага, причем устанавливается, что требования законодательства об изменении Конституции исполнены.

Статья 1.Народные представительства областей упраздняются

Статья 2. 1)Права верховенства областей переходят к империи.

2)Правительства земель подчиняются имперскому правительству.

Статья 3.Имперские наместники в землях подлежат должностному надзору имперского министра внутренних дел.

Статья 4.Имперское правительство может создавать новое конституционное право.

(Конституции буржуазных стран. Т. 1. М.–Л., 1935).

 

 

I. Выберите правильный ответ.

1. Назовите год образования первых фашистских организаций в Италии:

а) 1922; б) 1919; в) 1915; г) 1933.

 

2. Назовите особенности фашистской диктатуры в Японии:

а) срастание государственного и партийного аппарата;

б) отрицание либерализма, демократии, рыночной экономики;

в) установление руководящей роли армии в политической системе;

г) ликвидация демократических прав и свобод.

 

3. Назовите страны–участницы Потсдамской конференции:

а) СССР; б) Франция; в) США; г) Англия; д) Италия.

 

4. Назовите режим, установившийся в ряде европейских государств в результате прихода фашистских правительств к власти:

а) авторитарный; б) тоталитарный; в) «вождистский».

 

II. Закончите определение:

а) «фашизм» – это политическое движение, возникшее в ….

б) «национал–социализм» – это…

 

I.Подберите к датам соответствующие им события из германской истории:

· 1923 г. –

· 1932 г. –

· 30 января 1933 г. –

· 27 февраля 1933 г. –

· 2 августа 1934 г. –

· 29 сентября 1938 г. –

· 1 сентября 1939 г. –

II. Разместите законы в соответствующих колонках:

Закон «О подготовке органического построения народного хозяйства» (1934); Закон о картелях (1931); Закон «О защите правительства национального возрождения от коварных посягательств» (1933); Закон «Об акционерных обществах» (1937); Закон «Об обязанностях и прерогативах главы правительства» (1925); Закон «Об обеспечении единства партии и государства» (1933); Закон «О всеобщей регистрации и всеобщей мобилизации» (1938); Закон «Об обеспечении национальной обороны» (1941); Закон «Об устранении бедственного положения народа и государства» (1933); Закон «О праве исполнительной власти издавать юридические нормы» (1926); Хартия труда (1927).

Германия Италия Япония
     

III. Вычеркните слова или фразы, выпадающие из смыслового ряда.

а) дуче, кайзер, каудильо, фюрер;

б) расизм, шовинизм, реформизм, национализм;

в) размах демократического движения; экономический кризис; раскол рабочего движения; борьба за рынки сбыта и сырья;

г) «Огненные кресты», Партия центра, «Скрещенные стрелы», НСДАП.

IV. Что было раньше?

а) «пивной путч» или оформление политической партии в Италии?

б) начало «битвы за рейхстаг» или замещение Гитлером поста рейхсканцлера?

г) Потсдамская конференция или окончание Второй мировой войны?

I. Назовите государства, в которых в 20-е – 30-е годы XX века установились праворадикальные диктатуры.

II. Заполните таблицу: «Общее и особенное в формировании фашистских диктатур».

  Германия Италия Япония
Общее 1. 2. 3. 4. ...
Особенное      

 

 

 

1. Дипломная работа– учебно-исследовательское произведение с элементами научного творчества. Её выполнение в значительной мере даёт возможность судить о подготовленности выпускника к дальнейшей деятельности. Основными целями дипломной работы являются:

· систематизация, расширение и углубление теоретических знаний студента – будущего специалиста;

· развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой исследования и экспериментирования при решении практических задач.

Следует иметь в виду, что дипломная работа – это не пересказ источников, литературы, а достаточно самостоятельный исследовательский труд. Он включает в себя:

· выдвижение проблемы, не получившей достаточного освещения в литературе;

· выявление и введение в научный оборот новых источников и сообщение на этой основе новых фактов;

· установление новых связей между известными явлениями;

· новую постановку известной проблемы;

· оригинальные выводы;

· рекомендации об использовании выявленных материалов и выводов в науке или практике.

 

Процесс подготовки и выполнения дипломной работы включает несколько основных этапов:

· выбор темы, утверждение ее кафедрой;

· составление плана работы;

· выбор методики работы над источниками и литературой;

· составление календарного плана выполнения работы;

· сбор материалов, составление библиографии, анализ и обобщение собранного материала;

· письменное изложение результатов исследования;

· формулировка выводов;

· проверка текста научным руководителем и составление им отзыва о дипломной работе;

· внесение исправлений и литературная обработка рукописи;

· оформление дипломной работы, перепечатка на машинке (внесение изменений на компьютере), составление библиографии, приложений, оформление обложки;

· рецензирование дипломной работы;

· подготовка к защите: написание текста выступления, отбор необходимых материалов (схем, диаграмм, таблиц, иллюстрации) для демонстрации во время защиты.

2. Выбор темы.Важным и ответственным этапом в написании дипломной работы является выбор темы. Нередко студенты определяют ее только на выпускном курсе, и как результат этого – часто поспешное и несвоевременное завершение дипломной работы, поверхностность в раскрытии темы. Наш совет – думать о теме дипломного сочинения тогда, когда выбирается тема курсовой работы и готовить его два–три года.

При определении темы учитывать не только ее актуальность в научном и практическом плане, но и наличие источников и литературы. Кроме этого, она должна предоставить студенту возможность проявить себя как исследователя.

Важное значение при выборе темы дипломной работы имеет освещенность ее в литературе. По некоторым темам есть значительное число публикаций, что свидетельствует об их разработанности. С одной стороны, это облегчит студенту работу над дипломным сочинением, а с другой – наличие разнообразной литературы по теме затруднит выделение каких-то новых аспектов в изучаемой проблеме и внесение своего, пусть и небольшого, вклада в ее освещение. Все это необходимо учитывать.

Тематика курсовых и дипломных работ разрабатывается кафедрами. Её содержание предопределяется перечнем курсов и спецкурсов, читаемых на данной кафедре. Окончательно тематику утверждает совет факультета.

Формулировка темы дипломной работы конкретного студента определяется им самим совместно с научным руководителем и может при необходимости несколько отличаться от той, которая имелась в списке тем. Тему каждому дипломнику утверждает кафедра .

3. Составление плана дипломного исследования. Основные виды планов.Первая рекомендация в деле составления плана – это необходимость консультироваться с научным руководителем по поводу содержания будущей работы и ее структуры. Чем раньше составлен план, тем целенаправленнее ведется работа. При разработке плана следует выделить два главных этапа: составление предварительного и окончательного вариантов плана.

Предварительный план – это то, что в предыдущих разделах мы назвали замыслом работы, он составляется обычно после утверждения темы и общего знакомства с основными источниками и литературой.

Окончательный вариант плана согласовывается с научным руководителем и после этого становится обязательным документом. Изменение плана допускается только с согласия научного руководителя. Если же возникает разногласие у студента и его руководителя, то окончательное решение принимает кафедра.

4. Структура работы. План дипломного исследования должен включать название темы, введение (или предисловие), название глав, а в каждой из них – название разделов, заключение, библиографию и, если есть, приложения. Деление глав на разделы, подразделы, параграфы не является обязательной нормой, все определяется целесообразностью.

Многие кафедры рекомендуют кроме предварительного и окончательного плана, разработать еще один вид плана – план-проспект. Он представляет собой развернутый предварительный план с тезисами, в нем содержится краткое изложение сути глав и разделов.

Каждая из глав является составной частью темы, а разделы – это часть главы. Поэтому название всей темы работы и любой из глав не должны совпадать. Такое же требование в отношении глав и разделов. Формулировки тем, глав и разделов должны отвечать определенным требованиям. К ним относятся: конкретность, отсутствие двусмысленности, немногословность.

5. Основное содержание дипломной работы. Примерный объём дипломной работы определяется кафедрой, он уточняется научным руководителем с самим студентом. По гуманитарным дисциплинам объём дипломного сочинения обычно составляет 40–60 страниц машинописи, включая приложения. Если же дипломное задание включает в себя выполнение лабораторного анализа или эксперимента, решения математической задачи, изготовление чертежей, таблиц и т. д., то текстовая часть работы сокращается.

Введение дипломной работы обычно занимает 3–4 машинописных страницы. Введение – это как бы визитная карточка дипломной работы. В нем дается обоснование темы, ее актуальность, определяются цели и задачи исследования, методологическая основа, приводится характеристика источниковой базы и обзор имеющейся литературы.

Основную структурную часть работы составляютглавы. Их должно быть не меньше двух. Каждая глава должна освещать самостоятельный вопрос изучаемой темы, а если глава разделена наразделы, то каждый раздел – отдельную часть этого вопроса.

При написании глав и разделов следует добиваться сохранения логической связи между ними, последовательного перехода от одного раздела к другому внутри глав, от одной главы – к другой.

Содержание глав и разделов должно соответствовать их названиям, быть обоснованным. По объёму они должны быть примерно равными между собой. Главы и разделы нужно завершать выводами, хотя бы краткими.

Завершает дипломную работузаключение (от 2-х до 5 страниц). В нем делают выводы по работе в целом, подводятся итоги всему исследованию; намечаются, если нужно, перспективы дальнейшего изучения проблемы, показывается ее связь с современностью, предлагаются практические рекомендации. В конечном счете, заключение констатирует степень реализации целей и задач, поставленных во введении, научно-теоретическую ценность выполненной работы.

6. Защита дипломной работы.Завершенная дипломная работа подписывается автором и научным руководителем, представляется на кафедру не позднее, чем за десять дней до назначенного срока защиты.

Одновременно с работой подаетсяотзыв научного руководителя, содержащий краткий анализ дипломного исследования и заключение о допуске дипломной работы к защите. В отзыве научный руководитель может высказать свое мнение о работе.

Кафедра направляет текст дипломной работы вместе с отзывом научного руководителя на внешнее рецензирование. По традиции высшей школы рецензентами могут быть преподаватели других кафедр, ученые научно-исследовательских учреждений, высококвалифицированные специалисты соответствующих отраслей или сфер деятельности.

Рецензент дает развернутыйписьменный отзыв (рецензию) на работу, который отражает: оценку актуальности выбранной темы и степень ее обоснованности; верность поставленных целей и задач исследования, полноту их реализации; правильность плана; знание и использование студентом источников и литературы. В рецензии обычно указывается: насколько убедительно раскрыты вопросы плана дипломной работы; обоснованы ли и аргументированы ли сделанные выводы и практические рекомендации; каковы их научная новизна, теоретическая и практическая ценность и возможные сферы применения. Обращается внимание на качество оформления работы. В конце рецензии дается оценка дипломной работы.

Защита дипломной работы проходит публично в Государственной экзаменационной комиссии. Перед началом работы секретарь ГЭК передает председателю ГЭК дипломные работы вместе с отзывами научных руководителей и рецензиями.Без отзывов и рецензий дипломные работы к защите не допускаются.

После объявления председательствующим фамилии, имени и отчества дипломника, темы его работы, студент приступает к защите своей работы. В течение 7–10 минут он обязан обосновать актуальность исследованной темы, охарактеризовать источниковую базу, кратко изложить содержание работы по главам, доложить о сделанных выводах и внесенных практических рекомендациях. Текст выступления лучше подготовить заранее и согласовать его с научным руководителем. Следует подумать также над вопросами, которые могут быть заданы в ходе защиты. В связи с этим дипломнику надлежит повторно поработать над литературой, собрать дополнительные факты для сравнения и сопоставления, уметь раскрыть причинно-следственные связи и закономерности. Заранее следует подготовить и иллюстративный материал: диаграммы, схемы, графики и т. д., которые могут понадобиться в процессе защиты.

После окончания выступления дипломника члены ГЭК, рецензент и все присутствующие могут задавать ему вопросы по существу защищаемой работы. Дипломнику желательно точно записать все задаваемые вопросы, после чего можно отвечать на них сразу, либо перед заключительным словом, если ему необходимо время для обдумывания своих ответов. Ответы должны быть четкими, исчерпывающими и по существу заданных вопросов.

Вслед за дипломником выступает рецензент, который кратко сообщает свое мнение о защищаемой работе, делает замечания, если считает нужным, о выступлении автора и его ответах на поставленные вопросы.

Автор должен ответить на замечания рецензента, изложенные в письменном отзыве или устном выступлении, дать объяснение по поводу отмеченных недостатков сразу или в заключительном слове.

Кроме рецензента, на защите дипломной работы по существу проведенного исследования, может выступить любой из присутствующих.

В конце защиты дипломник получает заключительное слово, в котором может еще раз подтвердить или уточнить свою позицию по поднятым при обсуждении работы вопросам, ответить на вопросы и замечания выступивших, дать свою оценку помощи, оказанной научным руководителем и т. д.

Результаты защиты дипломной работы определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Оценку большинством голосов выносит ГЭК на закрытом заседании.

При вынесении оценки учитываются:

· теоретический уровень и практическая значимость работы;

· широта ее источниковой базы;

· знание дипломником литературы;

· правильность постановки целей и задач исследования;

· самостоятельность и полнота их решения;

· оформление;

· умение студента доложить на защите суть своей работы и правильность ответов на заданные вопросы;

· умение отстаивать свою позицию;

· вести научную дискуссию.

Практика показывает, что дипломные работы значительно разнятся между собой по уровню выполнения. Можно выделить три вида результатов студенческого поиска и творчества.

Первый – дипломные работы компилятивного характера. Для их написания использованы 2-3 источника, в список литературы чисто формально внесены еще несколько позиций. Творчество в изложении материалов, собственные наблюдения и выводы отсутствуют. Такие работы на защите не получат высокой оценки, а если обнаружится, что в тексте допущен прямой плагиат – оцениваются неудовлетворительно.

Второй, наиболее типичный вариант дипломного сочинения – это выполнение его на уровне установленных требовании и рекомендаций .

Наконец, третий вид – это, когда дипломная работа из учебно-исследовательской перерастает в научно-исследовательскую, содержит в себе солидный научный результат, автору такой работы обычно предлагают продолжить научное творчество в магистратуре или аспирантуре.

Более подробно порядок защиты дипломной работы регламентируется инструкцией по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных проектов (работ) в высших учебных заведениях .

 

 

1. Конституционное законодательство периода английской буржуазной революции (1628 – 1658 г. г.)

2. Конституционное законодательство в Англии после реставрации Стюартов 1660 г. Хабеас корпус акт 1679 г.

3. Отражение идей пуританизма в законодательстве революци­онной Англии (1640 – 1688 гг.)

4. "Славная революция" 1688 г. и последующее конституционное законодательство. Билль о правах 1689 г. Акт об устроении 1701 г.

5. Декларация независимости США 1776 г. и ее политико-правовое значение.

6. Конституция США 1787 г., история ее развития и принятия. Основные принципы.

7. Мусульманское право и его распространение в эпоху средне­вековья, Новой и Новейшей истории.

8. ГК Наполеона 1804 г.: история создания, структура, принципы. Основные гражданско-правовые институты.

9. Воплощение основных уголовно-правовых идей француз­ских просветителей в конституционном уголовном и уголовно-процессуальном праве Франции XVIII – нач. XX в.

10. Уголовные кодексы Франции 1791–1810 г. г., история их раз­работки, основные принципы и институты права.

11. Эволюция избирательного права в Англии и США в XIX в. Акты о народном представительстве Англии 1832, 1867, 1884 – 1885 г. г. поправки 14 – 15 к феодальной конституции США.

12. Великая французская буржуазная революция XVII в., ее этапы и важнейшие конституционные акты.

13. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

14. Конституционное законодательство консульства Наполеона Бонапарта. Создание Государственного совета Франции и реорганизация местного управления.

15. Государственный строй второй (1847) и третьей французской республик.

16. Парижская коммуна 1871 г. Декларация и важнейшие декреты коммуны.

17. Конституирование буржуазной государственности в Германии: от конституционной хартии Пруссии 1850 г. к Конституции Германской империи 1871 г.

18. Ноябрьская буржуазная революция 1918 г. в Германии. Веймарская конституция 1919 г.

19. ГГУ 1900 г.: общая характеристика основных правовых институтов.

20. Основные изменения в системе наказаний в праве основных государств Западной Европы и Азии.

21. Формирование судебно-правовой системы США.

22. Развитие государственно-правовой системы США.

23. Современное американское уголовное законодательство.

24. Исторические уроки законодательства "нового курса" Фр.Д. Рузвельта (государственно-правовой аспект).

25. Антимонопольное (антитрестовское) законодательство в США: история принятия и историческая судьба.

26. Общая характеристика гражданского права в Англии и США. Доверительная собственность. Договорная и внедоговорная ответственность.

27. Государственно-правовой механизм фашистских диктатур в Западной Европе (Италия или Германия) и Япония. Общее и особенное.

28. Общие тенденции развития конституционализма в буржуазных странах с начала XX в. (падение роли парламента, усиление правительственной (президентской) власти, партийный плюрализм и др.).

29. Историко-правовая судьба антикоммунистического законодательства США (Законы Смита, Маккарена, Хэмфи-Батлера).

30. Сравнительно-правовая характеристика конституции четвертой, пятой Французских республик.

31. Институт конституционного надзора в современной Франции (Конституционный Совет) и Германии (Конституционный суд).

32. Источники уголовного и гражданского права Франции и Германии в Новейшее время.

33. Источники гражданского права в странах общего права (Великобритания, США) в Новейшее время.

34. Источники уголовного права, система преступлений и наказаний в Великобритании и США в Новейшее время.

35. Принятие Основного закона Германии 1949 г. его правовая характеристика.

 


* В отечественной юридической или исторической науке так не принято делать, но ряд современных европейских изданий дает нам «повод для подражания»