Конституция 1799г.
Глава 19. Франция в период Консульства и Империи Наполеона Бонапарта
Сохранение за новыми владельцами имущества, приобретенного за время революции.
Избирательная система - - цензовая, двухстепенная.
Конституция Директории 1795г.
Термидорианский переворот.
Законодательный корпус | |||
ß | ß | ||
Нижняя палата - - Совет 500 (обсуждение законопроектов) | Верхняя палата - - Совет Старейшин (принимала или отвергала законопроекты) | ||
Исполнительная власть | |||
ß | |||
Директория - - особый комитет из 5 человек, избираемый Законодательным корпусом | |||
ß | ß | ß | |
Министры | Департаменты власти | Военное командование | |
Основные черты и значение Великой французской буржуазной революции XVIII в. 1. Уничтожение старого порядка (свержение монархии, разрушение феодального уклада). 2. Утверждение буржуазного общества и расчистка путей для дальнейшего капиталистического развития Франции (ликвидация феодально-сословных порядков). 3. Сосредоточение политической и экономической власти в руках буржуазии. 4. Возникновение форм буржуазной земельной собственности: крестьянская и крупная собственность бывших дворян и буржуазии. 5. Создание предпосылок для промышленного переворота. 6. Дальнейшее формирование единого национального рынка, ликвидация остатков феодального местного партикуляризма. Влияние идей Французской революции. Идеи об освобождении человека, о свободе, равенстве всех людей нашли отклик на всех континентах; они развивались, внедрялись в европейское общество в течение 200 лет |
9 ноября 1799 г. во Франции был совершен военный государственный переворот.Генерал Наполеон Бонапарт с помощью верных войск разогнал существовавший в то время высший орган законодательной власти - - Законодательный корпус и высший орган исполнительной власти - - Директорию (рис. 6).
Наполеон Бонапарт. Медальон 1793 г. Рис. 6. |
Особенность этого государственного переворота состояла в том, что он был осуществлен не только посредством заговора политической "верхушки", но и при прямой поддержке армии, ставшей опорой государственной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективности системы конституционных органов.
Исполнительная власть после переворота была передана Исполнительной комиссии, состоявшей из трех консулов. Реальная власть была сосредоточена у первого консула, пост которого занял Бонапарт.
Законодательный корпус, в свою очередь, был заменен двумя законодательными комиссиями, задачей которых стала выработка новой конституции. Демократические силы не смогли оказать сопротивления новой диктатуре. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обещана, а впоследствии и обеспечена защита его собственности на землю.
Режим Консульства юридически закреплялся декабрьской Конституцией 1799 г.,написанной по директиве Наполеона: «Излагать коротко и неясно!»Основными чертами государственного строясогласноэтой,крайне запутанной Конституции, стали верховенство правительства и представительство по плебисциту (табл. 28).
Таблица 28.
Законодательная власть | ||||
ß | ß | ß | ||
Государственный Совет (составление и редактирование законопроектов) | Трибунат (обсуждение законопроектов) | Законодательный корпус (принимал или отвергал законопроекты) | ||
Исполнительная власть | ||||
Первый консул (Наполеон Бонапарт) - вся полнота исполнительной власти, отчасти судебная и законодательная власти. | ||||
Второй консул (Лебрен) | совещательный голос | |||
Третий консул (Камбасерес) | ||||
Избирательная система - - все мужчины, достигшие 21 года, имели избирательное право, но избирали лишь кандидатов в депутаты ( а затем правительство отбирало членов высших органов власти) | ||||
1802 г. - - Наполеон объявлен пожизненным консулом. 1804 г. - - провозглашение Франции империей. Наполеон - - император. 1807 г. - - окончательное установление авторитарного режима (был упразднен Трибунат, Законодательный корпус собирался редко) | ||||
Основной принцип построения государственного аппарата Наполеона - - бюрократическая централизация. m Уничтожение выборного местного и департаментского самоуправления. m Создание советов префектур во главе с префектом (префектназначался правительством; ему принадлежала вся полнота административной власти, включая административную юстицию) | ||||
6 апреля 1814 г. - - Наполеон подписал акт отречения от престола. Королем был провозглашен Людовик XVIII | ||||
май 1814 г. - - Людовик XVIII опубликовал конституционную Хартию (Хартия легитимной монархии 1814 г.) | ||||
Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта, который имел особые полномочия:
Во-первых, он осуществлял исполнительную власть. Затем он назначал и смещал министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей. Кроме того, он обладал правом законодательной инициативы.
Второй и третий консулы имели лишь совещательные полномочия. Законопроекты могло предлагать только правительство, то есть первый консул.
По Конституции органами законодательной власти были:
1. Государственный совет, осуществлявший редактирование законопроектов;
2. Трибунат, обсуждавший их;
3. Законодательный корпус, принимавший или отвергавший законопроекты целиком и без прений;
4. Охранительный сенат, утверждавший законопроекты.
Эти органы не имели самостоятельного значения, а только маскировали единовластие первого консула, без одобрения которым нормативного акта последний просто не принимался.
Административно-территориальное управление осуществлялось с помощью разделения страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Руководство департаментом осуществлял назначаемый правительством префект, а в дистрикте - - супрефект. Мэров и членов совещательных советов коммун и городов назначало правительство. Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность должностных лиц первому консулу («Обсуждать коллегиально, принимать решения единолично» - - такова была установка Наполеона).
Бонапарт был объявлен пожизненным консулом по итогам плебисцита 1802 г. с правом назначения преемника, что означало, по сути, возобновление монархии.
А уже через два года, в 1804 г. Бонапарт был провозглашен императоромфранцузов. Таким образом он полностью сосредоточил в своих руках исполнительную и законодательную власть.
Таблица 29. |
Главными рычагами императорской власти стали армия и полиция. Армия, превратившаяся к моменту образования империи в профессиональную и включавшая в себя привилегированные войска - - императорскую гвардию. Она приобрела огромное влияние на политическую жизнь страны. Очень важную роль играла полицейская система, развитию и укреплению которой Наполеон уделял особое внимание. При министерстве полиции была создана система политического сыска и шпионажа. Генеральные комиссары и комиссары полиции в округах и городах формально подчинялись префектам, но фактически назначались министром полиции Фуше и действовали под его руководством. Кроме того, императору помогали как бюрократия, так и церковь.
Общество с переходом Франции к империи приобрело стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания революции. Так, правительство преследовало любые проявления свободомыслия:
· запрещались публичные собрания и манифестации;
· устанавливалась жесткая цензура над прессой и т. д. (табл. 29).
Конец империи был предопределен военными поражениями Франции. В 1812 г. наполеоновские армии вторглись в Россию и в ходе освободительной войны были разгромлены. В 1814 г. русские войска совместно с войсками союзников вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах. Венский конгресс держав-победительниц определил дальнейшую судьбу Наполеона Бонапарта, приговорив императора к ссылке.
Глава 20. Вторая республика во Франции
Затянувшиеся неоднократные попытки реставрации монархииво Франции (1814 г. - - 1847 г.) привели к общему кризису в стране - - экономическому, торгово-промышленному и финансовому. Зимой 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание, причем толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демонстрации парижан. Они требовали демократизацию политического строя и принятия мер по улучшению экономического положения. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Находившийся на престоле король Луи-Филипп Орлеанский вынужденно отрекся от престола.
25 февраля 1848 г. Временное правительство, сформированное из представителей либерально-демократической оппозиции, провозгласило Францию республикой (Вторая республика).
Был опубликован ряд декретов о :
· введении всеобщего прямого избирательного права - - для мужчин;
· закреплении права на труд;
· гарантиях организации труда - - обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже на один час.
Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять Конституцию республики. Большинство в собрании принадлежало крупным буржуа, земельным собственникам, генералитету и представителям высшего духовенства (табл. 30).
Согласно Конституции 1848 г. были установлены основные принципы государственного строя. Во-первых, республиканская форма правления, во-вторых, разделение властей, в третьих, представительное правление.
Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сроком на 3 года.
Впервые во Франции главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Он наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц. Он не мог быть переизбран на второй срок, а также не имел права роспуска Национального собрания.
Таблица 30.
В Конституции было предусмотрено восстановление Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием, в компетенцию которого входило предварительное рассмотрение законопроектов. Также к его ведению были отнесены контроль и наблюдение за администрацией, а также разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров.
Не претерпели существенных изменений органы центрального и местного управления. Сохранилось административно - - территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны.
Кроме того, в Конституции было введено всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте с 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, но достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, позже увеличенный до трех лет.
Действовала Конституция 1848 г. очень недолго. В декабре 1851 г. Луи Бонапарт, первый президент Франции и племянник Наполеона, разогнал Национальное собрание. Сначала он объявил себя президентом с 10-летним сроком полномочий, а затем императором Франции, Наполеоном III.
Глава 21. Третья республика во Франции
Основной политической проблемой после окончания войны с Пруссией являлся будущий государственный строй страны. Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Однако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политическая реакция.
Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам (бонапартистам, орлеанистам и пр.) законом от 31 августа 1871 г., присвоило себе учредительные функции. Во Франции однако, уже не было достаточной социальной базы для монархии. Политика Второй империи Наполеона III развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70% населения страны. Рабочие же в большинстве своем придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказаться от восстановления монархии.
Принятая Учредительным собранием в 1875 г. Конституция Третьей республики, не представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов:
§ от 24 февраля 1875 г. об организации Сената;
§ от 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти;
§ от 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными властями.
Указанные конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти. Вследствие того, что не было единого конституционного нормативного акта, это давало возможность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три конституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством.
Президент являлся главой государства. Избирался он на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Президент мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Президент мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности.
Палатой депутатов и Сенатом осуществлялась законодательная власть. Избиралась она на 4 года всеобщим голосованием. Сенат состоял из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Однако, финансовые законы должны были, в первую очередь, представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. В Национальное собрание они собирались в случае избрания президента или пересмотра конституции.
Согласно Конституции 1875 г. было предусматрено создание Совета министров, но его правовой статус детально разработан не был.
Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., претерпел в дальнейшем существенные изменения (табл. 31).
Таблица 31.
Развитие государственной системы Третьей республики проявилось и в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия
Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности обеих палат французского парламента. По мере ужесточения внутрипарламентской партийной борьбы внутренний регламент Палаты депутатов все больше ограничивал свободу прений - - председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Создавалась система комиссий Палаты депутатов и Сената, куда переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов.
Глава 22. Кодификации права во Франции в XIX в
Гражданский кодекс Франции 1804г. Знаменитое «детище» Напо-леона - - Гражданский кодекс Франции 1804 г., именуемый с 1807 г. также Кодексом Наполеона, имеет институционную структуру (лица - - вещи - - обязательства) и признает в качестве субъектов гражданского права только физических лиц. При определении объема их прав кодекс исходит из принципа юридического равенства (табл. 32).
Таблица 32.
Характерно, что на содержание статей, посвященных праву собственности, наибольшее влияние оказали законодательство революционного периода и римское право. Гражданский кодекс не дает определения права собственности, а только перечисляет основные правомочия собственника - - пользование и распоряжение вещами. При этом провозглашается абсолютный характер собственности (табл. 33).
Таблица 33.
В соответствии с Кодексом Наполеона "договор есть соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими другими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо". Понятие предмета договора совпадает с понятием предмета обязательства. Принципы, на которых строятся договорные отношения, определены как:
1. принцип согласия обязываемой стороны. Под согласием сторон французская доктрина понимает согласие воль (внутреннего психического акта). Кодекс называет случаи возможного искажения воли: если согласие дано вследствие заблуждения или получено путем насилия или обмана;
2. принцип незыблемости договора: "соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отменены лишь по взаимному согласию сторон или по причинам, в силу которых закон разрешает отмену. Эти соглашения должны быть выполнены добросовестно" (табл. 34).
Таблица 34.
В кодексе рассматриваются различные виды договоров: дарения, мены, купли-продажи, найма. Наибольшее внимание уделяется договору купли-продажи. Договор считается заключенным, когда достигается соглашение по поводу вещи и цены. Одновременно происходит переход права собственности на покупателя. Цена вещи определяется по усмотрению сторон.
Помимо договора, к основаниям возникновения обязательств кодекс относит причинение вреда - - деликт.
Значительное место в Кодексе было уделено брачно-семейным отношениям и их правовому регулированию. Так брак рассматривается как договор, длязаключения которого необходимо было выполнить ряд условий, таких как достижение взаимного согласия супругов (как и в любом договоре - принцип согласия обязываемой стороны). Обязательным условием считается достижение брачного возраста (для мужчин - - 18 лет, для женщин - - 15лет) и отсутствие другого брака. Для детей, не достигших определенного возраста (сын - 25 лет, дочь - 21 год) требовалось согласие родителей.
Запрещался брак между лицами, находящимися между собой в определенной степени родства или свойства.
В некоторых случаях Кодекс допускал развод.Его причинами могли быть: прелюбодеяние; злоупотребление, грубое обращение или тяжелые обиды одного из супругов в отношении другого; присуждение одного из супругов к тяжкому и позорящему наказанию; взаимное и упорное желание супругов развестись.
Характерно, что взаимоотношения между мужем и женойстроились на основе власти и подчинения: "Муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена - послушание мужу". Следствием власти мужа является ограниченная правоспособность и практически полная недееспособность замужней женщины. Недееспособность женщины означала, что она не могла самостоятельно осуществлять никакие юридические действия, как судебные, так и внесудебные.
В области имущественных отношений супругов был предусмотрен брачный договор, заключенный до совершения брака. По общему правилу, если в брачном договоре специально не было предусмотрено иное, имущество жены поступало в управление мужа, и он распоряжался доходами с этого имущества. Несовершеннолетние дети находились под властью родителей до достижения совершеннолетия или до эмансипации - - освобождения из-под власти. Относительно внебрачных детей закон допускал возможность их узаконения, однако только на добровольных началах.
По ряду причин в конце XIX - - начале XX вв. в ГК Наполеона были внесены некоторые изменения, касающиеся порядка заключения брака. Так, например, отменены некоторые формальности, мешающие заключению брака. Кроме того, урегулирован вопрос о заключении брака незаконнорожденным ребенком, а также мать получила реальное право давать согласие на брак своих детей.
Развод в 1816 г. был отменен, но в 1884 г. восстановлен в новом виде. Он рассматривался как санкция за виновное поведение супруга, поэтому развод по взаимному согласию не восстанавливался. Перемены во взаимоотношениях родителей и детей выразились в значительном ослаблении отцовской власти, расширении прав детей и прав матери.
В соответствии с Кодексом разрешалось наследование по закону и по завещанию. Однако завещательная свобода была ограничена и поставлена в зависимость от того, оставил наследодатель детей или нет. При одном ребенке можно было распоряжаться по завещанию половиной имущества, при двух детях - - одной третью имущества. Если детей не было, но имелись родственники, восходящие по одной линии, то завещатель распоряжался тремя четвертями имущества, а если оставались родственники, восходящие по обеим линиям, - - половиной имущества.
Имущество, свободное от завещательного распоряжения наследовалось по закону. Право наследования имели родственники до двенадцатой степени. Ближайшая степень родства исключала последующую. При отсутствии родственников с правами наследования имущество переходило к пережившему супругу. Только в 1917 г. круг наследников был ограничен шестой степенью родства.
С изменениями и дополнениями ГК Наполеона является действующим кодексом Франции.
В области уголовного права важнейшим источником права считался Уголовный кодекс Франции 1810 г., действовавший до мая 1994 г. Он состоял из Общей и Особенной частей. Общую часть кодексаобразуют первые две книги, посвященные общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности. Особенную часть составляют третья и четвертая книги - в них содержится перечень преступных деяний.
1. Первая книга кодексапосвящена наказаниям уголовным (мучительным и позорящим) и исправительным. Кодекс подробно описывает порядок применения каждого наказания. Мучительными и позорящими наказаниямибыли: смерть, каторжные работы, депортация, смирительный дом. В некоторых случаях одновременно с применением одного из указанных наказаний допускалось клеймение.
К позорящим наказаниям относились: выставление у позорного столба в ошейнике, изгнание, лишение избирательных прав и запрещение занимать государственные должности.
Среди исправительных наказаний кодекс называет тюремное заключение в исправительном заведении, временное лишение политических, гражданских и семейных прав, штраф.
2. Вторая книга кодексаустанавливает основания ответственности и основания освобождения от ответственности. К последним относятся безумие и принуждение к совершению преступлений силой. Подробно описываются различные формы соучастия: подстрекательство, пособничество. Кодекс не устанавливал минимального возраста уголовной ответственности. Однако к лицам, не достигшим 16 лет, применялись более мягкие наказания, чем к лицам, достигшим этого возраста. Многие вопросы уголовного права еще не были разработаны: не определялись формы вины, не говорилось о совокупности преступлений, о сроках давности.
3. Третья книга кодексапосвящена преступлениям и проступкам, разделяемым на два основных вида. Первый вид составили публичные правонарушения, к которым отнесены действия, направленные против безопасности государства, против имперской конституции, против общественного спокойствия. Ко второму виду относились частные правонарушения, то есть правонарушения, направленные против частных лиц, имеющие объектом посягательства либо личность, либо собственность.
Более половины статей кодекса было посвящено охране собственности.
4. Четвертая книга кодексапосвящена полицейским нарушениям и наказаниям, налагаемым за незначительные правонарушения не в судебном, а в судебно-полицейском порядке.