Конституция 1799г.

Глава 19. Франция в период Консульства и Империи Наполеона Бонапарта

Сохранение за новыми владельцами имущества, приобретенного за время революции.

Избирательная система - - цензовая, двухстепенная.

Конституция Директории 1795г.

Термидорианский переворот.

Законодательный корпус
ß ß
Нижняя палата - - Совет 500 (обсуждение законопроектов) Верхняя палата - - Совет Старейшин (принимала или отвергала законопроекты)
Исполнительная власть
ß
Директория - - особый комитет из 5 человек, избираемый Законодательным корпусом
ß ß ß
Министры Департаменты власти Военное командование
       
Основные черты и значение Великой французской буржуазной революции XVIII в. 1. Уничтожение старого порядка (свержение монархии, разрушение феодального уклада). 2. Утверждение буржуазного общества и расчистка путей для даль­нейшего капиталистического развития Франции (ликвидация феодально-сословных порядков). 3. Сосредоточение политической и экономической власти в руках бур­жуазии. 4. Возникновение форм буржуазной земельной собственности: крестьянская и крупная собственность бывших дворян и буржуазии. 5. Создание предпосылок для промышленного переворота. 6. Дальнейшее формирование единого национального рынка, ликви­дация остатков феодального местного партикуляризма. Влияние идей Французской революции. Идеи об освобождении человека, о свободе, равенстве всех людей нашли отклик на всех континентах; они развивались, внедрялись в европейское общество в течение 200 лет

 

 

9 ноября 1799 г. во Франции был совершен военный государственный переворот.Генерал Наполеон Бонапарт с помощью верных войск разогнал существовавший в то время высший орган законодательной власти - - Законодательный корпус и высший орган исполнительной вла­сти - - Директорию (рис. 6).

Наполеон Бонапарт. Медальон 1793 г. Рис. 6.

Особенность этого государственного переворота состояла в том, что он был осуществлен не только посредством заговора политической "верхуш­ки", но и при прямой поддержке армии, ставшей опорой государствен­ной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективнос­ти системы конституционных органов.

Исполнительная власть после переворота была передана Исполнительной комиссии, со­стоявшей из трех консулов. Реальная власть была сосредоточена у первого консула, пост которого занял Бонапарт.

Законодательный корпус, в свою очередь, был заменен двумя законодательными комис­сиями, задачей которых стала выработка новой конституции. Демократические силы не смогли оказать сопротивления новой дикта­туре. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обеща­на, а впоследствии и обеспечена защита его собственности на землю.

Режим Консульства юридически закреплялся декабрьской Конституцией 1799 г.,написанной по директиве Наполеона: «Излагать коротко и неясно!»Основными чертами государственного строясогласноэтой,крайне запутанной Конституции, стали верховенство прави­тельства и представительство по плебисциту (табл. 28).

 

 

Таблица 28.

Законодательная власть
ß ß ß
Государственный Совет (составление и редактирование законопроектов) Трибунат (обсуждение законопроектов) Законодательный корпус (принимал или отвергал законопроекты)
Исполнительная власть
  Первый консул (Наполеон Бонапарт) - вся полнота исполнитель­ной власти, отчасти судебная и законодательная власти.
  Второй консул (Лебрен) совещательный голос
  Третий консул (Камбасерес)
Избирательная система - - все мужчины, достигшие 21 года, имели избирательное право, но избирали лишь кандидатов в депутаты ( а затем правительство отбирало членов высших органов власти)
1802 г. - - Наполеон объявлен пожизненным консулом. 1804 г. - - провозглашение Франции империей. Наполеон - - император. 1807 г. - - окончательное установление авторитарного режима (был упразднен Трибунат, Законода­тельный корпус собирался редко)
Основной принцип построения государственного аппарата На­полеона - - бюрократическая централизация. m Уничтожение выборного местного и департа­ментского самоуправления. m Создание советов префектур во главе с префек­том (префек­тназначался правительством; ему принадле­жала вся полнота административной власти, включая административную юстицию)
6 апреля 1814 г. - - Наполеон подписал акт отречения от престола. Королем был провозглашен Людовик XVIII
май 1814 г. - - Людовик XVIII опубликовал конституционную Хартию (Хартия легитимной монархии 1814 г.)
         

 

Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта, который имел особые полномочия:

Во-первых, он осуществлял исполнительную власть. Затем он назначал и смещал министров, членов Государственного совета, по­слов, генералов, высших чиновников местного управления, судей. Кроме того, он обладал правом законодательной инициативы.

Второй и третий консулы имели лишь совещательные полномочия. Законопроекты могло предлагать только правительство, то есть первый консул.

По Конституции органами законодательной власти были:

1. Государственный совет, осуществлявший редактирование за­конопроектов;

2. Трибунат, обсуждавший их;

3. Законодательный корпус, принимавший или отвергавший законопроекты целиком и без прений;

4. Охранительный сенат, утверждавший законопроекты.

Эти органы не имели самостоятельного значения, а только маскировали единовластие первого консула, без одобрения которым нормативного акта последний просто не принимался.

Административно-территориальное управление осуществлялось с помо­щью разделения страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Руко­водство департаментом осуществлял назначаемый правительством пре­фект, а в дистрикте - - супрефект. Мэров и членов совещательных советов коммун и городов назначало правительство. Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность должностных лиц первому консулу («Обсуждать коллегиально, принимать решения единолично» - - такова была установка Наполеона).

Бонапарт был объявлен пожизненным кон­сулом по итогам плебисцита 1802 г. с правом назначения преемника, что означало, по сути, возоб­новление монархии.

А уже через два года, в 1804 г. Бонапарт был провозглашен императоромфранцузов. Таким образом он полнос­тью сосредоточил в своих руках исполнительную и законодательную власть.

Таблица 29.

Главными рычагами императорской власти стали армия и полиция. Армия, превратившаяся к моменту образования империи в профессиональную и включавшая в себя привилегированные войска - - императорскую гвардию. Она приобрела огромное влияние на политическую жизнь стра­ны. Очень важную роль играла полицейская система, развитию и укреплению которой Наполеон уде­лял особое внимание. При министерстве полиции была создана система политического сыска и шпионажа. Генеральные комиссары и комисса­ры полиции в округах и городах формально подчинялись префектам, но фактически назначались министром полиции Фуше и действовали под его руководством. Кроме того, императору помогали как бюрократия, так и церковь.

Общество с переходом Франции к империи приобрело стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания рево­люции. Так, правительство преследовало любые проявления свободомыслия:

· запрещались публичные собрания и манифестации;

· устанавливалась жесткая цензура над прессой и т. д. (табл. 29).

Конец империи был предопределен военными поражениями Франции. В 1812 г. наполеоновские армии вторглись в Россию и в ходе освободи­тельной войны были разгромлены. В 1814 г. русские войска совместно с войсками союзников вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах. Венский конгресс держав-победительниц определил дальнейшую судьбу Наполеона Бонапарта, приговорив императора к ссылке.

 

Глава 20. Вторая республика во Франции

 

Затянувшиеся неоднократные попытки реставрации монархииво Франции (1814 г. - - 1847 г.) привели к общему кризису в стране - - экономическому, тор­гово-промышленному и финансовому. Зимой 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание, причем толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демон­страции парижан. Они требовали демократизацию политического строя и принятия мер по улучшению экономического положения. Уже на сле­дующий день восставшие овладели основными стратегическими пунк­тами столицы. Находившийся на престоле король Луи-Филипп Орлеанский вынужденно отрекся от престола.

25 февраля 1848 г. Временное правительство, сформированное из представителей ли­берально-демократической оппозиции, провозг­ласило Францию республикой (Вторая республика).

Был опубликован ряд декретов о :

· введении всеобщего прямого избирательного права - - для мужчин;

· закреплении права на труд;

· гарантиях организации труда - - обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже на один час.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое дол­жно было принять Конституцию республики. Большинство в собрании принадлежало крупным буржуа, земельным собственникам, генера­литету и представителям высшего духовенства (табл. 30).

Согласно Конституции 1848 г. были установлены основные принципы государственного строя. Во-первых, республиканская форма правления, во-вторых, разделение властей, в третьих, представительное правление.

Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собра­ние. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых дого­воров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сро­ком на 3 года.

Впервые во Франции главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зави­сел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Он наделялся широкими полномочиями: правом внесения за­конопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должност­ных лиц. Он не мог быть переизбран на второй срок, а также не имел права рос­пуска Национального собрания.

Таблица 30.

 

В Конституции было предусмотрено восстановление Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием, в компетенцию которого входило предварительное рассмотрение законопро­ектов. Также к его ведению были отнесены контроль и наблюдение за администра­цией, а также разрешение возникающих в ходе ее деятельности администра­тивных споров.

Не претерпели существен­ных изменений органы центрального и местного управления. Сохранилось административно - - территориальное деле­ние на департаменты, дистрикты и коммуны.

Кроме того, в Конституции было введено всеобщее и прямое избирательное право при тай­ном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте с 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, но достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, позже увеличенный до трех лет.

Действовала Конституция 1848 г. очень недолго. В декабре 1851 г. Луи Бонапарт, первый президент Франции и племянник Наполеона, разогнал Национальное собрание. Сначала он объявил себя президентом с 10-летним сроком полномочий, а затем императором Франции, Наполеоном III.

 

Глава 21. Третья республика во Франции

 

Основной политической проблемой после окончания войны с Пруссией являлся будущий государственный строй страны. Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Од­нако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политичес­кая реакция.

Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам (бонапартистам, орлеанистам и пр.) законом от 31 августа 1871 г., присвоило себе учреди­тельные функции. Во Франции однако, уже не было достаточной соци­альной базы для монархии. Политика Второй империи Наполеона III развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70% населения страны. Рабочие же в большинстве своем придерживались республиканских убеждений. Это вы­нудило монархическое большинство в собрании отказаться от восста­новления монархии.

Принятая Учредительным собранием в 1875 г. Конституция Третьей республики, не представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов:

§ от 24 февраля 1875 г. об организации Сената;

§ от 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти;

§ от 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными властями.

Указанные конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти. Вследствие того, что не было единого конституционного нормативного акта, это давало воз­можность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три кон­ституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной вла­сти и парламентским правительством.

Президент являлся главой государства. Избирался он на 7 лет аб­солютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соеди­ненных для этой цели в единое Национальное собрание. Президент мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициати­вы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Президент мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения зако­нопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распус­кал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось пра­во назначения на все высшие военные и гражданские должности.

Палатой депутатов и Сенатом осуществлялась законодательная власть. Избиралась она на 4 года всеобщим голосованием. Сенат состоял из 75 по­жизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодатель­ной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Однако, финансовые законы должны были, в первую оче­редь, представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. В Национальное собрание они собирались в случае избрания президента или пересмотра конституции.

Согласно Конституции 1875 г. было предусматрено создание Совета министров, но его правовой статус детально разработан не был.

Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., претерпел в дальнейшем существенные изменения (табл. 31).

 

Таблица 31.

Развитие государственной системы Третьей республики проявилось и в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. прези­дент на практике перестал использовать свои наиболее значимые консти­туционные полномочия

Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности обеих палат французского парламента. По мере ужесточения внутрипарламентской партийной борьбы внутренний регламент Палаты депутатов все больше ограничивал свободу прений - - председатель по своему усмотре­нию определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Создавалась си­стема комиссий Палаты депутатов и Сената, куда переносилось обсуж­дение наиболее важных или политически острых вопросов.

 

Глава 22. Кодификации права во Франции в XIX в

 

Гражданский кодекс Франции 1804г. Знаменитое «детище» Напо-леона - - Гражданский кодекс Франции 1804 г., именуемый с 1807 г. также Кодексом Наполеона, имеет институционную структуру (лица - - вещи - - обязательства) и признает в качестве субъектов гражданского права только физических лиц. При определении объема их прав кодекс исходит из принципа юридичес­кого равенства (табл. 32).

 

Таблица 32.

 

Характерно, что на содержание статей, посвященных праву собственности, наибольшее влияние оказали законодательство революционного периода и римское право. Гражданский кодекс не дает определения права собственности, а только перечисляет основные правомочия собственника - - пользование и распоряжение вещами. При этом провозглашается абсолютный харак­тер собственности (табл. 33).

Таблица 33.

 

В соответствии с Кодексом Наполеона "договор есть соглашение, по­средством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими другими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо". Понятие предмета договора совпадает с понятием предмета обязатель­ства. Принципы, на которых строятся договорные отношения, определены как:

1. принцип согласия обязываемой стороны. Под согласием сторон французская доктрина понимает согласие воль (внутреннего психического акта). Кодекс называет случаи возможного искажения воли: если согласие дано вследствие заблуждения или получено путем насилия или обмана;

2. принцип незыблемости договора: "соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отме­нены лишь по взаимному согласию сторон или по причинам, в силу которых закон разрешает отмену. Эти соглашения должны быть выполнены добро­совестно" (табл. 34).

 

Таблица 34.

 

В кодексе рассматриваются различные виды договоров: дарения, мены, купли-продажи, найма. Наибольшее внимание уделяется договору куп­ли-продажи. Договор считается заключенным, когда достигается согла­шение по поводу вещи и цены. Одновременно происходит переход права собственности на покупателя. Цена вещи определяется по усмотрению сторон.

Помимо договора, к основаниям возникновения обязательств кодекс относит причинение вреда - - деликт.

Значительное место в Кодексе было уделено брачно-семейным отношениям и их правовому регулированию. Так брак рассматривается как договор, длязаключения которого необ­ходимо было выполнить ряд условий, таких как достижение взаимного согласия супругов (как и в любом договоре - принцип согласия обязываемой стороны). Обязательным условием считается достижение брачного возраста (для мужчин - - 18 лет, для женщин - - 15лет) и отсутствие другого брака. Для детей, не достигших определенного возраста (сын - 25 лет, дочь - 21 год) требовалось согласие родителей.

Запрещался брак между лицами, находящимися между собой в опреде­ленной степени родства или свойства.

В некоторых случаях Кодекс допускал развод.Его причинами могли быть: прелюбодеяние; злоупотребление, грубое обращение или тяжелые обиды одного из суп­ругов в отношении другого; присуждение одного из супругов к тяжкому и позорящему наказанию; взаимное и упорное желание супругов разве­стись.

Характерно, что взаимоотношения между мужем и женойстроились на основе власти и подчинения: "Муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена - послушание мужу". Следствием власти мужа является ограниченная правоспособность и практически полная недееспособность замужней женщины. Недееспо­собность женщины означала, что она не могла самостоятельно осу­ществлять никакие юридические действия, как судебные, так и внесу­дебные.

В области имущественных отношений супругов был предусмотрен брачный договор, заключенный до совершения брака. По общему правилу, если в брач­ном договоре специально не было предусмотрено иное, имущество жены поступало в управление мужа, и он распоряжался доходами с этого иму­щества. Несовершеннолетние дети находились под властью родителей до дос­тижения совершеннолетия или до эмансипации - - освобождения из-под власти. Относительно внебрачных детей закон допускал возможность их узако­нения, однако только на добровольных началах.

По ряду причин в конце XIX - - начале XX вв. в ГК Наполеона были внесены некоторые изменения, касающиеся по­рядка заключения брака. Так, например, отменены некоторые формальности, мешающие заключению брака. Кроме того, урегулирован вопрос о заключении брака незаконнорожденным ребенком, а также мать получила реальное право давать согласие на брак своих детей.

Развод в 1816 г. был отменен, но в 1884 г. восстановлен в новом виде. Он рассматривался как санкция за виновное поведение супруга, поэтому развод по взаимному согласию не восстанавливался. Перемены во взаимоотношениях родителей и детей выразились в значительном ос­лаблении отцовской власти, расширении прав детей и прав матери.

В соответствии с Кодексом разрешалось наследование по закону и по завещанию. Однако заве­щательная свобода была ограничена и поставлена в зависимость от того, оставил наследодатель детей или нет. При одном ребенке можно было распоряжаться по завещанию половиной имущества, при двух детях - - одной третью имущества. Если детей не было, но имелись родствен­ники, восходящие по одной линии, то завещатель распоряжался тремя четвертями имущества, а если оставались родственники, восходящие по обеим линиям, - - половиной имущества.

Имущество, свободное от завещательного распоряжения наследовалось по закону. Право наследования имели родственники до двенадцатой сте­пени. Ближайшая степень родства исключала последующую. При отсутствии родственников с правами наследования имущество переходило к пере­жившему супругу. Только в 1917 г. круг наследников был ограничен шестой сте­пенью родства.

С изменениями и дополнениями ГК Наполеона является действующим кодексом Франции.

В области уголовного права важнейшим источником права считался Уголовный кодекс Франции 1810 г., действовавший до мая 1994 г. Он состоял из Общей и Особенной частей. Общую часть кодексаобразуют первые две книги, посвященные общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности. Особенную часть составляют третья и четвертая книги - в них содер­жится перечень преступных деяний.

1. Первая книга кодексапосвящена наказаниям уголовным (мучительным и позорящим) и исправительным. Кодекс подробно описывает порядок применения каждого наказания. Мучительными и позорящими наказаниямибыли: смерть, каторжные работы, депортация, смирительный дом. В некоторых случаях одновре­менно с применением одного из указанных наказаний допускалось клей­мение.

К позорящим наказаниям относились: выставление у позорного столба в ошейнике, изгнание, лишение избирательных прав и запрещение зани­мать государственные должности.

Среди исправительных наказаний кодекс называет тюремное заключе­ние в исправительном заведении, временное лишение политических, гражданских и семейных прав, штраф.

2. Вторая книга кодексаустанавливает основания ответственности и осно­вания освобождения от ответственности. К последним относятся безу­мие и принуждение к совершению преступлений силой. Подробно описываются различные формы соучастия: подстрека­тельство, пособничество. Кодекс не устанавливал минимального возраста уголовной ответст­венности. Однако к лицам, не достигшим 16 лет, применялись более мягкие наказания, чем к лицам, достигшим этого возраста. Многие вопросы уголовного права еще не были разработаны: не опре­делялись формы вины, не говорилось о совокупности преступлений, о сроках давности.

3. Третья книга кодексапосвящена преступлениям и проступкам, разделя­емым на два основных вида. Первый вид составили публичные правонарушения, к которым отнесены действия, направленные против безопасности государства, против имперской конституции, против общественного спокойствия. Ко второму виду относились частные правонарушения, то есть правонарушения, направленные про­тив частных лиц, имеющие объектом посягательства либо личность, либо собственность.

Более половины статей кодекса было посвящено охране собственности.

4. Четвертая книга кодексапосвящена полицейским нарушениям и наказаниям, налагаемым за незначительные правонарушения не в судебном, а в судебно-полицейском порядке.