Реформы Ликурга

Вняв просьбе правителей Спарты, многоопытный правовед посетил главный храм греков в Дельфах, принес соответствующую жертву богам и попросил согласия богов на реформы. Есть основания верить источникам, которые сообщают, что Ликург штудировал законы критских царей о государственном устройстве. Убедив народ, царей и геронтов принять его законы, их автор, по преданию, уморил себя голодом, сочтя свою задачу выполненной.

Реформы Ликурга - - это целый комплекс преобразований социально-экономического и правового характера. Их антиаристократическая на­правленность очевидна. После реформ знать формально исчезла, как бы растворилась в массе демоса. За короткий срок Ликург навел образцовый порядок, избавил народ от смут и неурядиц; легенды приписывают ему создание таких устоев спартанского общества, которые поражали своей стабильностью. В самом деле, четыре столетия (до Пелопоннесской войны) в Спарте не было политических потрясений, смут, заговоров.

Основная цель его преобра­зований - - сплотить коллектив граждан в критической обстановке после второй Мессенской войны. Такова была задача, политическая цель элиты, ее общественный стереотип. С течением времени эта политическая докт­рина персонифицировалась и обрела самостоятельное существование в образе Ликурга. История стала легендой. В исторической науке имеют хождение и другие гипотезы о легендарном основателе спартанского государства.

Иностранцев поражало общественное спокойствие, безопасность, беспрекословное подчинение младших старшим, законопослушание спартанцев, их немногословие, враждебная скрытность в государственных делах. Они удивлялись рьяной приверженности спартанцев к военным занятиям и атлетическим упражнениям, их замкнутости, равнодушию к наукам и искусству. По каким-то причинам правители стремились пол­ностью изолировать государство, своих сограждан от общения с другими полисами и народами. Торговые отношения с другими странами были запрещены еще в VI в. до н.э. Под угрозой смерти спартанцам запреща­лось по личным нуждам выезжать за пределы своего государства. Выезд за границу разрешался только военачальникам, послам и проксенам.

По реформам все спартанцы, призываемые в ополчение, были наде­лены земельными участками (клерами). В Лаконии и Мессенин ихна­считывалось около 10 тыс. Клер считался неотчуждаемым, наследствен­ным владением. Земля считалась собственностью государства, то есть участок нельзя было продать, подарить, оформить как наследство. Размеры участков были для всех одинаковы, тем самым как бы утвержда­лась экономическая основа «общины равных». Участки обрабатывали илоты, обязанностью которых было содержать спартанца и его семью.

Илотию можно рассматривать как специфическую разновидность античного рабства. Особенность правового положения илота в том, что он не был отделен от средств производства, вел самостоятельно хозяйство, пользовался своим скотом и инвентарем. Часть урожая оставалась в его распоряжении. Спартанцы имели над илотами абсолютную власть, но в то же время создавали им некоторые условия материальной заинтересованности. Многие ученые отнесли их к категории рабов, некоторые считают их античными крепостными. Спартанцы не вмешивались в хозяй­ственные дела своих илотов, но последние отвечали своей жизнью за несвоевременную уплату натурального оброка или подати. Илотов нельзя было отпускать на свободу, продавать за пределы государства. Клеры и илоты считались общинно-государственной собственностью. Такая форма экономически и юридически укрепляла «общину равных», завершала транс­формацию полиса из общины в рабовладельческое государство сучетом специфики Спарты. Жизненный уклад демоса, его традиции, обычаи стали законом.

Участки земли получали и так называемые периэки, т.е. ремесленники, торговцы. Таких наделов насчитывалось около 30 тыс. Периэки были свободными, но не имели политических прав. Они платили налоги, подати, а во время войны привлекались для службы во вспомогательных частях.

Полноправные спартанцы между собой считались равными, боль­шая ретра Ликурга предусматривала довольно жестокий кодекс их пове­дения от рождения до смерти. Младенца после рождения осматривали. Если он имел явные физические недостатки, то подлежал немедленному умерщвлению. Казнь предписывалось осуществлять его отцу.

Дети с 7 лет воспитывались в гимнасиях, под наблюдением настав­ников-педагогов; Мальчики содержались в суровых условиях, их под­вергали свирепой муштре; основная цель обучения - - воспитание выносливости, умения беспрекословно повиноваться. Они спали на непокрытом сухом тростнике, ходили босые, прикрытые одним плащом, хламидой, каждый день купались в холодных ручьях. По ночам юноши делали засады на дорогах и убивали запоздавших илотов. Их приучали к жестокости.

Девушки регулярно занимались гимнастическими упражнениями, с тем, чтобы стать здоровыми матерями. Они прыгали как лани, в быстро­те бега не уступали лошади, учились метать копья, диск. Мальчики и девочки в гимнасиях обычно ходили нагие, реже в коротких туниках. Должностные лица могли сами определять будущую семейную пару: вели «половой отбор», цель которого - - усовершенствовать «породу» людей. Такой подход преследовал одну цель - - иметь хороших воинов. Обучению грамоте и другим наукам не придавалось большого значения.

Вечное недоедание заставляло юных спартанцев воровать остатки пищи со стола взрослых. Уличенного в краже избивали за неумелость. Спарта, пожалуй, единственная страна, где мародерство, воровство не считалось позорным занятием. Главная цель обучения и воспитания - - подготовка будущего воина. По достижении 14-летнего возраста под­ростки подвергались испытаниям (агонам) - - жестокой порке перёд алта­рем Артемиды.

Совместное воспитание полов приводило к ранним бракам. Жених, согласно старых обычаев, скрытно выкрадывал невесту. Впрочем, это делалось по обоюдному соглашению родителей. Спрятав ее у своих знакомых, будущий муж тайком навещал невесту, острижен­ную и одетую в мужское платье. Молодые приносили жертвы Зевсу и его супру­ге: невеста отрезала локон волос. Перед свадьбой полагалось мытье в бане, а потом пирушка. Приданого невесте не полагалось. Девушек вос­питывали с расчетом иметь от них здоровое потомство. Мнение долж­ностных лиц учитывалось при заключении брака.

С 20 до 60 лет спартанец считался военнообязанным, должен был систематически совершенствовать свои атлетические и боевые навыки. До 30 лет спартанец считался неполноправным, т.е. не имел никаких политических прав, ему надлежало во всем следовать советам своего опекуна, наставника.

Спартанцы носили одинаковую одежду, пользовались одинаковой домашней утварью, соблюдали стандартную, общепринятую форму боро­ды и усов. К 30 годам спартанец должен был жениться, иначе он ежегод­но в религиозный праздник подвергался избиению со стороны незамужних женщин. Зато тем, кто имел трех, а тем более четырех сыновей, оказывалось особое уважение, им предоставлялись льготы.

В целом положение женщин Спарты было сравнительно высоким. Они не знали многих забот по хозяйству, т.к. илоты доставляли продукты, детей воспитывало государство. Мужья часто гибли в войнах. Женщины конкурировали с мужчинами в понимании отечественных интересов. Знатные жены и вдовы имели приличное материальное обеспечение; в их руках в IV в. до н.э. сосредоточилось около двух пятых, а в III. в. до н.э. - - более половины богатств Спарты. Возможно, этим объясняются обвинения женщин, особенно молодых вдов, в чрезмерной свободе поведения, нравственной раскованности, распущенности, беспутстве и т.д.

Единство спартанцев обеспечивалось совместными обедами (сесси­тиями) и групповыми атлетическими упражнениями. Граждане вносили ежемесячно натуральный взнос в общий котел. Тот, кто не мог его внести, считался «опустившимся» и лишался политических прав. Рядовые граж­дане и цари питались за общим столом, любимое блюдо спартанцев - - похлебка из чечевицы с бычьей кровью. Всякая роскошь осуждалась. Свой дом спартанец мог строить только при помощи топора, пилы и мо­лотка. Таким образом, полноправным гражданином Спарты считался тот, кто имел надел земли с илотами, постоянно участвовал в совместных тра­пезах (сесситиях) и в работе народного собрания. Он должен был знать наизусть самые важные законы (ретры), имевшие силу со времен Ли­курга, и беспрекословно выполнять их. Трусость в бою, неуплата взносов на совместные обеды, непослушание должностным лицам, как правило, влекли исключение из гражданского состояния.

Регламентация жизни спартанцев касалась почти всех сторон не только общественной, но и личной жизни. Военное дело стало их главным ремеслом. Гражданам возбранялось заниматься ремеслом и торговлей, так как это позорило их, считалось уделом периэков. Ввоз чужеземных изделий был запрещен. Из обращения золотая и серебряная монета были изъяты, вместо них в обращении появилась сугубо местная монета в виде знаменитых железных прутьев - - оболов. Консерватизм правителей Спарты, их упорное сопротивление экономическому прогрессу вы­явились в жестокой регламентации личной жизни граждан.

Это был весьма своеобразный общественный порядок, при котором среди граждан царили грубая уравниловка и строгий взаимный контроль. Существовал запрет на предметы роскоши. Спартанцы постоянно были заняты военной муштрой, основанной на беспрекословном подчинении, суровой воинской дисциплине.

Полис оказывал материальную поддержку малоимущим, нуждаю­щимся гражданам, без этой поддержки они не могли бы участвовать в общественных делах. Реформа Ликурга означала перестройку террито­риально-племенной организации в рабовладельческий полис. В совокуп­ности все эти меры обеспечили стабильность, устойчивость государства-полиса, единодушие, гражданское единомыслие, подчинение меньшинства большинству.

Реформы Ликурга, в принципе признавали идею равенства, свое­образной демократии. Богатство граждан осуждалось. Исключение дела­лось в тех случаях, если зажиточный спартанец содержал за свой счет скаковых лошадей и участвовал в конных состязаниях.

Стремясь сохранить иллюзию «всеобщего равенства», государство поддерживало особый психологический климат, в котором нормой и идеалом сделалась абсолютная унификация быта: подвергалась суровому осуждению любая экстравагантность в одежде, пище, домашней утвари, устройстве жилищ и т. д. Обычной стала мелочная регламентация хозяй­ственной и иной деятельности спартиатов, их досуга, наличие разных «табу». Власти бесцеремонно вмешивались в частную жизнь граждан и даже семейные отношения.

В Спарте не было инакомыслящих, не было социальных конфликтов, политических смут. "Казарменный" строй исключал всякую возможность открыто выразить недовольство. При малейшем недовольстве существующими порядками на виновника поступал донос, и его казнили. В обществе царили всеобщая подозрительность и строгий взаимный контроль в отношениях между гражданами. Вмешательство государства во все сферы жизни убивало их инициативу и в конечном счете обусло­вило застой в социально-экономическом развитии Спарты. Такой поли­тический режим восхищал фашистов, сторонников тоталитарного прав­ления.

Внешняя иррациональность общественного устройства Спарты отнюдь не означает ее слабость, неэффективность. В Спарте раньше, чем в других полисах, сложилось четкое деление по сословиям, существовало административное деление по областям; функционировала замкнутая полукастовая система граждан-воинов; имелась первоклассная армия, равной которой по выучке и боевому духу не было в Элладе.

Нет прямых данных о резких противоречиях внутри господствующего сословия. Есть основание полагать, что среди спартанских граждан имелась элитная груп­па, состоявшая из наиболее именитых глав семейств. К привилегирован­ной прослойке можно отнести спартанских всадников.

Меры по консолидации и сплочению граждан, сохранение архаичных обычаев далекой древности диктовались положением спартанской общины внутри превосходящей массы порабощенного и зависимого населения. Только сплочение гражданской общины и единый военный коллектив обеспечивали господство над покоренным населением. Максимальная сплоченность, строгая дисциплина, коллективное сотрапезничество, госу­дарственное воспитание детей и даже атлетические упражнения в соче­тании с примитивным образом жизни, при которой не было ни театров, ни каких-либо других зрелищных учреждений, были следствием вечного страха перед возможностью восстания илотов или периэков. Системати­чески практикуемые избиения, массовые убийства илотов свидетель­ствовали о том, что система террора была главным средством поддержа­ния классового господства спартанцев.

Предоставив илотам хозяйственную самостоятельность, спартанцы бдительно следили за их настроением, беспощадно пресекая в зародыше всякие попытки к освобождению. В период военных действий илоты при­влекались в качестве вспомогательной силы, им давали самое примитив­ное оружие; по этой причине илоты несли страшные потери при столкно­вении с хорошо вооруженным противником. Спартанцам это было вы­годно.

Илоты не раз восставали против своих поработителей. В 465 г. до н.э. Спарта была вынуждена просить соседей, в том числе афинское прави­тельство, прислать свои войска для подавления восставших илотов. Однако и афинский отряд, состоявший из 4 тыс. гоплитов, не смог взять крепость илотов на горе Итоме.

Несмотря на жестокость угнетения в трудный период периэки и илоты выказали себя как патриоты. Так, в опасный момент Пелопоннесской войны полководец Брасид в 425 г. до н.э. набрал из них двухтысячный отряд добровольцев и нанес поражение афинскому войску.

Представляется, что положение периэков в Спарте было вполне сносным, их правовой статут был схож с афинскими метэками. Полити­ческих прав они не имели. Периэки занимались торговлей; ремеслом, кое-кто из них наживался на поставках спартанскому ополчению. Избиения и убийства, систематически осуществляемые над илотами, на периэков не распространялись. Особо ценились ремесленники, Армия нуждалась в оснащении оружием, доспехами, поставка которых зависела от их труда. Надо полагать, им предоставлялись какие-то льготы. Иначе трудно по­нять, почему в 411 г. до н.э. из Аттики в Спарту перебежало сразу свыше 20 тыс. рабов, главным образом ремесленников. В V в. до н.э. Спарта имела самое многочисленное сухопутное войско, опытных полководцев, а самое главное - - превосходно подготовленных гоплитов, мужественных, бесстрашных. 300 спартанцев во главе с царем Леонидом вступили при Фермопилах в бой с многократно превосходившими их отрядами персов. И тем не менее за трудом и поведением периэков постоянно наблю­дали спартанские начальники - - гармосты. На время войны периэки при­влекались для службы в качестве легковооруженных воинов. Отличие в бою давало возможность получить какие-то льготы. Известно, что илоты, зачисленные в гоплиты и отличившиеся в бою, получали свободу, их называли неодамоды. При наличии свободной государственной земли они могли получить земельный надел.

Спарта была не только консервативным государством. Это был очаг политической реакции Эллады, ее граждане были заражены милитариз­мом. Правители Спарты втянули свой народ в грандиозные военные меро­приятия, что требовало огромных средств и людских ресурсов и в конце концов стало причиной быстрого упадка спартанской общины равных». Во второй половине V в. до н.э. Спарта, опираясь на свою военную мощь, поставила своей целью стать гегемоном в Элладе. В Пелопоннесской войне (431- -404 гг. до н.э.) правители Спарты объявили, что спартанцы ведут войну якобы за освобождение греков от власти Афин. Побежден­ные Афины приняли все условия, продиктованные Спартой, в том числе отменили свой режим демократии и организовали государство по образу и подобию Спарты - - олигархию. Став победителем, Спарта получила большую контрибуцию. Но результаты победы в Пелопоннесской войне ухудшили ее положение. Много спартанцев погибло. Страна оказалась истощенной. Высокомерие, грубость спартанских правителей и военачаль­ников вызывали недовольство, ненависть населения подвластных полисов. Для Спарты победа в Пелопоннесской войне означала конец само­изоляции, началось втягивание в общегреческие товарно-денежные отно­шения. Снова появились золотые и серебряные монеты. По словам Плу­тарха, в этот период все спартанцы «были охвачены стремлением к обога­щению, словно влечением к чему-то почетному и великому». Особенно обогащались военачальники.

По закону Эфора Эпитадея спартанцы могли продавать, покупать, дарить, завещать свои клеры. Число опустившихся, потерявших землю, имущество - - гипомейонов - - росло, а число сотрапезников в сесситиях уменьшалось. Спартанская «община равных» двигалась к закату, ее поли­тическая и общественная структура не выдержала напора товарно-денежных отношений. Если в 480 г. до н.э. полноправных спартанцев-воинов насчитывалось 8 тыс., то в 418 г. до н.э. - - только 4 тыс. А к концу IV в. до н.э. их оставалось меньше одной тысячи. Большинство спартан­цев погибло, их наделы стали объектом купли и продажи. Спарта утратила свою самостоятельность, подпала под власть персов, затем македонцев, а с 146 г. до н.э.- - Рима.

Жители Спартанского государства подразделялись на следующие соци­альные группы:

· спартиаты;

· гипомейоны;

· периэки;

· илоты.

Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на уча­стки (клеры), переданные полноправным гражданам, спартиатам, в наследственное пользование без права их отчуждения и дробления. Земель­ные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государ­ственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равны­ми, то община спартиатов обычно именовалась "общиной равных".

Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилет­него возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу. Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Гражда­не, которые не могли делать взносы для организации общественных тра­пез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейонов.

Периэки были лично свобод­ными, но не имели гражданских и политических прав, хотя в других правоотношениях они были вполне правоспособны: могли приобретать собственность и совершать сделки, нести воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремес­ло и торговля, поскольку сами спартиаты, в соответствии с законами Ликурга, хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны го­сударства над периэками был установлен надзор, осуществляемый спе­циальными должностными лицами.

Представители побежденных племен становились государственными рабами - - илотами. Они не имели своей земли и работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили господину об­рок, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора, устраивая ежегодные массовые истребления илотов. Иногда, однако, илоты могли быть отпущены на волю государством.

Государственное устройство Спарты. Верховным органом властив Спарте формально считалось народное собрание - - апелла- - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, выбор главы военного похода; оно принимало решения в случае возникновения спора о престолонас­ледии. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, но не обсуждало законов: они либо принимались, либо от­вергались целиком, причем голосование производилось криками либо разделением участников собрания на группы. Апелла могла также решать вопросы войны и мира, со­юза с другими государствами, однако любые решения народного собрания находились под контро­лем совета старейшин - - герусии.

Государство возглавлялось двумя царями (архагетами), которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем и кол­легией эфоров - - высшим контрольным органом, избиравшимся на­родным собранием.

Важное место в государственном устройстве Спарты занимала Коллегия эфоров,которая была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Инициатива создания этой коллегии исходила от легендарного спартанского государственного деятеля Ликурга в процессе создания его ретры - - договора о государственном устройстве Спарты. Возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, они ежегодно избирались народным собранием из числа любых граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. Если первоначально в руках коллегии эфоров находилась только гражданская юрисдикция, то вскоре в их компетенцию вошли созыв и руководство деятельностью герусии и народного собрания, в их ведении оказались вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям ими своей властью. Впоследствии эти факторы составили основу для олигархического правления в Спарте.

Геруссия или Совет старейшин был органом власти, унаследо­ванный от спартанской родоплеменной организации. Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-лет­него возраста. В герусию входили и оба архагета. Первоначально герусия рас­сматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собра­ния, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

Право Древней Греции. Право древней Греции следует рассмотреть на примере Древних Афин, имевших наиболее развитую по сравнению с другими полисами правовую систему. Главным источником правав Древних Афинах первоначально был неписаный правовой обычай, а в 621 г. до н.э. появилось писаное право - - Законы Драконта, запись действовавших обычно-правовых норм.

Для Афинского права собственности характерно деление имущества на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоценности).

Среди вещных прав существует собственность и владение. Личная собственность считалась производной от государственной. Пред­ставления о правах собственника в Древней Греции еще не сложилось.

Обязательственные правоотношениямогли возникать как из письменного до­говора, так и из устного соглашения, а также из деликта.

Афинское право регламентировало различные виды договоров,в том числе: договор купли-продажи; договор найма; договор ссуды; договор подряда; договор займа; договор хранения вещей; договор товарищества; договор поручения; комиссионный договор.

Договоры обычно заключались в письменном виде, а основанием договораслужило всякое соглашение любого содержания.

Обязательства из деликтов возникали в случае причинения имуществу любого вреда.

Средствами обеспечения договорных обязательств служили:

· задаток;

· залог;

· поручительство.

Брак в Афинах представлял собой договор, который заключался главой семьи. Вступление в брак считалось обязательным, хотя безбрачие не влекло наказаний. Женщина в семье занимала подчиненное положение. Развод, свободный для мужа, был затруднен для жены. Власть отца над детьми первоначально была очень широкой, но с течением времени сузилась.

Афинское право знало наследование по закону и по завещанию. При наследовании по законувыделяли наследников первой очереди - - сыновей. При отсутствии сыновей наследство умершего отца могли по­лучить дочери. Если не было прямых наследников, то наследовали бо­ковые родственники. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. Наследование по завещаниюпризнавалось, если завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому наси­лию, а также если он не имел законных детей мужского пола. Не имели права завещать несовершеннолетние, женщины, приемные дети.

В понятии преступления и наказаниязаметны пережитки родового строя. В отдельных случаях признавалась кровная месть. Дела об убийстве, , тяжких телесных повреждениях начинались по жалобе потерпевшего или его родственников. Обвинение могло носить характер частный или публичный» Во втором случае оно затрагивало интересы государства, обвинитель добивался наказания.

Виды преступлений,известные афинскому уголовному праву:

· государственные преступления;

· преступления против семьи;

· преступления против личности;

· преступления против собственности.

К особо опасным преступлениям против государства были отнесены: измена отечеству, обман народа, оскорбление богов, святотатство, вне­сение противозаконных предложений в народное собрание. По закону от 410 г. до н.э., всякий, кто пытался ниспровергнуть демократию в Афи­нах, объявлялся врагом отечества и народа, лишался покровительства закона, мог быть убит, а его имущество подлежало конфискации. Также к тяжким преступлениям было отнесено убийство в храме; если кто повредил священные оливы, находившиеся под защитой ареопага, проклятье ложилось на потомков убийц. Карались штрафом те, кто сочинял ложные доносы (сикофанты), зани­мался клеветой, шантажом. Должностные лица, уличенные во взяточни­честве, хищении, могли откупиться штрафом в десятикратном размере. Тягчайшим наказанием для афинских граждан было лишение полити­ческих и гражданских прав (атемия). Осужденный к смертной казни мог сам исполнить приговор, избрав яд, меч, веревку. Афинских граждан телесным наказаниям не подвергали.

Грабители, разбойники могли быть проданы в рабство. Ночного вора разрешалось убивать на месте. Однако последний мог избежать наказа­ния, уплатив стоимость украденной вещи или вернув ее владельцу. На­казанию могли подвергаться статуи, камни, бревна, животные, если они были причиной смерти человека.

Наказания существовали в виде:

· смертной казни;

· продажи в рабство;

· штрафа;

· конфискации имущества;

· бесчестья, то есть лишения гражданских прав.

Тюремного заключения не было. Главной целью наказанияявлялось причинение страданий преступнику. При выборе наказания проводилось различие между умышленными и неосторожными пре­ступлениями, между подстрекателем и исполнителем преступления. Было также известно понятие самообороны.

В Афинах судебный процессначинался обычно лишь после получения должностным лицом жалобы. Подать ее могли только полноправные афинские граж­дане. Жалобу за женщину и несовершеннолетнего приносил глава се­мьи, за метэкего - - его простат, за раба - - его господин. Дела делились на два вида: частного и публичного обвинения.

Затем должностное лицо, получившее жалобу, производило предвари­тельное расследование. Если со стороны истца или ответчика не поступало письменных возражений против рассмотрения дела по суще­ству, судьи переходили к его рассмотрению. Все необходимые доказа­тельства по делу представлялись самими сторонами. Потерпевший или истец должен был позаботиться о явке свидетелей. Затем начиналось судебное разбирательство и стадия вынесения решения или приговора, на котором решение принималось тайным голосованием. Мера наказания предлагалась участниками процесса. Женщин и несо­вершеннолетних в качестве свидетелей не привлекали, к рабам при до­просе применялись пытки. Высшей судебной и апелляционной инстан­цией считалась гелиэя. Ее вердикты, как правило, пересмотру или отмене не подлежали, т.е. были безапелляционными.

Правовые воззрения древних греков, учения об этике Антифона, Аристотеля, Демосфена оказали большое влияние на процесс становления римского права.