ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Контрольные вопросы

Государство Цинь. Третий период истории Древнего Китая - - царство Цинь (221 г. до н.э. - 209 г. до н.э.) - - примечателен тем, что модель построения Циньской монархии послужила образцом для последующего многовекового развития государственного строя Китая эпохи средневековья.

Глава 5. Древний Китай.

Контрольные вопросы

Периодизация государства в Древней Индии. Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет назад в долине Инда. Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до н.э. ста­ли Хараппа и Мохенджо-Даро - - крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщин­ного строя, началось социальное расслоение населения. К середине II тысячелетия до н.э. начался упадок Хараппской цивилиза­ции, который завершился с приходом индоарийских племен.

Глава 4. Древняя Индия

 

Период развития Древней Индии с середины II тысячелетия до н.э. до первой половины I тысячелетия до н.э. получил название ведийского.Этот период отмечен образованием классового общества и государства - - крупные достижения в области производства привели к расслоению общества, к усилению общественного неравенства.

Руководство племенем осуществлял военный вождь - - раджа, вначале назначавшийся собранием племени. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенно­го управления. Со временем должность раджи становится наследствен­ной.

С усилением власти раджи связано умаление роли народных собра­ний: постепенно собрания, назначавшие раджу, утрачивали свою прежнюю роль и становились собранием зна­ти, приближенной к радже.

Органы племенной администрации постепенно перерастают в государственные орга­ны. Рабовладельческая знать занимает высшие должности в государствен­ной администрации. Племенная дружина превращается в постоянное войско. Народ облагается налогами, которые уплачиваются царю при посредстве специальных чиновников.

Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллекти­вов начали возникать государственные образования, принимавшие фор­му монархий или республик. По большей части их территории были невелики.

В Древней Индии, как и в других раннеклассовых цивилизациях, обычаи, религиозные табу появились гораздо раньше, чем право. Как и везде, религия долгое время являлась исключительным средством обеспе­чения правил поведения человека. Табу у ариев имело абсолютный авто­ритет, даже невольное нарушение запрета нередко приводило к самоубий­ству. Так велико было чувство вины перед божеством.

Роль идеологии и общественной психологии в регулировании поведения личности в Древней Индии была столь значительной, что здесь долгое время интересы господствующего класса не требовали закрепления в законе норм обычного права, их систе­матизации. Религия этого народа как стройная система норм морали, обычаев сложилась гораздо раньше, чем утвердилось право. Обычаи, освя­щенные религией, постепенно трансформировались в правовые обычаи. Все известные нам древние источники права Индии представляют собой запись правил поведения человека - - дхармы. В это понятие древние индусы вкладывали порой гораздо большее значение, чем просто «закон». Выполнение дхармы обеспечивалось не только юридическими санкциями, но и религиозными, моральными. Человек, послушный дхарме, заслужи­вал похвалы, радости в земной и загробной жизни. Дхарма являлась общеобязательной для всех, но имелись нормы поведения для сословий, варн и даже для каждого периода жизни человека.

Цель дхармы как свода религиозно-этических норм поведения инду­са - - указать ему наилучший путь достижения великой и возвышенной цели, убедить его в смысле бытия и помочь обретению «истинной» и «абсолютной свободы».

Соблюдение дхармы контролировалось священнослужителями и цар­скими чиновниками, так как дхарма - - не только свод правил, обязатель­ный для каждого жителя империи, но и норма права, имеющая силу закона. В законах Ману, в перечне обязанностей царя, одно из главных мест уделено соблюдению подданными дхармы.

Поведение человека, его поступки должны были соответствовать трем видам социальных норм: Дхармашастре, Артхашастре, законам и актам правителей. Они имели религиозную основу, особенно первые две. Кровная месть в классовом обществе была запрещена, но право и мораль закрепили неприкосновенность частной собственности, привилегии знати, «благородных» сословий. Но уже в Артхашастре подчеркивается приори­тет царских установлений, предписаний. На первом этапе наблюдается как бы параллельное сосуществование обычаев родового строя, зачастую имевших религиозную оболочку, и социальных норм, создаваемых господ­ствующим классом.

В другом памятнике - - Апастамбе совершенно определенно фик­сируется положение о классовой природе права. «То есть добродетель, что умные люди из дваждырожденных каст хвалят, а то, что порицают, есть грех». Апастамбу с полным основанием считают правовым памятни­ком Древней Индии, хотя собственно нормы права, юридические пред­писания не занимают там главного места. В нем ясно усматривается за­щита интересов господствующего класса, закреплены воззрения верхушки священнослужителей, брахманов и отчасти буддистов, а также отражена практика государственного управления.

Главными источниками сведений о праве, законах, юриспруденции Древней Индии являются религиозно-нормативные сборники Артхашастра, законы Ману (II в. до н.э.), авторство которых легенда приписывает прародителю людей.

После распада империи Маурьев централизованная власть отсутство­вала, народ страдал от мятежей, беззакония, грабежа и насилия. Власть имущих подвергалась опасности. По легенде, всевышний бог Брахма по­слал Ману на землю, дабы навести там порядок и законность. Этот рассказ содержится в Махабхарате. Следовательно, Ману имеет божественное происхождение. Однако буддисты и джайны упорно отрицали сакральный характер власти правителей Индии.

ВМагадхо-Маурийскую эпоху (IV-II вв. до н.э.)были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующие пе­риоды. Эпоха названа так потому, что самым крупным и сильным госу­дарством из возникших в ведийский период был Магадха, а наивысше­го расцвета это государство достигло в IV- -III вв. до н.э. при правлении династии Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю террито­рию Индостана. Этот исторический период характеризуется усилением монархической власти, а также па­дением роли институтов племенного управления.

Хотя создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок, но империя Маурьев все же состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому правителям династии не удалось сохранить единство государства - - во II в. до н.э. Индия, несмотря на сильную армию и крепкий аппарат управления, распалась на множество автономных государственных образований.

Общественный строй. Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - - варн.Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему обществен­ному положению, правам и обязанностям.

С оформлением рабовладельческого государства деление всех свобод­ных на четыре варны было объявлено извечно существующим поряд­ком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:

· брахманы - - члены жреческих родов;

· кшатрии - - военная и светская аристократия;

· вайшьи (вайшии) - - лично свободные полноправные общинники;

· шудры - - низшая варна, неполноправные члены общины.

Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законоустановлениях - - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление в самом широком значении. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, ското­водством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.

С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Это­му способствовали:

· заключение браков между представителями од­ной варны-т.е. строгая эндогамность;

· определенная, наследственно закрепленная профессия;

· поклонение одним и тем же богам.

Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков; устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отноше­нию к члену низшей полагалось более мягкое наказание и, наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые варны окончательно обособились от двух низших. С началом I тысячелетия новой эры варны плавно преобразуются в касты - - профессионально замкнутые корпорации.

Важнейшим компонентом социального, общественного и экономи­ческого строя в Маурийский период, как и везде на Древнем Востоке, была община,поскольку она объеди­няла значительную часть населения - - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая.

В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции - - свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее значение приобретали главы де­ревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя. В общине наблюдался процесс имущественного разделения:

· верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников;

· общинники, которые сами работали на своих участках;

· разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов.

Деревенские ремесленники также занимали различное положение:

· ремесленники, которые работали самостоятельно и имели собствен­ные мастерские;

· ремесленники, которые нанимались на работу за определенную плату.

РабствоДревней Индииотличается своей неразвитостью и крайней патриархальностью - - наряду с ра­бовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, соб­ственность, право на наследование, право собственности на получае­мые дары. Свободный человек, становясь рабом, не терял своих семейных, ро­довых и варновых связей.

Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противо­поставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны подменяли типичные для Древнего Востока сословия. Тем не менее Законы Ману указывают на следующие разряды рабов:

· захваченные под знаменем (военнопленные);

· рабы за содержание;

· рабы, рожденные в доме хозяина;

· купленные;

· подаренные;

· доставшиеся по наследству;

· рабы в силу наказания.

Характерной и отличительной чертой древнеиндийского рабства было наличие законо­дательства, направленного на ограничение произвола хозяина по от­ношению к рабам.

Государственное устройство. Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.

Главой государстваявлялся царь. При переходе власти строго соблю­дался принцип наследования - - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодатель­ной властью - - был главой фискальной администрации, верховным судь­ей, издавал нормативные акты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

При царе существовали советы:

· паришад - - совет царских сановников;

· тайный совет;

· раджа-сабха, или царский совет.

В случае крайне неотложных дел члены паришада собирались вместе с членами тайного совета, состоявшего из особо доверенных лиц. В эпоху Маурьев паришад приобрел функции политического совета, за­нимаясь проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более де­мократическим по характеру органом власти, оказывавшим значительное воздействие на раджу и его политику. Но постепенно его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе. Подобные преобразования претерпела и сабха - - ранее широкое по со­ставу собрание знати и представителей городского и сельского насе­ления. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета - - раджа-сабхи. С определенной долей условностей это показано на схеме 6.

 

Схема 6.

 

В эпоху Маурьев государство имело следующее административно-территоральное деление:

· главные провинции;

· обычные провинции (джанапады);

· области (прадеши);

· округа (ахале);

· деревни.

Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом, в том числе большой автономией. Ими управляли царевичи. Для проверки царевичами действий местных чиновников существовал институт спе­циальных инспекторов.

Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки. В главных городах округов имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей провинциального управления.

В Древней Индии существовали две системы судов:

· царские;

· внутриобщинные (варновые, впоследствии кастовые).

Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его су­дебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии.

Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший. Начиная с десяти деревень, во всех административных единицах долж­на была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, уголовные дела разбирали специальные судьи.

Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные варновые (кастовые) суды.

Войны и грабеж других народов рассматривались как один из главных источников процветания государства. В связи с этим армия играла весьма важную роль в Древней Индии. Главнокомандующим армией считался царь. Большая часть награбленного имущества переходила царю, остальное подлежало дележу среди солдат.

Армию комплектовали из следующих источников:

· наследственные воины - - кшатрии;

· наемники;

· воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами.

Армия также несла функции по охране общественного порядка. Она должна была стоять на защите государственной целостности.

Законы Ману (Манава дхармашастра) являются так называемой дхармашастрой - - сборником норм, правил (дхарм), определявших поведение индийцев в их повсед­невной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были, скорее, философско-этическими, чемправовыми. Общего понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не существовало.

Законы Ману - - это свод этико-религиозных предписаний, правил, фиксированных традиций. Нет сомнения в том, что в систематизации норм этики и права основную роль выполняли лица, отлично знающие религиозные догматы и юриспруденцию. Такими могли быть только уче­ные брахманы, имевшие высокий теоретический уровень знаний и опыт государственной деятельности.

По форме законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права, в нем же помещен перечень прав, обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот величайший труд многие правовые идеи Ригведы, Махабхара­ты, Артхашастры, а также опыт государственного управления до и после династии Маурьев. И, наконец, в нем нашли отражение взгляды знаме­нитых философов, теологов, выдающихся государственных деятелей на право, управление, на этику и смысл человеческой жизни.

Брахманы стремились ограничить самодержавие царя. В законах Ману неоднократно повторяется мысль, что его первейшая обязанность - - охрана, защита подданных, обеспечение условий выполнения людьми дхарм. В законах Ману нет указаний о праве царя издавать законы, что весьма показательно. Более того, традиция предупреждает царя о тяжких карах за несоблюдение главных обязанностей, вплоть до права подданных выступать против неугодного правителя.

Всего в Законах Ману 12 глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, отчасти в III и XII, имеют преимущественно правовое содержание. Прочие главы в основном разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

В соответствии с Законами Ману существовали следующие способы воз­никновенияправа собственности:

· наследование;

· получение в виде дара или находки;

· покупка;

· завоевание;

· ростовщичество;

· исполнение работы;

· получение милостыни;

· давность владения (10 лет).

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу меж­ду «собственностью» и «владением», уделяя значительное внимание ох­ране личной собственности, в первую очередь, собственности на зем­лю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и земли частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное из этой категории.

В Законах Ману рассматриваются и обязательственные правоотношения.В ос­новном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматри­ваются следующие виды договоров:

· договор займа;

· договор найма рабочей силы;

· договор аренды земли;

· договор купли-продажи;

· договор дарения.

Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он обязан был его отработать. Допуска­лось возвращение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В слу­чае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабо­чей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Не­исполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.

Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проник­новения в общину процесса имущественной дифференциации - - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники.

Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету дого­вора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу и т.п. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных при­чин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, а также вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

В Древней Индии бракпредставлял собой имущественную сделку, в ре­зультате которой муж покупал себе жену, и она становилась его соб­ственностью. Главой семьи был мужчина. Законы Ману требовали от жены почитать сво­его мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полнос­тью зависела от своего супруга и сыновей - - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - - под влас­тью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадле­жать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось. Будучи главой семьи, муж либо отец управлял всем ее достоянием, хотя формально иму­щество семьи считалось общим.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию - - только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо дели­лось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который ста­новился своего рода опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

Законам Ману известны следующие уголовно-правовые категории:

· формы вины;

· рецидив;

· соучастие;

· зависимость тяжести преступления от принадлежности потерпевшего/виновного к определенной варне.

Это указывает на относительно высокий уровень развития уголовно-правовой отрасли. Тем не менее пережитки старины со­хранили следующие понятия:

· принцип талиона ("равное за равное");

· ордалии (суд богов);

· принцип коллективной ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, выделяемых законами Ману:

· государственные преступления;

· преступления против собственности;

· преступления против личности;

· преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены либо городских ворот.

Далее законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступленийзаконы выделяют кражу как тайное похищение имущества, отграничивая её от грабежа, совершаемо­го в присутствии потерпевшего. Если же хищение было сопряжено с применением насилия к потерпевшему, то это выделялось в отдельный вид преступлений (разбой). Учитывалось также, был ли застигнут вор на месте преступления, совершена кража днем или ночью. Наказывались укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили убий­ство и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем вора, сквернослова и причинителя телесных повреждений.

Законы Ману знают также понятие необходимой обороны: убийство, со­вершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

Существовало множество видов наказаний, в том числе:

· смертная казнь - - в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на раскаленной кровати или на костре, утопление, затравливание собаками и др.);

· брахману взамен смертной казни полагалось бритье головы;

· членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

· тюремное заключение;

· штрафы;

· изгнание.

Различия в ведении процесса по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил преимущественно состязательный характер.

Для рассмотрения исков законы Ману называют восемнадцать пово­дов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

Суд от админист­рации не был полностью отделен. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Верховный суд вершил царь с брахманами.

Законы детально регламентируют использование свидетельских пока­заний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины - - последние могли свидетельствовать лишь «за» или «против» женщин.

При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись орда­лии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.

 

· Как называются древнейшие индийские цивилизации?

· Как возник и эволюционировал варно-кастовый строй?

· Что такое «дхармашастры» и какие из них наиболее известны?

· Какие нормы права существуют в закона­х Ману?

· В чем своеобразие преступлений и наказаний в Древней Индии?

 

Государство Шан (Инь).В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

- царство Шан (Инь) - - предположительнос XVIII в. до н.э. - - XII в. до н.э.;

- царство Чжоу - - с XII в. до н.э. до 221г. до н.э.;

- царство Цинь - - с 221г. до н.э. до 207 г. до н.э.;

- царство Хань - - с 206 г. до н.э. до 220 г. н.э.

Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классово­му обществу был активизирован покорением одного народа другим (теория насилия в действии). Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, то был создан специальный государ­ственный аппарат.

История великого народа Азии ведет свое начало со II тыс. до н.э. Первые раннеклассовые общества возникли в бассейне р. Хуанхэ, здесь появилась иероглифическая письменность - - основной источник наших знаний о Древнем Китае. Первым раннеклассовым обществом с признаками государственности считается Шань (Инь). Оно погибло в начале XII в. до н.э. Следующие царства обозначались по династиям: Шань, Чжоу, Цинь, Хань и др. (табл. 4).

 

Таблица 4

Первые государства в Китае
2 тыс. до н.э. Возникновение древнейшего в Китае государства (по берегам реки Хуанхэ).
VI-V вв. до н.э. Начало добычи и обработки железа. Постепенно китайцы расселились по Восточно-Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы.
vb. до н.э. На этой территории существовали 7 рабо­владельческих государств, правители которых враждовали между собой.
IV-III вв. до н.э. Т.н. "время борющихся царств"

 

Китайцы с древних времен свою страну называли Чжунго - -«Срединным государством», «Поднебесной империей». Китайский народ окончательно сформировался в династию Цинь.Древний Китай в эпоху династий Чжоу, Цинь и Хань по форме прав­ления являлся типичной дальневосточной монархией. Границы Цинь простирались от верховий рек Хуанхэ до Желтого моря (рис. 7).

Великая китайская стена, построенная в III в. до н.э. Рис. 7

При переходе от родового строя к классовому обществу (Шань-Инь) правители мелких княжеств являлись одновременно военачальни­ками и верховными жрецами. Их власть опиралась на сородичей, священ­нослужителей, войско. Как и во всех дальневосточных деспотиях, ван (царь) считался верховным собственником земли. По религиозным кано­нам он объявлялся «сыном неба». Трон передавался по наследству, если тому не мешали чрезвычайные обстоятельства. Во время династии Чжоу власть царей стала обожествляться.

Погребение деспота сопровождалось жестокими обычаями. Вместе с ним хоронили заживо его рабов, приближенных. Этот обряд был от­менен только в начале новой эры.

Власть правителя считалась абсолютной, особенно во время военных действий. За невыполнение его приказа ослушнику отрубали голову, каз­нили его жену и детей. Ваны вели почти постоянные войны с соседними кочевыми племенами.

Традиция требовала регулярных жертвоприношений путем заклания не только животных (быков, свиней, ягнят), но и людей. Они проводились: ежедневные - - в память отца правителя, ежемесячные - - в память деда годовые - - в честь Неба и Земли. Такие же обряды исполнялись во время трапезы в честь умершего правителя. Подобные обряды совершались время просьбы об урожае, в честь рождения детей, в честь Солнца, Гор и т.д. Жреческий обычай требовал «невесты» для Покровителя реки. Религия внушала, что неисполнение такого обряда может вызвать гнев Покрови­теля, что приведет к всеобщему потопу. Жрецы выискивали самую краси­вую девушку, «сватали» ее, ухаживали за нею, наряжали в шелковые одежды. Для нее сооружали шатер из желтого и пурпурного шелка. По­следние 10 дней ее кормили мясом буйвола, рисом, давали вино. Затем сажали в кресло, вывозили на фарватер реки, где она тонула. Подобные жертвоприношения существовали у народов доколумбовой Америки (только там отбирали самого красивого юношу).

Царь-ван имел советников из числа знати. Цзай был высшим вель­можей, затем шел нэйши. В состав близких советников входили: полково­дец, судья, главный жрец, великий гадатель. В штате вана состояли писцы: старшие, или т. н. «левые», которые записывали речи монарха, младшие - - «правые» - - записывали его указы, решения по судебным делам. Чиновни­ки делились по рангам, имели свою иерархическую структуру. Должность чиновников считалась наследственной. На местах находились управители округов, часть своих доходов они отдавали вану. В эпоху Чжоу и Цинь еще сохранялись остатки общинного самоуправления. В особых, чрезвычайных случаях созывались народные собрания. Они принимали решение об из­гнании царя (842 г. до и. э.), поддерживали правителя, потерпевшего поражения (494, 474 гг. до н.э.). Община имела совет старейшин, тор­говцы, ремесленники - - своих старост.

Традиция утверждала, что верхи всегда управляли низами. Таков всеобщий закон Поднебесной. «Одни напрягают свой ум, другие - - свою силу. Тот, кто управляет людьми, кормится за их счет». Вану подчиня­лись гуны, или дафу, а те, в свою очередь, имели своих подвластных - - ши. Гуны кормились подношениями (вероятно, за счет казны), дафу корми­лись селениями (землей за службу?), ши - - полями, цзао и ли - - за счет выполнения работ. В механизме государства имелись полиция, тюрьмы.

Администрация вана располагала штатом соглядатаев, доносчиков, шпионов разных профилей. Они делились по своим функциональным обязанностям: шпионы местные, внутренние, обратные (двойные), смерти и жизни. «Пользование шпионами - - самое существенное на войне»,- - говорилось в древней надписи.

Ван, его аппарат чиновничества выполняли три важные функции: заботу об орошении и ирригации, сбор налогов и ведение войн (оборони­тельных и захватнических). В Книге преданий (II в. до н.э.) имеется надпись вана: «Я проложил русла девяти рек до четырех морей, углубил канавы». Правители Поднебесной империи вели длительные войны за утверждение власти над соседними племенами. Период борющихся царств длился с 481 по 221 г. до н.э.

Прочность, стабильность власти ванов зависела от многих факторов: разорение общинников, длительные войны с соседними кочевыми племе­нами, междоусобицы ослабляли монархию. Многое зависело и от личности правителя. Гибель Западного Чжоу в конце IX в. ускорил сам бездарный ван, особенно в последние годы своего правления. «Царь осуществлял тиранию, деспотизм, предавался пиршествам. Люди государства поносили его. Главный советник пытался увещевать царя: народ не в состоянии выполнить ваших повелений». По приказу вана хулители его правления были схвачены, казнены. Люди замолчали. Но судьба правителя уже решилась. Вскоре восставшие свергли его с престола, а соседние племена, кочевники усилили натиск на империю. Начался распад Поднебесной.

Из эпохи распада Западного Чжоу, конкуренции «пяти гегемонов» (VII- -VI вв.) важный след в реорганизации управления сыграли рефор­маторы царства Ци. Налог стал взиматься с учетом качества земли, была проведена перепись населения по сословиям: земледельцы, ремесленники, торговцы, ученые. Вводилась монополия государства на соль, железо, была реорганизована армия, поощрялись торговля, ремесло. Реформы ванов Ци укрепили его прочность и сделали ведущим государством империи.

В царствование династии Шан, в более позднее время названной Инь, общество и государство были преимущественно рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства.

Иньский господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных племен. Социальное положе­ние светской аристократии определялось земельными владениями, на­личием рабов, близостью к царю (вану), занимаемой должностью. В соот­ветствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные при­вилегии.

Большую часть населения составляли свободные общинники. Земля считалась государственной собственностью и находилась в рас­поряжении царей. Все земли делились на две категории:

· общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю;

· частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании се­мьи, не являясь, однако, собственностью их держателей.

В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества.

Основными источниками рабства были:

· захват пленных на войне;

· продажа в рабство за долги;

· обращение в рабство за некоторые преступления;

· получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.

В государстве Шан (Инь) государственный строй на раннем этапе сохра­нял черты родоплеменной военной демократии.

В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю - - вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правите­лями. Среди подданных укрепляется представление о них как о "сыновь­ях Неба", получивших власть по воле божественных сил. Самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, выс­шим судьей и первосвященником был ван. Он же возглавлял государ­ственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Более мелкие должности - - профессиональ­ные чиновники (писцы), сборщики налогов, судьи и т. п. В Древнем Китае эпохи Шан (Инь) существовало разделение должностных лиц на основные категории:

· высшие гражданские чиновники;

· военные чиновники;

· советники;

· прорицатели.

В XII в. до н.э. в государстве Шан (Инь) обостряются внутренние проти­воречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения пле­мя Чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством этого племени объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н.э. племена Чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу.

Государство Чжоу. Время правления династии Чжоув Древнем Китае - - с XII в. до н.э. до 221 г. до н.э. - - подразделяется на три основных периода:

· период Западного Чжоу - - 1122 - - 742 гг. до н.э.;

· период Восточного Чжоу - - 770 - - 403 гг. до н.э.;

· период Чжаньго ("семи воюющих царств") - - 403 - 221 гг. до н.э.

В период Западного Чжоу(1122 - 742 гг. до н.э.) укрепляется рабовла­дельческое государство, усложняется его структура. Общество характе­ризуется более высокой ступенью развития производительных сил, уве­личением численности рабов, развитием крупного землевладения.

Верховная власть принадлежала наследственному царю (вану), однако централизованное государство в течение всего периода Чжоу создано не было. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а остальная территория страны делилась на княжества, которыми управляли владетельные князья (чжухоу). Территории княжеств подразде­лялись на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-тер­риториальной единицей была сельская община.

Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных, личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной.

В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она вклю­чала в себя большое количество чиновников, имеющих разнообразную компетенцию. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три класса - - старшие, средние, младшие.

Наверху общественной лестницы находилась рабовладельческая аристократия, которая состояла из чжоуской наследственной и военной знати, а также иньской аристократии, отчасти уцелевшей после покорения Шан-Иньского царства.

В данный период интенсивно развивается крупное землевладение, появляется тенденция к превращению владений в земельную собственность. Формально собственником земли считался царь, однако рабовладельческая аристократия могла вполне свободно распоряжаться своими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей превращается в право собственности на землю.

Общинное землепользование в период Западного Чжоу продолжало играть заметную роль. Положение земледельцев (нунфу) было в целом тяжелым. Многие разорялись и переходили в разряд безземельных арендаторов.

Число рабов пополнялось в этот период за счет:

· военнопленных;

· завоеванного мирного населения;

· государственных преступников.

Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, будучи составленной из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоединялось к ним во время войны.

В середине VIII в. до н.э. произошел развал Западного Чжоу ввиду ослабления связей центральной власти и правителей зависимых княжеств, а также неудачных войн с кочевниками. Когда страна распалась на ряд самостоятельных государств, то чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения - - Восточного Чжоу.

Экономическая и политическая жизнь страны в период Восточного Чжоу(770 - - 403 гг. до н.э.) характеризуется следующими изменениями:

развитием ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купе­чества в общественной жизни;

упадком наследственного землевладения родовой аристократии, чьи зем­ли постепенно переходят к служилой знати.

Значительные земельные владения сосредоточиваются в руках воена­чальников, служилых людей, купцов. Укрепляется личная собствен­ность рабовладельцев на землю.

В период "воюющих царств" - - Чжаньго(403-221 гг. до н.э.) продолжается развитие крупного землевладения. Оно сопровождается разрушением старого типа землевладения - - общинного. С введением земельного нало­га, когда вместо обработки общинных полей земледельцы были обязаны уп­лачивать налог со своей земли, по общинному землевладению был на­несен крупный удар.

С середины VIII в. до н.э., после уничтожения монархии Западного Чжоу, страна окончательно распалась на множество самостоятельных государств. Они вели между собой завоевательные войны, в ходе которых более слабые госу­дарства поглощались более сильными (табл. 5).

 

Таблица 5.

Объединение Китая в одном государстве
III в. до н.э. Самым сильным из государств стало царство Цинь.
221г. до н.э. Ин Чжэн - правитель царства Цинь объединил весь Китай под своей властью и принял титул Цинь Шихуан (т.е. "первый циньский император"). Завоевательные воины с соседями. Было начато строительство Великой китайской стены. Жестокий правитель: уничтожал инакомыслящих, сжигал старинные книги и др.
209г. до н.э. Падение циньской династии, начало правления ди­настии Хань.
220г. н.э. Свержение в результате крестьянской войны ханьской династии. Борьба за власть между "сильными домами".
265-420 гг. н.э. Правление династии Цзинь.

 

Царство Цинь возникло примерно в X в. до н.э. Первоначально оно на­ходилось в зависимости от династии Чжоу, а затем, в период Чжаньго, вошло в число семи могущественных "воюющих царств". В III в. до н.э. оно возвысилось, подчинив себе остальные китайские государства.

В 359 - - 348 гг. до н.э. видный древнекитайский государственный деятель, главный советник импера­тора Шан Янпровел серию реформ, которые способствовали усиле­нию центральной власти. Шан Ян являлся одним из основоположников философской школы легистов, ставившей превыше всего государственный закон. Строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием по­рядка в стране. В этот период императором были утверждены обязатель­ные для всех законы, введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины. В результате преобразований Шан Яна:

· узаконивалось право частной собственности на землю и была официаль­но разрешена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар об­щинному землевладению;

· проводилось принудительное дробление больших патриархальных семей, что также ускоряло распад общины;

· в целях централизации вся территория государства была разделена на административные уезды - - новое административное деление было прове­дено по территориальному принципу;

· налоги стали взиматься исходя из количества обрабатываемой земли;

· войско было перевооружено и реорганизовано.

В централизованной Циньской империи главой государстваявлялся им­ператор - - хуанди. В его руках была сосредоточена вся полнота законода­тельной, исполнительной и судебной власти.

Имелся разветвленный государственный аппарат, возглавляемый двумя министрами - - левым и правым ченсянами. Заместителями ченсянов были секретари. Другими высшими государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сноше­ний. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

Когда царство Цинь подчинило себе остальные древнекитайские цар­ства, реформы Шан Яна были распространены на всю страну. В импе­рии были произведены следующие преобразования:

· административное. Территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды - - на волости, а волости - - на тины, представлявшие собой низшие административные единицы;

· аграрное;

· финансовое;

· военное.

Каждую область возглавляли два управителя - - представители военной и гражданской власти, назначаемые и смещаемые императором. Твердо установленные единые законы, каравшие за малейшие проступ­ки, направляли деятельность имперских чиновников. Прежние аристок­ратические титулы были уничтожены, критерием знатности стали бо­гатство и заслуги перед государством.

В Циньской империи имелось специальное судебное ведомство,что свидетельствует о выделении в ту эпоху судебных функций из общеадминист­ративных.

В качестве высшей судебной инстанции выступал сам император, кото­рый мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебное ведомство же следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, осо­бенно дела, связанные с превышением власти чиновниками. Во главе этого ведомства стоял тинвэй.

Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.

Армияиграла огромную роль в Древнем Китае, что определялось часты­ми войнами и крестьянскими восстаниями. Постепенно сформировалась постоянная армия, находившаяся на со­держании казны. Поначалу ее составляли личные телохранители императора и части, охранявшие столицу, заодно выполнявшие и полицейские функции. В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали муж­чин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготов­ку, затем в течение года несли гарнизонную службу и впоследствии один месяц в году служили в ополчении по месту жительства. Без определения сроков службы на охрану государственных границ направлялись провинившиеся чиновники, а также пре­ступники, бродячие торговцы и те, кто потерял свободу за долги.

Государство Хань. Из-за социальных противоречий в империи Цинь постоянно вспыхивали восстания, наиболее мощное из которых в 207- -206 гг. до н.э. привело к гибели Циньской монархии. Основателем новой династии - - Ханьской - - стал один из руководителей этого восстания, сельский староста Лю Бан.

Императорская династияХань правила с 206 г. до н.э. по 220 г. н.э. Эту эпоху принято делить на следующие периоды :

· Западная, или Ранняя (Старшая), Хань (206 г. до н.э. - - 8 г. н.э.);

· правление Ван Мана (9- -23 гг.) и правление Лю Сюаня, или Гэн-ши (23- -25 гг. );

· Восточная, или Поздняя (Младшая), Хань (25- -220 гг.).

Лю Бан, провозгласивший себя императором Гао-цзу, в начале своего правления сделал ряд уступок земледельцам, снизив налоги и отменив суровые законы династии Цинь. Однако его реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения. Новым момен­том в аграрных отношениях Западной Хань было то, что появились землевладения "сильных домов" - - своеобразные поместья-крепости с собственной вооруженной охраной.

Рабство, сочетаясь с феодальным укладом, достигло наибольшего раз­вития, что явилось причиной, обострившей социальные противоречия. Сохранив прежней структуру центрального и местного государственного аппарата, царская власть направила свои усилия на централизацию стра­ны. Было проведено новое территориально-административное деление - - на 13 крупных округов, с увеличением числа областей и уездов. Во главе округов ставились окружные ревизоры - - наместники императора, осуществлявшие контроль за местной администрацией. Области и уезды возглавляли три назначаемых из центра чиновника: правитель и его по­мощники по гражданским и военным делам. Деятельность местной ад­министрации контролировалась инспекторами из центра.

В 8 г. н.э. престол в результате дворцового переворота захватил Ван Ман. Провозгласив себя императором в 9 г., он предпринял новую по­пытку смягчить реформами классовые противоречия. Вдохновителями его реформ были конфуцианцы, пришедшие на сме­ну легистам.

В области землевладения Ван Маном было сделано следующее:

· путем запрета купли-продажи земли отменялась частная собствен­ность на нее;

· все земли объявлялись царскими;

· восстанавливалась система общинного землевладения.

В области рабовладения:

· отменялось частное рабовладение - - была запрещена купля-продажа рабов;

· государство получало законное и полное право владеть рабами, то есть рабы ста­новились государственными.

Ван Маном проводились и другие реформы, в том числе денежные: были введены новые налоги и учреждены особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссуд­ный процент. Однако все это не привело к стабилизации политического положения, а, напротив, углубило и обострило классовые противоречия, постепенно разру­шая экономику страны. Положение обострилось и тем, что в 18 г. вспыхнуло восстание, участники которого получили название "краснобровых".

В ходе борьбы с восставшими землевладельческая аристократия основа­ла новую династию - - Позднюю (Младшую, или Восточную) Хань.Вос­стание "краснобровых" было подавлено в конце 27 г., но страну удалось объединить только к 37 г.

Вернувшись в 23 г. на престол, Ханьская династия отменила все указы и распоряжения Ван Мана. Были сделаны некоторые уступки крестьян­ству и отчасти облегчено налоговое бремя. Существенным изменениям подвергся государственный аппарат - - был создан Императорский совет, высший совещательный орган при импе­раторе. Функции по управлению страной разделили между собой пять ведомств. Экономика страны стала стабилизироваться.

Во второй половине II в. власть династии Восточной Хань в результа­те мощных крестьянских восстаний пришла в упадок. В ходе борьбы с восставшими крупные военачальники, возглавлявшие различные воо­руженные политические группировки, стали независимыми от цент­рального правительства. Это привело к политическому кризису и к раз­рушению хозяйственной системы страны. В 220 г. единая Ханьская империя была уничтожена-- она распалась на три самостоятельных цар­ства, период существования которых получил название Саньго (Троецарствие).

Право Древнего Китая. Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы. Право знало понятия собственности, владения и распоряжения.

Земля, в принципе, считалась государственной собственностью, но владе­ла ею община. Знать получала землю вместе с покоренным населением. Однако письменные свидетельства о сделках с куплей-продажей земли в частную собственность не сохранились. Общинное владение землей являлось основой хозяйственной жизни.

В начале династии Чжоу проводилась важная земельная реформа. Царь в своих интересах ввел т. н. систему колодезных полей, каждая община имела девять полей, участков, квадратов. Восемь полей находились в частном пользовании крестьян. Девятое, в центре, обрабатывалось совместно всеми общинниками. Урожай с него шел вану. Реформа обеспе­чила своевременное и регулярное поступление в казну основной части натуральной подати с общины. Она была не столь обременительной для крестьян и меньше, чем десятина. Позднее, в эпоху Чжоу, положение крестьян ухудшилось, так как крупные собственники стали делить пожа­лованные земли на участки и сдавать их на кабальных условиях аренды.

Система т. н. «колодезных полей», по которой подать взималась натурой, со временем перестала удовлетворять власти. Вместо нее по­степенно стал вводиться денежный налог с единицы площади земли. Позднее его стали взимать с каждой семьи. Новое обложение вводилось не сразу, на это потребовалось несколько столетий (с VI до III вв. до н.э.). Оно подорвало основы общинного землевладения. Положение крестьян ухудшилось. Появление денег, ростовщичества, продажи земли означало вступление китайского общества в новый этап его развития.

Земля:

· в период Инь - - собственность императора (вана), приближенные име­ют лишь право пользования полученными в дар землями;

· во времена Чжоу - - превращение землевладений в индивидуальную собствен­ность;

· период Цинь - - с середины I в. до н.э. в ряде царств совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается зем­левладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода большей его части в руки новой знати.

Рабы:в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, институт купли-продажи рабов еще не был развит.

· во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V - - III вв. до н.э. существовали две категории рабов: государственные и частные;

· в период Цинь - - широкая и свободная торговля рабами.

Древнекитайское обязательственное право регламентировало различные виды договоров,в том числе:

· договор мены;

· договор купли-продажи;

· договор дарения;

· договор займа;

· договор аренды земли;

· договор личного найма.

Договор мены появился одним из первых.

Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины.

Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, ко­лесниц, оружия и другого имущества.

Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали возможности отсрочки платежа, внесения залога, вы­дачи письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство.

В V- -III вв. до н.э. часто заключался договор аренды земли.

В Древнем Китае бракзаключали родители. Муж/отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, она не могла иметь личного имущества. Право унаследовать имущество она имела, но это право было ограниченным.

Среди видов преступлений,известных в Древнем Китае, можно выде­лить:

· государственные - - мятеж, заговор;

· религиозные - - шаманство, выбрасывание золы на улицу;

· против личности - - убийство, нанесение телесных повреждений;

· против собственности - - кража, грабеж, убой чужого скота;

· воинские - - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.

Вообще же перечень преступлений огромен - - в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных деяний, признававшихся преступлениями. За преступления осужденных приговаривали к различным видам наказания, включая смертную казнь. Существовал выкуп за наказание. Избежать клеймения можно было, уплатив вану сто хуаней (примерно 2 килограмма меди) за ногу, за нос - -200 хуаней, за оскорбление - -600, за смертную казнь - - одну тысячу. Такой откуп за наказание был в инте­ресах богатых подданных. Смертная казнь была простая (обезглавлива­ние) и квалифицированная. Ко второй относились сожжение, повешение, четвертование, закапывание живьем и землю. Виды наказаний: отрезание носа, отсечение ног, рук, ушей, выкалывание глаз. Такие наказания мно­жили число инвалидов, но, судя по всему, преступность не исчезала. Система наказания знала укрывательство и недоносительство. Виновного рубили пополам. Жестокие и мучительные наказания соответствовали правовым понятиям всех древних народов: Китай не был исключением.

Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударственном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен сис­темой телесных наказаний и широким применением смертной казни. Основной целью наказанияво времена Цинь окончательно становится устрашение. К видам наказанийотносились:

· смертная казнь в квалифицированных формах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю);

· членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки или ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин);

· штрафы, позволявшие откупиться от наказания;

· тюремное заключение.

В отдельных случаях предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение жен­щин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др.

Община отвечала за правонарушения своих членов, действовало пра­вило круговой поруки. Мелкие проступки, споры об имуществе рассмат­ривали органы общины (суд еще не был отделен от администрации).

Новые взгляды на роль права распространяли Конфуций (V в. до н.э.) и его единомышленники. По их мнению, деление людей на правите­лей и управляемых заложено в самой природе человека, оно извечно и неизменно. Лучше всего управлять народом не через посредство закона, а через систему исторически сложившихся норм поведения людей. Кон­фуцианство проповедовало сохранение древних традиций: подчинение подданных властям, младших - - старшим; осуждало чрезмерное обога­щение; требовало от властей заботиться о бедных.

Высшей судебной инстанциейявлялся император (ван), который мог непос­редственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах испол­няли представители местной администрации.

Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были лица, разыскивавшие преступников, боровшиеся с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения).

Судебный процессв периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинитель­но-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях соверше­ния преступлений рабами.

 

 

· В чем своеобразие периодизации истории Китая?

· Когда сложилась наиболее устойчивая структура управления государством?

· В чем суть правовой политики в Древнем Ки­тае?

· В чем сходство/отличие Древнего Китая как государства от других государств Древнего Востока?

· Как можно кратко охарактеризовать право в Древнем Китае?

 

 

(даты указаны до нашей эры, после черты - - нашей эры)

 

Конец 2 тысячелетия. Образование первого государства на территории Китая - - Шан (Инь).

1122. Традиционная дата завоевания государства Шан племенами Чжоу. Начало периода «Западного Чжоу».

70. Чжоу под напором кочевников перемещаются на Запад. Начало периода «многоцарствия».

551- -478. Традиционные даты жизни Конфуция (Кун-цзы).

513. Первая фиксация уголовного права на китайском языке.

403. Начало периода «воюющих царств».

221. Древнекитайские царства объединены под властью Цинь.

140. Начало правления императора У Ди (87 г.), превратившего Китай в сильное централизованное государство.

111- -110. Покорение войсками Хань территории современного Юго-Западного Китая.

108.Покорение войсками Хань территории современного Ляодунского полуострова и Северной Кореи.

- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --

9. Начало династии Синь.

25. Установление династии « Поздней Хань».

220. Начало периода «троецарствия».