Идеология «просвещенного абсолютизма» и ее влияние на Екатерину II

В отличие от своих предшественников Екатерина II вступила на российский престол, имея вполне определенное и ясное представление о тех принципах, которыми она собиралась руководствоваться в управлении страной, и соответственно, о тех целях, которые, опираясь на эти принципы, она надеялась достичь.

Поскольку идейную основу этой программы, а следовательно, и внутренней политики того времени составляли принципы Просвещения XVIII в., то и сам этот период русской истории получил название«просвещенного абсолютизма».

Просветители, как стали называть духовных вождей этого течения, провозглашали священное право частной собственности, равенство людей от рождения, построение государства на основе «общественного договора» между гражданами и властью. Всех философов Просвещения объединяла идея перестройки жизни на разумных началах, что можно было, по их мнению, осуществить путем распространения положительных, практически полезных знаний среди широких кругов образованных людей, особенно среди правителей, которые и внедрят принципы разума в повседневную жизнь своих стран. Для эпохи Просвещения было характерно представление о правовом государстве, где наделение каждого гражданина определенным набором гарантированных прав и обязанностей, в зависимости от его принадлежности к тому или иному сословию, почиталось первейшим долгом просвещенного монарха, к каковым относила себя и Екатерина II. Она состояла в переписке с такими корифеями европейской мысли, как Вольтер, Дидро, Даламбер. Именно в ней Вольтер видел образец просвещенного монарха, который служит для блага общества и народа, а друзья-философы провозгласили Екатерину «Северной Семирамидой», «Царскосельской Минервой». Атмосфера всеобщего восхищения заряжала энергией императрицу, питала ее смелые дерзания. Ни в одно другое царствование не было выдвинуто столько великих проектов и предпринято столько решительных шагов к их воплощению. В то же время Екатерина II четко разделяла возможное и невозможное в идеях просветителей, ее «вольтерьянство» не выходило за пределы российской действительности.

Екатерина II критически оценивала итоги елизаветинского царствования, когда многое было задумано, но не осуществлено. Примером реформатора для нее был Петр I, но она отвергала его методы, как варварские, и предпочитала иные - более либеральные, «просвещенные». Целью Екатерины II было реализовать идею «всеобщего блага» через развитую законодательную систему, обеспечивавшую полноту прав и взаимных обязанностей власти и народа. Роль своего рода гаранта законности, осуществлявшего функцию контроля и одновременно воспитания и просвещения народа, отводилась рационально организованному аппарату управления, основанному на принципе разделения властей.

Собственные «правила управления», которыми она стремилась руководствоваться в своей государственной деятельности, заключались в следующем:

• Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

• Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддержать общество и заставить его соблюдать законы.

• Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

• Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

• Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Каждый гражданин должен быть воспитан в сознании долга своего перед Высшим Существом, перед собой, перед обществом и нужно ему преподать некоторые искусства, без которых он почти не может обойтись в повседневной жизни. Исходя из такого понимания места и роли государственного аппарата в развитии и совершенствовании государства, Екатерина 11 предприняла ряд последовательных реформ, направленных на создание единообразной системы управления на всей территории империи, что означало дальнейшую централизацию власти, которую не нарушала никакая форма распределения управленческих функций между звеньями центрального и местного аппарата.

 

2. Реформы высших и центральных органов власти