Усиление опорных участки балок
Как создают предварительное напряжение в шпренгелях и затяжках?
Усилие предварительного натяжения создают взаимным сближением (стягиванием) ветвей шпренгеля или затяжки с помощью стяжных болтов на величину а, по которой контролируют и величину самого усилия N. Как видно из рис. 11, а/b = tgα = i, тогда абсолютные деформации , относительные деформации ε=δ/I, а величина предварительного напряжения σsp=εЕ, где Σb — суммарная длина участков перегиба, Е — модуль упругости стали. Отсюда Nsp = σspAs, а усилие в стяжном болте V = 2Ni (схема "А") или V= Ni (схема "Б"). Проектное значение i назначается больше расчетного на 0,01 — величину, необходимую для выборки слабины ветвей.
Ветви можно натягивать также с помощью домкратов и нарезных муфт, но в последнем случае для контроля величины σsp необходимо применять специальные приборы (а не динамометрические ключи, которые дают слишком большую погрешность). Независимо от способов натяжения, величина предварительного напряжения σsp не должна превышать 0,9Rsn для мягкой стали (имеющей физический предел текучести) и 0,7Rsn для высокопрочной стали. Максимальные напряжения в стержнях шпренгеля или затяжки (после вычета потерь напряжений и добавления напряжений от дополнительно приложенной нагрузки) должны быть не более 0,8Rs
Один из способов — вышеприведенное усиление шпренгелями, при котором уменьшаются поперечные силы и происходит разгружение опорных участков (рис. 12). Другой — устройство дополнительных выносных опор на некотором расстоянии от существующих. Опоры устанавливают при частично или полностью снятой полезной нагрузке, после восстановления которой однопролетная, например, балка начинает работать как двух- или трехпролетная. В связи с этим расчетные усилия в ней, включая опорные реакции, определяют при двух расчетных схемах (до и после устройства выносных опор), а затем суммируют. Такой прием позволяет частично разгрузить существующие опоры, следовательно, разгрузить и опорные участки (а заодно и пролетные). В качестве усиливающих конструкций здесь используют двухконсольные балки (рис. 12), подкосы, подпруги, кронштейны и т.п. элементы. Если разгрузить железобетонные балки невозможно, то в усиливающих конструкциях создают преднапряжение: оттягивают их концы книзу упорными болтами, домкратами или грузами, в результате чего на балки действуют разгружающие силы F.
Третий — наиболее распространенный способ — устройство внешней поперечной арматуры (хомутов). Как показали опыты, без предварительного напряжения такая арматура практически не работает и прочность наклонных сечений не увеличивает — даже если она установлена при полностью снятой нагрузке. Предварительное напряжение хомутов обычно создают затягиванием концевых гаек, электронагревом (в обоих случаях с контролем напряжений по удлинению стержней) или попарным их сближением с помощью стяжных болтов (см. рис. 13). Предварительное напряжение создает в опорных участках поперечные сжимающие напряжения σу, которые не только значительно разгружают внутреннюю поперечную арматуру, но повышают также сопротивление сжатого бетона срезу и трещиностойкость самих наклонных сечений. Практический расчет тогда сводится к определению диаметра и шага внешних хомутов, рассматриваемых в качестве обычной поперечной арматуры (при наличии наклонных трещин их расчетное сопротивление снижается на 25%).
Как следует из приведенного описания, первые два способа изменяют расчетную схему, третий — увеличивает несущую способность сечений.