Право средневекового Арабского халифата
Государство и право Арабского халифата
Основой исламской государственности стала религиозная община - грима. Юридическое положение личности определялось вероисповеданием. На первый план выступают различия в правовом положении у мусульман и немусульман. Первоначально к покоренным немусульманам относились терпимо. Они сохраняли самоуправление, свой язык, суды. С укреплением ислама их положение становится все более приниженным. Взаимоотношение с мусульманами регламентируется мусульманским правом. Немусульмане не могли вступать в брак с мусульманами, должны носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать поземельный налог и подушную подать. Политика исламизации и арабизации.
Характерные черты общественного строя:
1) доминирующее положение государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (государственная эксплуатация крестьян с помощью ренты – налога в пользу бюрократической верхушки)
2) религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни
3) отсутствие четко-выраженной сословной группы, каких-либо свобод и привилегий
Судебные функции в халифате были отделены от администрации. Суды мусульманского права составляли вторую часть государственной организации, которая реально связывала империю ислама. Верховная судебная власть принадлежала пророку и халифам, как носителям справедливости. Первоначально халифы сами творили суд, в провинциях – элеиры, но со временем потребовалось создание специальный судей – кади. Правосудие становится привилегией духовенства. Высшую судебную власть осуществляла коллегия авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. Эта коллегия от имени халифа назначала кади и специально уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Полномочия кади:
· рассмотрение всех категорий судебных дел на местах
· наблюдение за исполнением судебных решений
· надзор за местами заключения
· удостоверяли завещания
· распределяли наследство
· проверяли законность землеиспользования
· заведовали собственностью религиозных организаций
Руководствовались Кораном и суннами при вынесении решений. Решали дела на основе их самостоятельного толкования. Приговоры окончательные, обжалованию не подлежали. Исключение: решения халифа.
Кади оставались под верховной властью халифов. Высшие должностные лица могли отменять их решения. Первоначально должности судьи не оплачивались. Суд проводился во вспомогательных помещениях мечети. С 9в. появляется институт постоянных свидетелей. Должность судей становится наследственной.
Со временем появляются светские суды, куда поступали уголовные и полицейские дела. Светские судьи назначались визирем. Высшая инстанция – придворный суд. Светский суд ограничен Кораном и традициями.
1. зарождение мусульманского права и его источники. Регулирование имущественных отношений
2. брак и семья
3. преступление и наказание по шариату
1.С возникновением халифата формируется право – шариат (надлежащий путь – в переводе). Право изначально формируется как важнейшая часть религии. Источники: Коран (религиозно-моральные направляющие установки), сунна (сборник преданий и изречений Мухаммеда и его поступков) – судебно-наследственные и семейные отношения, иджма (решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами), фетва (письменные заключения), решения уммы, кияс (судебные решения по аналогии), адат (обычное право, не противоречащее Корану). В дальнейшем источниками права считают указы халифов.
Шариат заставляет жить строго-определенным образом. 5 критериев шариатского образа жизни. Если эти критерии не соблюдаются, то человек считается неверным – кяфиром (4 степени неверности). Невыполнение религиозного долга влекло к потере всех прав. Воины и государственные служащие имели право икта, т.е. пользовались землей за службу вместе с проживающими на ней крестьянами. Особый статус был у собственности мечети – вакуф, (освобождающий от налогообложения, нельзя отчуждать) это земля, переданная мечети для благотворительных целей. Мульк – право частной собственности на землю. В случае неверности человека, они лишался мулька.
2.Патриархальный характер, многоженство (законные 4 жены), неограниченное количество наложниц при условии их материального обеспечения и справедливого к ним отношения. Право развода со стороны мужа.
3.Отказ от правильного поведения рассматривался не только как юридическое нарушение, но и как религиозный грех. Действия различали на:
· строго обязательное
· желательное
· разрешаемое
· нежелательное, но ненаказуемое
· запрещенное, строго наказуемое
Дифференция важна относительно важных ценностей мусульман. По характеру наказания все преступления делились:
1) против религии и государства
2) против отдельных лиц
3) правонарушение, выбор нарушения зависит от суда