Введение. Предмет и методология
Основные тенденции развития социального законодательства в зарубежных странах в новейшее время.
После окончания первой и особенно второй мировых войн в большинстве экономически развитых стран трудящиеся добились принятия законов о социальном обеспечении в старости, на случай болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и по некоторым другим обстоятельствам. В последние десятилетия появились законы, призванные облегчить положение семей, имеющих низкий уровень доходов в области медицинского обслуживания, образования и жилищного строительства. Но законодательство такого рода фрагментарно и нестабильно.
В большинстве стран применяется социальное страхование, предусматривающее страховые взносы наемных работников (обычно в размере 1-1,5 % заработной платы) и взносов предпринимателей (в среднем 1-1,5 % общей суммы выплаченной зарплаты).
Государственные дотации, или государственная помощь направляются тем, кто после официальной проверки признан не имеющим средств к существованию. Обычно такая помощь является дополнением к социальному страхованию.
Система предусматривает формирование пенсионного фонда за счет особого налога, который взимается со всех граждан, имеющих работу и доходы, начиная с их совершеннолетия и кончая достижением ими пенсионного возраста.
Предмет истории государство и права зарубежных стран – исторические процессы развития системы государственных и юридических институтов.
Цель – выявить закономерности и специфику развития государства и права.
Задачи: глубже познать государственно-правовые реалии современности.
Методы:
· Общефилософские
· Общенаучные (хронологические, этологические, дедукция, индукция)
· Частнонаучные (специальнонаучные)
1) конкретно исторический: рассмотреть государственно-правовые явления в социальной среде определенного, конкретного государства и его правовой системе
2) сравнительно правовой: помогает выявить общие закономерности, признаки в один период времени, но в разных странах
3) системный подход: позволяет выделить неповторимые особенности, существенные признаки государство и права.
Место дисциплины: тесно связана с юридическими дисциплинами (ОТП) и историческими дисциплинами (предметом истории является общество в целом в историческом развитии, а история государства и права изучает государство и право).
Периодизация курса:
1) древний мир (цивилизационный и формационный подходы)
2) средневековье
3) новое время
4) новейшее время
Государство – 1)универсальная мощная политическая организация, политическая система, располагающая аппаратом принуждения и предназначенная для управления обществом.
2) политико-территориальная, суверенная организация, управления обществом, состоящая из особого аппарата.
Подходы к сущности государства:
1) классовый
2) общесоциальный – государство рассматривается как организация, которая создает условия для компромиссов, интересов различных слоев населения, групп, классов.
Типы подхода:
1) формационный (основа – общественно-экономическая формация)
2) цивилизационный (исходный пункт – зависимость типа государства от культурных факторов)
Два глобальных типа: запад и восток.
Происхождение государства:
Разделение труда – собственностью отдельных лиц выступает земля. Появляется возможность вести собственное хозяйство отдельной семьей. Первобытная демократия преобразуется в военную демократию (включала вождя, совет старейшин, народное собрание). С расколом общества на классы родовая организация оказалась бессильной решать классовые противоречия.
Отличие государства от родовой организации: с расколом общества на классы, с переходом общества от первобытнообщинного к рабовладельческому сменяется тип власти – родовая организация заменяется государственной властью.
1) создание особой публичной власти, которая не совпадает с население. Власть принадлежит только господствующему классу и осуществляется специальной группой людей – аппаратом власти, который выполняет специфические формы управления, используя принуждение и насилие.
2) Разделение поданных государства по территориальному признаку – род держался на кровных узах, госвласть соединяет людей по месту жительства, т.е. по территориальному принципу, т.е. осуществление прав и обязанностей предоставлялось без относительности к роду и племени.
Формы государства:
· Афинская (классическая). Государство появилось из классовых противоречий, которые развивались внутри родового общества без воздействия внешних факторов
· Римская – процесс образования государства ускорен борьбой личносвободных плебеев и римской родовой знати
· Германская (славянская) – на образование государства повлияли завоевания. Отличительная черта – минули стадию рабовладения.
· Азиатская – вследствие необходимости управления крупными общественными работами, в результате родовая знать превращается в клан во главе с монархом, который безраздельно распоряжается общественной собственностью. Длительно сохраняется родовая структура. С возникновением государства, возникает право. Первобытные обычаи не пригодны для регулирования поведения людей, т.к. они выражали общественную волю, держались на авторитете, в условиях классовой борьбы понадобились нормы, которые выражали бы волю господствующего класса. Первоначально пытались приспособить прошлые обычаи к своим потребностям.