Государство и право Латинской Америки и Африки в новое время.
Образование и развитие Китайской Народной Республики
Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.
3 мая 1947 г.вступает в силу новая конститция, к-рая утвердила либерально-демократические преобразования в области гос-го стоя. Кон-ция установила в Японии либерально-демократическую парламентарную монархию. Императору отводилась роль английского монаоха – «Царствовать, но не управлять». По предоставлению парламента он назначает премье министра; по представлению кабината министров назначает главного судью Верховногосуда.. Законодательная власть вручается парламенту, состоящий из палаты представителей (избирается на 4 года) и палаты советников (избирается на 6 лет с обновлением на ½ каждую 3 года). Избирательное право имеют все граждане, достигшие 20 лет. Вышсий орган исполнит.власти – правительство(кабинет министров). Премьер министр выдвигается парламентом из числа своих членов, а затем номинально назначается императором. Премьер-министр формирует кабинет, назначает министров. Судебная власть находится у верховного суда (состоит из главного судьи и 14 судей) и судов низшей инстанции. Главного судью назначает император по представлению кабинета министров. ВС Японии выполняет также функции конституционного суда. В судебную систему входят также апеллционные суды, основные местные суды и дисциплинарные (первичные) суды.
Китайская Народная Республика образовалась в результате длительного революционного процесса, который первоначально развивался в отдаленных сельских местностях. Новое государство сначала объединило освобожденные районы, которые назывались Советскими (Сувэйай цюй). С первых лет своего существования они находились под руководством Компартии, но в течение ряда лет не имели общих органов власти, управления и суда. Лишь в 1931 г. такие органы были созданы на состоявшемся в ноябре 1931 г. в Жуйцзине (провинция Цзянси) Всекитайском съезде Советов. Съезд образовал Центральный исполнительный комитет (ЦИК) и Совет народных комиссаров (СНК) Китайской Советской Республики (КСР). Оба эти органа могли издавать законы. Одновременно был образован Верховный суд. Местными органами власти провозглашались Советы депутатов, которые формировали исполнительные комитеты. В нороосвобожденных и прифронтовых районах вся власть сосредоточивалась в руках революционных комитетов. Местными судебными органами в Советских районах Китая являлись судебные отделы местных советских правительств (так обычно называли исполнительные комитеты). В соответствии с условиями соглашения о внутреннем мире между Компартией и Гоминьданом Северо-Западная канцелярия Центрального Советского правительства Китая была преобразована в правительство Особого района Китайской Республики, а Красная Армия Китая — в Народно-революционную армию (вскоре она получила наименование 8-я армия, позднее коммунистами была сформирована 4-я Новая армия). На территории освобожденных районов провозглашался режим, основанный на всеобщем избирательном праве. На время войны в освобожденных районах — антияпонских революционных базах — была прекращена конфискация земель у помещиков. Но это не означало возвращения уже конфискованных земель помещикам: всякие попытки в этом направлении строго пресекались. Вместе с тем для крестьян проводилась политика снижения арендной платы и ссудного процента. Весной—летом 1949 г. организационно оформился Народный политический консультативный совет Китая. К осени этого года в руках Гоминьдана оставался только один крупный город — Гуанчжоу (Кантон). Наступило время объединения освобожденных районов страны в единое государство. В процессе объединения революционных сил и образования Китайской Народной Республики (КНР) важную роль сыграли правительства и военно-административные комитеты крупных освобожденных районов. Народные правительства были созданы в ранее освобожденных Северо-Восточном и Северном Китае. Военно-административные комитеты были созданы в Северо-Западном, Восточном, Южно-Центральном и Юго-Западном Китае. Китайская Народная Республика была провозглашена 1 октября 1949 г. по решению пленарной сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), принявшей на себя функции Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и сыгравшей роль Учредительного собрания республики. В марте 1951 г. ЦНПС принял Временное организационное положение народных судов КНР, Временное организационное положение Верховной народной прокуратуры Центрального народного правительства и Общие принципы организации местных народных прокурат . Временное организационное положение народных судов КНР исходило из прежней практики освобожденных районов (да и из китайской традиции) включения народных судов в структуру местных правительств. Местные народные прокуратуры также были включены в местные правительства и находились, таким образом, как и суды, в двойном подчинении — своим вышестоящим органам и местным народным правительствам. Временное организационное положение народных судов КНР предусматривало создание института народных заседателей, но право принятия судебного решения оставалось за судьями, а заседатели могли лишь “помогать в расследовании дела, принимать участие в судебном разбирательстве и высказывать свое мнение по рассматриваемому делу”
Латинская Америка. В новое время Латинская Америка представляла собой регион, несший в себе черты прошлой средневековой эпохи. Традиционная индейская государственность (майя, инки, ацтеки) была уничтожена. Власть в этом регионе фактически перешла в руки колонизаторов и церкви. 2а гос-ва - Испания и Португалия осуществляли территориальную экспансию по всему континенту. Испанский и португальский языки стали доминировать, что и дало основание называть ее Латин.Америкой. Эмиграция из Европы в США была народной - в основном простые люди. Из Испании и Португалии в Америку ехали преимущественно дворяне. Работать должны были местные жители - индейцы, или привезенные из Африки негры-рабы. Хозяевами были потомки переселившихся испанских дворян, использовавших труд безземельных крестьян-пеонов, индейцев по преимуществу, и негров-рабов. Руководство политикой Испании в колониях осуществлял Совет по делам Индий, созданный при короле Испании. Совет издавал з-ны для колоний, назначал администрацию и был высшей апелляц.инстанцией для всех колониальных судов. Вице-короли в Америке осуществляли высшую власть и олицетворяли собой испанскую корону. На высшие должности в колониальной администрации назначались выходцы из числа испанской феодальной знати. Огромную роль в управлении колониями играла католич.церковь. Политика метрополии вызывает широкое недовольство различных слоев населения. Недовольство проявляла и буржуазия. В начале XIX в. между Испанией и Португалией возник конфликт. Образовались независимые латиноамер-кие гос-ва: Аргентина, Боливия, Бразилия, Мексика, Парагвай, Перу, Чили, Уругвай. Большинство из них провозгласили себя республиками. Власть в этих республиках принадлежала различным кланам латифундистов и принимала форму личной власти вождя, опирающегося на армию. Идеи республиканизма легли в основу 1ых конституций латиноамер-их гос-в. По конституции 1826 г. в Аргентине и по конституции 1824 г. в Мексике были провозглашены республики. Монархическая форма правления утвердилась лишь в Бразилии. В процессе становления и развития государственности в Латинской Америке утвердились идеи федерализма. В большинстве латиноамериканских республик сохранялись крупные латифундии и полуфеодальные, а также в нек-рых случаях рабовладельческие формы эксплуатации. Имела место социальная и духовная подавленность большей части населения. Консервативная партия защищала интересы крупных землевладельцев и церкви. В течение XIX в. консерваторы чаще находились у власти. Партии ставили перед собой задачу захвата власти и создание авторитарного режима. Они делали ставку на 1го сильного лидера (каудильо). Каудилизм (переворот) стал системой, строился на грубой силе и харизматическом авторитете предводителя. Он тормозил становление демократ-ких форм общественной жизни. Диктаторские режимы базировались на милитаризме. Власть захватывали каудильо -выходцы из армейской верхушки. В XIX в. гос-ные перевороты стали частым явлением. Африка к моменту установления европейского господства состояла из 2ух историко-географических регионов. 1ый из них к северу от Сахары и прилегающий к Красному морю входил в зону распространения цивилизаций Средиземноморья - древнеегипетской, финикийской, грека-римской. Утвердился ислам, арабский язык стал основным языком общения. После распада халифата возникло несколько самостоятельных гос-в. Позже все они, за исключением Марокко, вошли в состав оттоманской империи. В Эфиопии сохранился анклав христианства, и здесь образовалось крупное гос-во во главе с императором (негусом). К югу от Сахары до самой южной оконечности континента жили многочисленные народы негроидной расы, находящиеся на стадии общинного строя или перехода к 1ым гос-ным образованиям. Уклад этих народов разнообразен: от кочевого скотоводства и земледелия до охоты и собирательства. Втягиваясь в торговлю с более развитыми соседями, Африка поставляла единственный доступный ей «товар» - рабов. Сев.Африка быстро стала объектом притязаний европейцев. Франция в 1830 г. установила протекторат над Алжиром. В 1869 г. было завершено сооружение Суэцкого канала. Англия сделала все возможное, чтобы установить контроль над каналом, а затем и над Египтом, где канал пролегал. К нач ХХ в. почти вся территория СевАфрики была поделена между европейскими гос-ми. До нач XIX в. из Африки было вывезено около 12 млн рабов. На побережье Африки возникли многочисленные опорные пункты европейских держав. Главную роль в последующем разделе Тропической и Южной Африки сыграло соперничество европейских держав, где обладание колониальной империей было символом статуса великой державы. К кон XIX в. на территории Африки осталось только 2а суверенных государства: Эфиопия и Либерия. Границы колониальных владений были произвольными. Право. Доминирующее положение в странах Латинской Америки и Африки занимало право колониальных держав. Возникали своеобразные смешанные правовые системы, состоящие из элементов права метрополии и местного права. Традиционное право регулировало главным образом личные права и сохраняло свое подчиненное положение по отношению к праву метрополии. В XIX в. право латиноамер-ких гос-в опиралось на римско-испанские традиции. Была глубокая рецепция французского права. Основные элементы континентальной системы права были трансплантированы в Африканские колонии Франции, Бельгии, Голландии. Особенно тесно была связана с колониальной политикой англосаксонская система права. Происходило насильственное внедрение его в процессе колониальной экспансии. Колонии в Юж.Африке расширились по мере захвата бурских республик, где действовало римско-голландское право. В результате сложилась система, где переплетались элементы английского и голландского права. Действовало англо-испанское, англо-французское, англо-римско-голландское и др. право. Доминирующая тенденция буржуазного развития гос-ва и права определила последующее развитие мира.